Программные задачи:
- Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, учить сочинять новые концовки к известным сказкам.
- Развивать мышление, сообразительность, фантазию.
- Сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Случай такой был у нас, говорят:
Волк за Козленком пришел в детский сад.
Козлика вызвал, сказал: – Не грусти,
Мама просила тебя привести.
Ну не задерживайся, Козлик, пойдем
К братьям козлятам
В ваш маленький дом.
Но не случилась большая беда,
Козлик ему не поверил тогда.
Взрослых позвал на подмогу скорей,
Сразу сбежал из детсада злодей!
Нельзя уходить из детсада с чужими!
Лишь со знакомыми, лишь со своими!
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, что не всегда внешность человека соответствует его характеру. Иногда внешне очень привлекательный человек бывает опасным для окружающих, ну, а не красивая старушка бывает очень доброй. Мы с вами познакомились со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями.
- Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала.
- Волка побили, он остался без хвоста.
- Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала.
- Бабка осталась без рыбы и без воротника.
- Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила.
Воспитатель: Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое?
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы?
Рыжая, пушистая.
Лиса красивая, хвост длинный, пушистый,
красивый.
Взгляд хитрый.
Мордочка острая.
Лисичка – самая красивая из зверей.
Тук-тук-тук: входит Лиса.
Лиса: Кажется, тут про меня говорили Правильно, ведь я такая хорошая! (Начинает себя хвалить)
Воспитатель: А если бы вы не знали,
сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее
внешнему виду понять, что она плохая?
Нет, на вид она очень красивая и хорошая.
Но взгляд у нее хитрый.
Воспитатель: Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Дети, мы с вами знаем, какая она на самом деле. Сколько бед произошло по ее вине.
Лиса: А почему это – по моей? Ну, обманула деда, сам виноват. Надо было лучше смотреть!
Воспитатель: А правда ребята, что надо
было сделать деду. Чтобы не оказаться в такой
ситуации?
Дед старый и знает, что лиса – обманщица. Нужно
было подумать, прежде чем бросать лису в сани, и
тогда он что-нибудь придумал бы.
Нужно было проехать мимо и не обращать внимания
на лису.
Нужно было внимательно посмотреть ей в глаза –
он заметил бы, что она живая.
Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел
воротник для бабки. Нужно было лису положить в
мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была
бы, и воротник.
Воспитатель. Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл, что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой.
Лиса: А я такая умная, что и вас обману!
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим?
Физминутка: Игра «Съедобное, не съедобное»
Лиса: Ух, какие вы молодцы! А я все равно, умнее, а как я волка обманула!
Воспитатель: А правда ребята, кто
помнит, что случилось с волком?
Остался без хвоста и голодным.
Воспитатель: А давайте мы с вами перехетрим лису, сможем придумать свой вариант окончание сказки?
Дети придумывают.
Воспитатель: Ребята сегодня на
примере сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
мы увидели, что неприятности могут случиться в
любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие
люди, как лиса, – хитрые и лживые. В сказке лиса
обманула деда и волка. Сказку можно переделать на
хороший лад, чтобы все плохое происходило с
лисой. Деду надо было поступить по- другому – не
брать лису. А волку нужно было не слушать лису, а
думать своей головой.
Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не
поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут
оказаться опасными.
Нам всем надо стараться избегать встреч с такими
людьми или хотя бы не прислушиваться к их
советам, думать своей головой. Сказки придумал
народ, чтобы предостеречь всех нас от возможных
опасностей и от плохих людей. Подумайте: если
вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень
красивый, пусть игрушку, что вы сделаете? (Тут
лиса находит конфетку)
Лиса: Ой, что я нашла!!! Сейчас пообедаю! А с вами не поделюсь!!!
Воспитатель: Не ешь, не трогай. Ты же не знаешь, что там находится!
(Лиса разворачивает конфетку из нее выпрыгивает паук)
Лиса: А что я одна такая? Вы посмотрите, сколько нас – красивых, и умных, но немножко вредных!
Воспитатель: Правда ребята, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. Вспомните, такие же примеры из других сказок? На столе лежат картинки со сказочными героями. Вы сейчас тех, кто красивый, но злой отнесете на один стол, а некрасивых, но добрых на другой. А какие герои остались лежать у нас на столе? Правильно это те, чья внешность совпадает с душевными качествами.
Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказки, где внешность не соответствует душевным качествам человека, его намерениям. Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила:
- Никогда никуда не ходить с чужими людьми.
- Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки.
- Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет.
(Лиса показывает картинки)
Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Сегодня вы хорошо поработали. Главное, мне понравилось, как вы рассуждали, какие выводы делали. Я предлагаю вам после занятия, в свободное время, нарисовать иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», поделиться впечатлениями от сказки или, если захотите, нарисовать другую концовку сказки.