Цели:
- систематизировать и проконтролировать качество знаний учащихся по теме «Ремесло и торговое дело в средневековом городе»;
- развивать далее их умения и навыки при работе с понятиями, датами, логическими задачами.
Оборудование: карта Европа в XI – XIVвв., картины, слайды, меловая карта, на которой обозначены все этапы игры, настольные атласы, кроссворд, распечатанный для каждой команды.
Опережающее задание классу: поделиться на две команды, выбрать капитанов команд, придумать название, девиз и герб команды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
1. Знакомство с основными этапами игры.
2. Знакомство с условиями и правилами
проведения игры.
3. Представление жюри.
III. Проведение игры
1. Представление команд
Капитаны представляют название команды, ее членов, а также девиз и герб.
2. Разминка
Команды поочередно отвечают на вопросы:
1. Союзы мастеров одной специальности (цехи).
2. Владелец мастерской (мастер).
3. Отличительный знак города, цеха (герб).
4. Специалист по денежным делам, который
обменивал деньги (меняла).
5. Ученик мастера, хорошо овладевший профессией (подмастерье).
6. Глава городского самоуправления (мэр).
7. Образцовое изделие (шедевр).
8. Материал, из которого можно изготовить изделие (сырье).
9. Изделие, предназначенное для продажи (товар).
10. Здание, в котором заседал городской совет (Ратуша).
3. Экзамен
Учитель: Уважаемые участники торгов, вам необходимо сдать экзамен на подтверждение купеческого звания. Команды по очереди сдают экзамен.
1. Хозяйство, при котором все необходимое для
жизни производилось внутри него, ничего не
продавалось и не покупалось (Натуральное).
2. Объединение купцов (Гильдия).
3. Союз, гильдия купцов северных германских
государств (Ганза).
4. Главный город Ганзы (Любек).
5. Хранилище больших сумм денег (Банк).
6. Ежегодные торги (Ярмарки).
7. Налог, который брался с купцов за право
вести торговлю. (Пошлина).
8. Самого богатого человека в Европе называли
«Мешок с…» (перцем).
4. Конкурс для команд «Путь в Шампань»
Задание для команды №1.
Вы – купеческая гильдия. По карте покажите проделанный вами путь из города Любек в Шампань по суше. Опишите все приключения, поджидавшие вас в дороге. Почему вам приходилось часто раскошеливаться? Что вы везли с собой на продажу, что хотели приобрести?
Задание для команды №2.
Вы – купеческая гильдия. По карте покажите проделанный вами путь из города Любек в Шампань по морю. Расскажите, по каким морям вам пришлось плыть. Какие вас поджидали опасности на море, прежде чем вы доберетесь до места. Что вы везли с собой на продажу, что хотели приобрести?
5. Конкурс капитанов
Объясни содержание логических цепочек:
Ученик – подмастерье – мастер;
Товар – деньги – товар;
Меняла – ростовщик – банкир;
Ученик – подмастерье – вечный подмастерье.
6. Поочередно для каждой команды
Объясни смысл пословиц:
1. «Что с возу упало, то пропало».
2. «Городской воздух делает человека свободным».
При каких условиях, и в какое время могли возникнуть эти пословицы?
7. Разгадайте кроссворд
(В кн.: Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. – М.:Просвещение,1995).
По горизонтали: 1. Наиболее известная ярмарка на северо-востоке Франции (Шампань). 3. Человек, который «вышел» из ростовщика и менялы (банкир). 5. То, что производил ремесленник на продажу (товар). 6. Помощник мастера (ученик). 8. Глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина). 10. Правила, обязательные для всех членов цеха (устав).
По вертикали: 2. Города, освободившиеся от власти сеньора во Франции (коммуна). 4. Человек, живущий за счет денежных процентов (ростовщик). 7. Здание городского совета (ратуша). 9. Союз мастеров-ремесленников одной специальности (цех).
IV. Подведение итогов урока
1. Выставление оценок
2. Награждение победителей