Самоконтроль является чрезвычайно важным источником информации о том, каковы ожидания и потребности школьников, их проблемы, каково их отношение к учению, как они реагируют на используемые в учебном процессе материалы и методы. Он представляет неотъемлемую часть процесса изучения языка, поскольку, для того, чтобы изучить что-либо, мы сталкиваемся с необходимостью оценить уже имеющиеся у нас знания и то, как можно обогатить их. Обычно мы делаем это подсознательно.
Здесь имеет место выражение русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, «школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможностей помогать этому процессу…Таким образом, не школа и не образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать».
Настроить учащихся на самоконтроль – задача не из лёгких. Этим необходимо заниматься с первого дня, когда ребёнок начинает изучать иностранный язык. Роль учителя в научении школьников иностранному языку и, следовательно, формировании самоконтроля учащихся особенно значительна на раннем этапе. Постепенно ученик при помощи учителя начинает осознавать свою возрастающую роль в изучении иностранного языка и всё активнее участвует в контроле. Таким образом, происходит переход от доминирующей роли учителя к самоконтролю, обеспечивающему надёжный фундамент для самостоятельного изучения иностранного языка.
Большинство из описанных в методике обучения иностранным языкам приёмов осуществляемого учащимися контроля ( самоконтроля и взаимоконтроля) схожи с теми, которые используются для осуществления контроля учителем.
Одним из возможных путей осуществления систематизированного самоконтроля и интеграции его в процесс обучения иностранному языку является применение «языкового портфеля ученика». В ряду инновационных технологий обучения он выделяется тем, что характеризуется методистами как альтернативная форма контроля, позволяющая получить динамическую картину учебного и языкового развития учащихся. В центре внимания оказывается то, что обучаемые умеют делать с языком, а не то, что они смогут продуцировать или вспомнить, как это обычно бывает в случае формального контроля (тестирования или сдачи экзаменов). Замысел данной технологии заключается в формировании и развитии у учащихся умения рефлексии, то есть самооценки. Умению объективной самооценки, взаимооценки, то есть оценки действий других людей, тоже нужно учить. До сих пор данная проблема как-то уходила из поля зрения педагогов. «Портфель ученика» как раз и является такой технологией. Учащиеся не просто отбирают какие-то свои работы в отдельную папку. Каждая работа, ранее проверенная и оцененная учителем или нет, комментируется самим учеником: почему именно эту работу он отобрал, как сам оценивает свои достижения по данной теме или по всему курсу в целом, над чем, по его мнению, стоит поработать более интенсивно, в чём испытывает наибольшие трудности, наконец, согласен ли он с оценкой учителя, если нет, то почему? Разумеется, все комментарии делаются на иностранном языке. Комментируя отобранные работы, ученик размышляет о своих делах, своих успехах и трудностях, задумывается о причинах этих трудностей. Затем происходит защита «портфеля ученика». Дата защиты назначается по согласованию с автором «портфеля ученика». Учитель назначает нескольких независимых экспертов из числа учащихся этого и других классов. Эксперты знакомятся с содержанием, формулируют свои суждения и выводы. Автор высказывает свою позицию, эксперты и все желающие задают ему вопросы. Затем выступают эксперты с коллективно выработанным заключением, в котором просто подводится итог, в чём их мнения совпали с мнениями автора «портфеля ученика», в чём не совпали. Никаких отметок данная технология не предусматривает, только общие оценки.
На основании вышесказанного можно определить цели создания и ведения «портфеля ученика»:
– отмечать способности, умения, навыки и личный
опыт учащегося на уровне самооценки,
взаимооценки и оценки взрослыми;
– исследовать собственное развитие в течение
определённого времени;
– ставить реальные учебные цели на ближайшее
будущее;
– развивать у учащихся навык рефлексии.
Принципы данной педагогической технологии можно сформулировать следующим образом:
– самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией( грамматикой, лексикой, фонетикой), социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями. А также: умения учеником принимать самостоятельные решения в процессе индивидуальной и групповой деятельности, прогнозировать последствия принимаемых решений; умений совместной деятельности в малых группах сотрудничества: активного участия в дискуссиях, проектах, умения аргументировано и доходчиво излагать свою позицию, с уважением относиться к мнению партнёров;
– систематичность и регулярность самомониторинга. Это означает достаточно последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения иностранным языком.
Ученик отбирает наиболее интересные с его точки зрения работы в свой «портфель ученика» в соответствии с принятой структурой. Его задача – тщательно проанализировать эти работы, внести необходимые коррективы, дать им объяснения, составить собственный краткий отчёт-комментарий самооценки. Здесь же он может высказаться и по поводу оценки учителя или родителей, но, разумеется, в уважительных тонах. В этом отношении комментарии учителя для него должны служить образцом. Именно эти суждения и составляют сущность рефлексии, ради чего и рекомендуется данная технология.
– структуризация материалов «портфеля
ученика», логичность, лаконичность всех
письменных пояснений;
– аккуратность и эстетичность оформления
«портфеля ученика»;
– целостность, тематическая завершённость
представленных в «портфеле ученика» материалов;
– наглядность и обоснованность презентации
«портфеля ученика».
При подготовке «портфеля ученика» рекомендуется сосредоточить своё внимание на следующих моментах: самостоятельность мышления ученика; определение временного периода ведения «портфеля ученика»; взаимосвязь и взаимообусловленность формируемых компетенций; отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка); процесс решения проблем.
«Портфель ученика» включает классные и домашние работы учащихся в течение триместра или четверти. Учитель разрабатывает и предлагает требования к оформлению «портфеля ученика», сроки работы над ним и время презентации «портфеля ученика». В обращении к автору «портфеля ученика» важно подчеркнуть, что он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего «портфеля ученика», своих комментариев. Но следует иметь в виду, что логика его рассуждений, культура речи, доказательность будут приниматься во внимание при оценке конечного продукта. Можно предложить учащемуся следующую структуру «портфеля ученика», но вовсе необязательно ограничиваться этими материалами:
- Титульная страница. Название самого «портфеля ученика». Имя ученика. Название предмета. Период создания «портфеля ученика». Дата начала и окончания. Примерное время защиты «портфеля ученика». Имя учителя.
- Содержание «портфеля ученика».
- Краткая история успехов ученика по иностранному языку – анализ собственных результатов по иностранному языку: что больше даётся, что труднее, в чём эти трудности, начиная с младших классов.
- Записи, доклады, домашние работы. Восемь работ, по крайней мере, из четырёх разных разделов. Необходимо включить один пример, иллюстрирующий вашу индивидуальность, оригинальность мышления.
- Контрольные, самостоятельные работы. Пять работ по не менее чем трём темам, включая, по крайней мере, одну работу, демонстрирующую ваш подход к исправлению ошибок и коррекции вашего понимания тех или иных проблемных ситуаций, которые обсуждались в классе.
- Тесты. Четыре различных теста по не менее чем трём темам.
- Использование информационных технологий.
- Групповой проект. Опишите детально групповой проект, в котором вы принимали участие.
- Ваша любимая работа. Этот раздел должен быть предпослан отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему вы выбрали именно этот вид работы в качестве предпочтительного для вас.
- Оценка родителей/рецензента. Письменная рецензия родителей (на русском языке) или независимого рецензента (на иностранном языке).
Самое сложное в создании «портфеля ученика», конечно, отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним.
В ходе работы над созданием «портфеля ученика» по иностранному языку определилась концепция. Основные положения заключаются в следующем:
– создание «языкового портфеля ученика»
требует совместной работы трёх заинтересованных
сторон – ученика, учителя и родителей, как
рецензентов;
– посредством «языкового портфеля»
осуществляется повышение мотивации на всех
этапах обучения за счёт активизации самооценки;
– «языковой портфель ученика» создаёт
предпосылки для совершенствования и
самостоятельного изучения иностранного языка.
Список используемой литературы:
- Полат Е.С. «Портфель ученика»// Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – 2010. – С. 362-366.
- Поляков О.Г. Самоконтроль// Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – 2010. – С. 399-404.
- Протасова Е.Ю. Европейская языковая политика//ИЯШ. – 2004. – № 1.
- Никитенко З.Н., Шумилова Н.Н.// English. – 2010. – № 4
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.