Десятичные дроби. 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


(Приложение 1, слайд 1)

Тип урока: закрепление знаний, умений, навыков по теме.

Оборудование: мобильный класс, проектор, интерактивная доска.

Цели урока:

  • развивать умение решать примеры на все действия и задачи с десятичными дробями;
  • продолжать работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное.
  • воспитывать чувства товарищества, дисциплинированность, ответственность, честность, аккуратность и добросовестность.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок.
Зовёт он на урок.
Ручки и тетрадки
Всё ли у нас в порядке?

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: (Приложение1, слайд 2) Эпиграф нашего урока “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий. А.И.Маркушевич

Сегодня на уроке мы опять попадаем с вами в страну “Десятичные дроби”, где существуют свои законы и правила. Прежде всего вспомним правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей. (Учащиеся вспоминают правила).

Какое событие скоро мы все вместе будем отмечать? (ВОВ). Эта война не прошла и мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие из них не переставали трудиться на своих постах. Поэтому сегодня познакомимся с некоторых из них, поэтому урок я назвала “ Математики в годы войны”. (Презентация 1, слайд 3). У вас у каждого есть оценочный лист. (Приложение 2). В него будете выставлять свои оценки за задания.

III. Формирование знаний, умений, навыков

Учитель: Записали в тетрадях число, классная работа.

Первое задание.

1. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война?

На этот вопрос мы сейчас с вами ответим. Выполняете самостоятельно, отвечая на вопросы. (Презентация 1, слайд 4)

а) из первой строки выберите наибольшее число (871,3)

б) из второй строки выберите наименьшее число (394,5)

в) из третьей строки выберите ни наименьшее, ни наибольшее (152,2)

г) сложите эти числа (1418)

871,3 162,7 234,27
685,111 1383,64 394,5
56,66 152,2 798,38

Ответ: 1418 дней. (Оцените свой результат).

2. Выполните задание устно, получите фамилию авиаконструктора

(Приложение 1, слайд 5. Учащиеся с места дают ответ).

5,2 + 0,5 = 5,7  

Я

3,1 * 5 = 15,5  

К

8,28 – 3,2 = 5,08  

О

10, 4 : 2 = 5,2  

В

26,35 * 0,1 = 2,635  

Л

2,28 + 3,02 = 5,3  

Е

2,1 + 3,02 = 5,12  

В

Учитель: (Приложение 1, слайд 6) В совершенствовании боевых самолётов, увеличение их скорости, позволило Александру Сергеевичу Яковлеву (Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3) и Семёну Алексеевичу Лавочкину (Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7) создать грозные истребители. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.

3. Следующее задание: расположите десятичные дроби в порядке возрастания, в тетради сразу записываем в порядке возрастания (Приложение 1, слайд 7. После один ученик идёт к доске и выполняет задание, остальные проверяют и оценку ставят в лист).

1,3 1,72 0,5 3,5 2,08 1,7 4,81 2,18 5,09
Н. У А. Л П Т Е О В

Учитель: (Приложение 1, слайд 8) Андрей Николаевич Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители. Он ввёл в практику отечественного самолётостроения организацию на серийных заводах филиалов основного КБ, что значительно ускорило выпуск машин. Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов.

Но оказалось, что в определённых режимах работы моторов в конструкциях возникали вибрации. При взлёте и посадке самолёта колёса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Естественно математики не остались в стороне от этой проблемы. Узнаем, кто работал по этой проблеме.

4. Вычеркните те примеры (работа выполняется устно), в которых допущена ошибка

(Приложение 1, слайд 9. Ответ с комментарием у доски по желанию).

К   6,3 * 10 = 63
М   1,4 : 0,07 = 2 -
Е   0,5 * 0,2 = 0,1
Л   2,5 * 4 = 10
О   0,9 – 0,25 = 0,75 -
Д   1,56 + 6 = 7,56
И   1,1 * 8 = 88 -
Ы   0,34 : 0,2 = 1,7
Ш   7,2 + 3,48 = 10,68

Учитель: (Приложение 1, слайд 10). Мстислав Всеволодович Келдыш - выдающийся советский математик и его коллектив создали математическую теорию этих явлений, что позволило спасти жизни многих лётчиков и боевые машины.

Представьте себе, что вы находитесь в конструкторском бюро и вам даётся задание :рассчитать режим работы мотора самолёта и от вашей работы зависит жизнь лётчика. Приступим к расчётам. (Приложение 1, слайд 11).

5. Работа за ноутбуком. (Делаем по моей команде)

  • Нашли значок “Математика на компьютерах”
  • извлечь
  • программные модули
  • тренажёры и тестирующие программы
  • действия с натуральными и десятичными дробями
  • настройка
  • верхняя граница 4
  • знаков после запятой 2
  • заданий 4
  • действия сложение, вычитание, умножение
  • сохранить
  • решаем в тетради, а потом заносим ответ
  • Enter и переходим к следующему примеру
  • ставим оценку в лист учёта

Мстислав Всеволодович Келдыш внес выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 в творческом сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королевым, Мстислав Всеволодович Келдыш стоял у истоков космической науки, явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса.

6. Восстановите цепочки вычислений (Приложение 1, слайд 12. Работа выполняется по вариантам, их 4. Затем по одному ученику из каждого варианта выходят к доске и рассказывают решение, заполняя пустые кружочки, оценка в выставляется в лист учёта).

4,5 …(:5) 0,9…(*3) 2,7…(:0,2) 13,5…(+4,6)…18,1

72…(:0,8) 90…(-86,6) 3,4…(+5,5) 8,9 …(*0,2)…1,78

2,8…(-1,7) 1,1…(*8) 8,8…(+3,4) 12,2…(:10)…1,22

56…(:10) 5,6…(+13) 18,6…(-14,6) 4…(*0,6)…2,4

7. Ручки отложили в сторону, глаза на доску (Приложение 1, слайды 13, 14. Гимнастика для глаз).

Сейчас и мы с вами полетаем.

Учитель: (Приложение 1, слайд 15). Выдающийся математик (и автор многих учебников по математике) Андрей Николаевич Колмогоров (наш земляк), используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов, которая помогла повысить меткость стрельбы. До конца своих дней он считал теорию вероятностей главной своей специальностью, хотя областей математики, в которых он работал, можно насчитать добрых два десятка. (Приложение 1, слайд 16).

8. Определите четвёртое число, посмотрите какая закономерность прослеживается (устно: постреляем метко).

0,3456…..0,4365 0,4321…..0,1234

0,2345…..0,3254 0,5793…..0,3975

12,325…..32,512 501,78…..10,578

47,263…..26,347 904,35…..40,935

Учитель: (Приложение 1, слайд 17). Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику, академику Алексею Николаевичу Крылову. Он создал таблицы непотопляемости и качки корабля, которые были использованы нашими Военно-Морскими силами. А.Н.Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн. А. Н. Крылов — автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию.

9. Устно по рисункам повторить как вычисляется скорость лодки по течению реки и против течения реки. (Приложение 1, слайды 18, 19).

10. Решите задачи (Выполняется по вариантам, по одной задаче).

а) Скорость лодки в стоячей воде 10,4 км/ч, скорость течения реки 1,3 км/ч. Найдите скорость лодки по течению реки и скорость лодки против течения реки.

Решение.

  1. 10,4 + 1,3 = 11,7 (км/ч) скорость по течению
  2. 10,4 – 1,3 = 9,1 (км/ч) скорость против течения

б) Скорость лодки по течению реки 11,7 км/ч, скорость течения реки 1,3 км/ч. Определите скорость лодки в стоячей воде и скорость лодки против течения реки.

Решение.

  1. 11,7 – 1,3 = 10,4 (км/ч) скорость в стоячей воде
  2. 10,4 – 1,3 = 9,1 (км/ч) скорость против течения

в) Скорость лодки против течения реки 9,1 км/ч, скорость течения реки 1,3 км/ч. Найдите скорость лодки в стоячей воде и скорость лодки по течению реки.

Решение.

  1. 9,1 + 1,3 = 10,4 (км/ч) скорость в стоячей воде
  2. 10,4 + 1,3 = 11,7 (км/ч) скорость по течению

г) Скорость лодки по течению реки 11,7 км/ч, скорость лодки против течения реки 9,1 км/ч. Найдите скорость лодки в стоячей воде и скорость течения реки.

Решение

  1. 11,7 – 9,1 = 2,6 (км/ч) две скорости течения реки
  2. 2,6 : 2 = 1,3 (км/ч) скорость течения реки
  3. 9,1 + 1,3 = 10,4 (км/ч) скорость в стоячей воде

(Проверка и оценка в лист. Приложение 1, слайд 20).

Учитель: (Приложение 1, слайд 21). В апреле 1942 г. коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

11. Во время урока был принят сигнал SOS! Нужно срочно отправить помощь по указанным координатам. (Приложение 1, слайд 22).

а) Мы находимся в квадрате № a b c d

б) широта x y

в) долгота k m

Ключ к шифру: (по вариантам раздать и Приложение 1, слайд 23)

Вариант 1. Вариант 2.
1. Вместо а надо вставить первую цифру ответа, вместо b - последнюю цифру ответа
Вычислить: 3,2 * 5,12 (16,384) Вычислить: 5,2 * 3,12 (16,224)
2. Вместо с надо, вставить первую цифру ответа, вместо d - последнюю цифру ответа
Вычислить: 12,36 : 3 (4,12) Вычислить: 92,4 : 2 (46,2)
3. Вместо x надо вставить первую цифру ответа, вместо y - последнюю цифру ответа
Вычислить: 12,343+5,94 (18,283) Вычислить: 3,723+11,92 (15,643)
4. Вместо k надо вставить первую цифру ответа.
Вычислить: 3,5-1,348 (2,152) Вычислить: 5,2-2,875 (2,325)
5. Вместо m надо вставить последнюю цифру ответа
Вычислите сторону прямоугольника с площадью 7,5 кв.м., если другая сторона равна 5 м. (1,5) Вычислите сторону прямоугольника с площадью 7,5 кв.м., если другая сторона равна 3 м. (2,5)

Ответы: квадрат 1442, широта 13, долгота 25 ((Приложение 1, слайд 24. Оцениваем результат).

Учитель: (Приложение 1, слайд 25) За годы войны страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Вот что писал в своих письмах учитель математики Бибиков Н.В. домой: “Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить её не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь”.

В нашей памяти всегда будет жить великий подвиг нашего народа! Мы должны своей работой показать, что достойны тех, кто положил жизнь за нас.

11. Составьте из полученных букв слово (Приложение 1, слайд 26).

54 – 0,63 А) 5,7 Б) 503 И)53,37
6,3 : 0,09 М) 7 С) 70 Р) 700
8,9 : 5 О) 1,78 К) 17,8 В) 178
2400 * 0,5 Я) 12 А) 1200 Г) 120
0,56 : 2,8 П) 0,2 У) 0,02 Л) 20
5,64 + 7,9 Ф) 12,73 Б) 13,54 Ш) 1,25
0,6 * 0,4 З) 2,4 Н) 0,024 С) 0,24

(Приложение 1, слайд 27) (Спасибо)

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание: (по карточкам)

17,01 : 6,3 = 2,7   0,45 : 0,18 = 2,5
1,598 : 4,7 = 0,34   0,02976 : 0,024 = 1,24
39,156 : 7,8 = 5,02   11,59 : 3,05 = 3,8
1,4245 : 3,5 = 0,407   74,256 : 18,2 = 4,08
193,2 : 8,4= 23   6,944 : 3,2 = 2,17
0,0456 : 3,8 = 0,012   131,67 : 5,7 = 23,1
0,182 : 1,3 = 0,14   189,54 : 0,78 = 243