Азбука потребителя

Разделы: Внеклассная работа, Экономика


Цель: просветить учащихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей.

Задачи:

  1. Научить школьников находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей.
  2. Объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.
  3. Научить грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях.
  4. Дать представление о способах воздействия бизнеса на потребителей. Критически оценивать рекламную информацию.
  5. Воспитывать у учащихся организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • диск с демонстрационными материалами;
  • раздаточный материал.

Использованные источники и литература:

  1. Азбука потребителя: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. / В.Д.Симоненко, Т.А.Степанченко. 2-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2006. 64с.: ил.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». -М.: Изд-во ОМЕГА-Л., 2006. 48с.
  3. Защита прав потребителя: практическое руководство с образцами заявлений/ Д.А.Щирский. -М.: Эксмо, 2007. 192с.
  4. Правила торговли. /Е.С.Урумова. -М.: Эксмо, 2008. 112с.

Ход урока

Субъективационно-мотивационный этап. Изучение нового материала.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, ... . А что это может быть?

- То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Кто же такой потребитель? (Человек покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.) (Приложение 1. Слайд № 2)

Вывод. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Попробуйте это объяснить? (Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане- потребители могут рассчитывать только на себя.)

Как вы думаете, существует ли документ, на основании которого потребитель мог бы защищать свои права? (Законы РФ.)

- Верно. Действует Закон РФ «О защите прав потребителей», который является гарантом наших прав. Именно его статьи защитят от недобросовестных продавцов и производителей.

- Есть ли у потребителей какой-либо документ, удостоверяющий его статус? (Это кассовые чеки.)

Основные документы, которые вам пригодятся при отстаивании своих прав, – это товарный или кассовый чек, договор.

История потребительского движения насчитывает не один десяток лет. Человечеством накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Разработаны и приняты законы, гарантирующие права потребителей, созданы специальные организации, занимающиеся защитой этих прав. И сейчас трудно поверить, что ещё XIX веке о правах потребителей даже не задумывались.

Прообразом современных организаций выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная 1891 г. В Нью-Йорке.

(Приложение 1. Слайд № 3)

1954 г. – Нидерландский союз потребителей.

15 марта 1962 г. Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей:

  • право на безопасность;
  • право на информацию;
  • право на выбор;
  • право быть выслушанным.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г.– где были закреплены уже 8 прав потребителей. Практически все эти права нашли свое отражение в действующем российском законодательстве о защите прав потребителей, который принят 7 февраля 1992 года и он постоянно совершенствуется (Приложение 1. Слайды 4-12):

  • на просвещение в области защиты своих прав (ст.3);
  • на надлежащее качество товаров (ст.4);
  • на безопасность товара (ст.7);
  • на информацию (ст. 8-10);
  • на возмещение морального вреда (ст.15);
  • на судебную защиту (ст.17);
  • на государственную, общественную защиту (ст. 40-46).

Согласно ст. 18, потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены в договоре с продавцом, вправе по своему выбору потребовать (Приложение 1. Слайды 10-11):

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление средствами потребителя либо третьего лица;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замену на товар аналогичной марки (модели);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора и возмещения понесенных убытков.

Недостатки бывают: явные (могут быть обнаружены при визуальном осмотре), скрытые (выявляются при эксплуатации товара), существенные.

Как же определить какой недостаток является существенным (слайд). Существенный недостаток товара (услуги, работы) – неустранимый недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Но здесь существует одна важная оговорка: потребитель может предъявить только одно из перечисленных в 18 ст. требований, продавец не вправе навязывать свое мнение.

- Часто возникают ситуации, когда уже после совершения покупки потребитель понимает, что товар не удовлетворяет его потребности в полной мере. Например, мебель не подходит под интерьер комнаты или диван не помещается на отведенном ему пространстве. В этом случае согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на обмен товара надлежащего качества. Однако следует помнить, что (Приложение 1. Слайды 14-15):

  • обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества;
  • потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретённому, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;
  • потребитель имеет право обменять товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки;
  • обмену подлежат только те товары, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром;
  • просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен товар.

Но не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ (Приложение 1. Слайды 16-18).

На технически сложные товары и товары, предназначенные для длительного пользования, устанавливается срок службы (Приложение 1. Слайд 19) товара. Он определяет период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При выявлении существенного недостатка в течение срока службы потребитель вправе потребовать безвозмездно устранить недостаток.

Срок годности (Приложение 1. Слайд 20) – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Если именно такой товар был приобретен потребителем, то он должен быть заменен продавцом на аналогичный, на который не истек срок годности, или покупателю должна быть возвращена стоимость товара. Если такой товар был употреблен и вследствие этого был причинен вред его здоровью или имуществу, то продавец должен нести ответственность в соответствии с законом (заплатить за лечение и за моральный вред).

Гарантийный срок (Приложение 1. Слайды 21-22) – определяет период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 Закона РФ « О защите прав потребителей».

Существует перечень технически сложных товаров. В отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (Приложение 1. Слайды 23-24). Продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем. В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю аналогичный товар, если нет возможности предоставить требуемый товар в течение 7 дней, обеспечить доставку за свой счет. Но существует перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (Приложение 1. Слайды 25-26).

Закрепление.

Итак, покупая товар. Не забывайте о том, что, прежде всего, он должен быть качественным.

Возможны ситуации, когда качественный товар в результате эксплуатации теряет свои потребительские качества. Конечно, возможен производственный брак, но, как правило, в такой ситуации дело в невнимательности или лени потребителя. Ведь на ярлыках одежды указаны правила стирки и сушки, а в инструкции правила эксплуатации.

Тщательно изучайте все символы на этикетках и ярлыках, внимательно читайте инструкцию и не стесняйтесь задавать вопросы продавцу. Сейчас мы с вами проведем маленький конкурс, с целью проверить, как хорошо вы разбираетесь в мире символов и знаков, законов.

(Ребята разбиваются на 4 команды.)

1 задание: «Прочитай символ» (Приложение 2).
2 задание: «Разреши ситуацию».
3 задание: «Выполни тесты».
4 задание: «Решите кроссворд» (Приложение 3).

Выводы, подведение итогов.

«Свои способности человек может узнать, только шлифуя их» (Сенека).

Трудно не согласиться с автором эпиграфа, если предложенные ситуации вы апробировали на практике. Мы не подводим окончательные итоги и не спешим ставить точку. Советую вам углубить свои знания и поупражняться дальше в своих умениях, ведь недаром говорят: «Ученье – путь к уменью».

Помните, грамотный потребитель это-тот, кто (Приложение 1. Слайд № 27):

  • всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;
  • разумно распоряжается имеющимися средствами;
  • всегда читает инструкцию и следует ей;
  • сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;
  • предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

И главное, грамотным потребителем может считать себя лишь тот, кто знает свои права и не боится применять их на практике. Если все вышеперечисленные качества вы обнаружили у себя, значит, вы можете с гордостью носить статус грамотного потребителя.

Домашнее задание.

Принести образцы инструкций, символов на этикетках одежды и обуви. Выучить определения, изучить Закон РФ «О защите прав потребителя».

Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке? Что нового и полезного вы на нем узнали?