Цель: обобщить сведения о классе органических соединений «Спирты», выполнить практическую работу по изучению свойств спиртов, развивать умение анализировать, делать выводы, ориентировать на формирование жизненных ценностей, таких как здоровье и самоуважение.
В работе используется авторская программа курса химии для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, учебники того же автора с соавторами, книга для учителя. Урок составлен по модульной технологии.
Урок состоит из нулевого учебного элемента «Разминка» и двух учебных элементов, ориентированных на самостоятельную практическую деятельность учащихся.
Тип урока: комбинированный (обобщение и практикум).
Цель разминки: повторить основные понятия, необходимые для выполнения самостоятельной работы. Учащимся предлагается печатный текст модуля, два текста для анализа (Приложение 1), таблица для выполнения домашнего задания (Приложение 2). В конце урока предлагается посмотреть видеоролик и сделать выводы о вредном воздействии этилового спирта на здоровье и социальное поведение (Приложение 3).
Примечание:
- Разминку можно провести фронтальным опросом, а УЭ-1 и УЭ-2 предложить для самостоятельной проработки учащимся.
- Инструктаж подробный проводится на 1 уроке нового календарного года, поэтому на данном уроке можно остановиться на технике безопасности при работе со спиртовкой.
- Реакцию обнаружения углекислого газа при горении спиртов может продемонстрировать учитель.
- На доске желательно написать формулы исходных веществ для составления уравнений реакций, как опорную схему.
- Объем домашнего задания может варьироваться в зависимости от подготовленности учащихся и на усмотрение учителя.
Модуль для учащихся.
Цель: обобщить сведения о классе органических соединений «Спирты», выполнить практическую работу по изучению свойств спиртов.
УЭ-0. Разминка.
- Дайте определение углеводородам, изомерам, гомологам, первичным – четвертичным атомам углерода, спиртам. Существуют ли четвертичные спирты?
- Этанол хорошо растворим в воде, смешивается в любых соотношениях. Смешали 500 мл этанола и 500 мл воды. Каков объём получившегося раствора? 1000 мл или 930 мл?
- Установите зависимость растворимости первичных спиртов от молекулярной массы.
УЭ-1. Химические свойства спиртов.
Цель: провести 2 опыта, характеризующие химические свойства спиртов, сделать выводы.
- Соблюдайте правила техники безопасности!
Опыт 1. Окисление спиртов.
А) Быстрое (горение).
Порядок выполнения:
- Составьте уравнение реакции горения этанола.
- Приготовьте спиртовку к работе.
- Зажгите ее. Определите цвет пламени.
- Занесите над пламенем холодное стекло. Что наблюдаете? Что это доказывает?
- Чтобы убедиться, что в результате реакции выделяется углекислый газ, пропустите его через раствор гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции.
Вывод: _______________ .
Б) Медленное.
Порядок выполнения:
- Медную проволоку внесите в верхнюю часть пламени спиртовки. Она покрывается слоем черного оксида меди (II). Составьте уравнение реакции.
- Опустите проволоку в нижнюю часть пламени. Что наблюдаете? Какой запах ощущаете?
- Составьте уравнение реакции окисления этанола.
Опыт 2. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Порядок выполнения:
- Приготовьте свежий осадок гидроксида меди (II). Составьте уравнение реакции.
- К осадку прилейте раствор глицерина, встряхните. Что наблюдаете?
- Составьте уравнение реакции.
Вывод: _______________ .
УЭ-2. Обобщение.
Цель: составить обобщающую схему химических свойств спиртов.
Задание 1. Реакции какого типа были рассмотрены на уроке. Дополните схему.
Таблица 1. Химические свойства спиртов.
Типы реакций | Реакции | Реагент, катализатор | Продукты | |
Кислотные свойства | Взаимодействие со щелочными металлами | |||
Реакции замещения | Взаимодействие с галогеноводородами | |||
Этерификация | ||||
Реакции окисления | Горение | |||
Окислительное дегидрирование | ||||
Дегидрация | Внутримолекулярная | |||
Межмолекулярная |
Задание 2. Прочитайте и проанализируйте тексты.
Задание 3. Просмотрите видеоролик. Сделайте выводы.
Задание 4. Запишите задание на дом: повторите п. 17, стр.143 – 159, выполните задания на выбор:
- Упр. 4,5, стр. 158.
- Заполните таблицу 2, вписав формулы веществ.
Спасибо за работу!