Цели:
Обучающая: добиться понимания основных причин нарушения экологического равновесия в атмосфере и гидросфере и выявить возможные пути решения этой проблемы.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, навыков составления и защиты презентаций, работы с дополнительными источниками, работы с таблицами, работы в группе.
Воспитывающая: создать условия для воспитания личной значимости в природоохранных мероприятиях.
Урок проводится на основе компьютерных презентаций на тему: “Нарушение экологического равновесия в биосфере и возможные пути решения”, выполненных группами учащихся в качестве опережающего домашнего задания.
Организационный момент.
Объявление темы урока, постановка цели и задач урока. (Слайд 1)
Проверка домашнего задания.
Проводится в форме фронтального опроса.
Примерные вопросы:
- Что изучает наука экология?
- Как развивались взаимоотношения “человек – природа”?
- Почему эти взаимоотношения стали объектом изучения предмета ОБЖ?
- Какие условия безопасности жизнедеятельности человека нарушились?
- Что понимают под экологической опасностью?
- Что такое экологическая безопасность
- Что такое система экологической безопасности?
- Что такое антропогенное влияние?
- Помимо антропогенного, какое ещё оказывается влияние на равновесие в окружающей среде?
- Что такое равновесие в окружающей среде?
- Какой тип влияния может быть оказан на равновесие в окружающей среде?
- Как негативное влияние отражается на состоянии окружающей среды?
- Что такое загрязнение?
- Что такое загрязнители?
- Какие виды загрязнителей вам известны?
Изучение нового материала.
Тема нашего урока “Нарушение экологического равновесия в биосфере и возможные пути решения” (Слайд 2). Сегодня мы продолжаем представление презентаций, подготовленных вашими одноклассниками. В ходе урока особое внимание мы уделим негативному антропогенному влиянию на биосферу, последствиям этого влияния и предположим основные пути решения этих проблем.
Для систематизации знаний учащимся предложено в ходе урока заполнить таблицу: (Слайд 3)
Название оболочки Земли |
Антропогенное влияние |
Последствия антропогенного влияния |
Возможные пути решения |
Для подготовки к изучению нового материала учащимся предлагается ответить на вопросы:
Вспомните из уроков биологии, что в современном представлении понимают под биосферой? (Своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами). (Слайд 4)
Какие оболочки Земли включены в понятие биосфера? (Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы – почва)
Первая оболочка Земли, на которую человек своей деятельностью оказывает влияние – это атмосфера.
Свою презентацию на тему “Нарушение экологического равновесия в атмосфере и возможные пути решения” представляют Джилбаева Гульназ, Оруджева Тамара и Гусейнова Элина. (Слайды 5-14) Слушая своих одноклассников, не забывайте заполнять графы таблицы, в соответствие с их названиями.
В ходе сообщения и показа слайдов презентации, в течение 5-7 минут ученики рассказывают:
- что такое атмосфера?
- роль атмосферы для планеты
- значение состава атмосферы и влияние её физических свойств на живые организмы
- виды загрязнения атмосферы
- природное загрязнение и последствия его влияния
- антропогенное загрязнение, его влияние и последствия (кислотные дожди, смог, озоновые дыры, парниковый эффект).
Посмотрим, что вы отметили у себя в таблице.
Учащиеся зачитывают записи в таблице.
Со всем ли вы согласны?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Как ёще человек может повлиять на атмосферу?
Учащиеся делают дополнения.
Релаксация. Давайте посмотрим на атмосферу нашего города. Повернитесь к окну и вглядитесь далеко в небо, посмотрите на небо вокруг школы. Сделайте так несколько раз, а заодно проведём небольшую гимнастику для наших глаз.
Понравилось ли нам состояние нашей атмосферы? Зная, что является причиной загрязнения, предложите возможные пути решения этой проблемы. (Слайд 15)
Ученики предполагают, возможные пути решения, исходя из источника загрязнения, и записывают их в таблицу.
А какие пути решения предлагают ребята, подготовившие эту работу?
На слайде 16 отражаются возможные пути решения.
Неужели только предприятия повинны в нарушении экологического равновесия в атмосфере? А как каждый из вас может повлиять на состояние атмосферы?
В ходе беседы поднимается вопрос курения и влияние этой пагубной привычки на состояние газового баланса в атмосфере.
Следующая оболочка Земли, о которой мы сегодня поговорим – гидросфера. Презентацию на тему: “Нарушение экологического равновесия в гидросфере и возможные пути решения” представляют Ануфриев Иван, Ильин Евгений, Павлов Кирилл. (Cлайды 17-30)
В ходе сообщения и показа слайдов презентации, в течение 5-7 минут ученики рассказывают:
- что такое гидросфера
- роль воды на нашей планете
- распределение, использование и проблема дефицита пресной воды
- антропогенное влияние на гидросферу, его последствия.
Учащиеся класса в ходе презентации заполняют соответствующие графы таблицы.
Что вы отметили у себя в таблице?
Учащиеся зачитывают записи в таблице.
Есть ли дополнения?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают дополнения.
Каковы же возможные пути решения этой проблемы? (Слайд 31)
Учащиеся предлагают возможные пути решения этой проблемы и делают записи в таблице.
(Слайды 32–35)
Как каждый из вас может помочь решению этой проблемы?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Релаксация. Теперь откиньтесь на спинки стульев и закройте глаза. (Слайд 36) Расслабьтесь и послушаем шум воды (включается шум прибоя). Представьте себя на берегу моря или океана, к ногам подкатывает волна ... тёплая… чистая… прозрачная … как хочется повторять эти ощущения вновь и вновь, а не сидеть у грязной пахнущей речонки.
Откройте глаза и призадумайтесь. Если каждый из вас, когда будете директором предприятия, главным технологом, экономистом или простым работником, хотя бы на минуточку вспомнит наши уроки и те выводы, которые мы сделали из них, может тогда через несколько лет, гуляя с внуками, вы будете наслаждаться, вдыхая чистый воздух, глядя на естественную красоту нашей планеты.
Анализ и оценка результатов работы учащихся на уроке.
Заключительная часть урока.
На следующем уроке мы продолжим представление презентаций. Тема следующей презентации: “Нарушение экологического равновесия в почве и возможные пути решения”.
По окончанию этой темы, ребята, которые в этот раз не участвовали в подготовке и показе презентаций, сделают экологические плакаты, в которых отразят своё отношение к данной проблеме.