Цель урока: ознакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам; выделить основные группы животных по способу питания; научиться составлять цепи питания; расширять кругозор учащихся и общие представления о животном мире.
I. Мотивация учебной деятельности.
- Разгадайте кроссворд - слайд 3.
По горизонтали:
3. Как по этажам
По веткам прыгает
Руля хвостом (белка).4. Брат собаки этот серый,
А разбойник самый первый (волк).
Старый пень.
На пне верёвка
Завязалась без узла,
Не вспугни её неловко –
Может укусить верёвка.
Развязалась – уползла (змея).
По вертикали:
1. Рыжая птичница всех кур перечла, всех унесла (лиса).
2. Под снежной шубой спит шуба меховая (медведь).
6. В горку бегом, с горки кувырком (заяц).
- Прочитайте, какие слова открылись? (Названия животных) – слайд 4.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных: рассмотрим их классификацию и их групповые признаки.
II. Работа по теме урока.
- Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.
- Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп. В прошлом году мы познакомились с несколькими группами животных. Перечислите их – слайд 5.
- По каким признакам вы можете определить принадлежность животных к какой-либо группе? – слайд 6
- Разные животные питаются разной пищей. По способу питания животные тоже делятся на несколько групп. Как вы думаете, как называют животных, которые питаются растительной пищей? (Растительноядные). Приведите примеры – слайд 7.
- Чем еще питаются животные? (Насекомыми). Приведите примеры. Как их назовем? (Насекомоядные) – слайд 8.
- А как назовем животных, которые питаются другими животными? (Хищные животные или хищники). Приведите примеры. – слайд 9.
- А еще есть животные, которых называют всеядными. Они питаются и растениями, и другими животными. – слайд 10.
- Как мы уже рассмотрели, животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Цепи питания начинаются с растения – это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа и воды.
- Второе звено цепи – это растительноядные животные. Как вы думаете, почему?
- Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
- Давайте попробуем составить возможные цепи питания – слайд 11.
III. Рефлексия учебной деятельности.
- Итак, на какие группы делятся животные? Назовите их.
- Какие отличительные признаки животных этих групп мы выделили? Приведите примеры представителей этих групп.
- На какие группы делятся животные по цепи питания? Назовите их.
IV. Итог урока.
- Давайте попробуем сделать выводы по нашему уроку. – слайд 12.
- Чтение стихотворения Б. Заходера “Про всех на свете”. – слайд 13.
Все, все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.