Урок русского языка в 3-м классе "Секреты родственных слов"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • уточнить представление о понятиях «однокоренные (родственные) слова», «корень», углубить знания о словообразовательной роли приставок и суффиксов, о признаках однокоренных слов, дать детям понятие «беглой» гласной;
  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова, выделять в них корень, развивать орфографическую зоркость;
  • показать величие, красоту страны, в которой мы живем, воспитывать любовь к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приложение. Слайд 1)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!

II. Сообщение целей урока, постановка учебной задачи.

(Приложение. Слайд 2)

- Много-много лет назад появилось на свете коротенькое слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А оно и говорит: «Посади меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Послушались люди и посадили. Стало оно разрастаться. Сначала по одному ростку пустило, потом по второму, третьему... Много ростков появилось от слова. Все они похожи на него, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло.

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. А так как они все были дети одного корня – папы, то еще их назвали родственными или однокоренными.

- Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение называются родственными или однокоренными.)

-Что такое корень слова? (Корень слова – это общая часть родственных или однокоренных слов.)

- Не всегда и не всем удается правильно выделить корень и понять его смысл. Многие школьники вместо настоящих корней находят каких-то смешных, бессмысленных, путая или «склеивая» корни с приставками или суффиксами или просто «вырывая» случайные кусочки слов. Например, одна девочка решила, что в слове жидкость корень, должно быть, вод-, она искала его по смыслу и совсем забыла о внешнем виде: о звуках и буквах корня.

Другая попыталась в слове стряпуха выделить корень -тряп-, как в слове тряпка. Она обратила внимание только на сходство звуков и букв, а о смысле не подумала. Чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня однокоренных слов. Вот о них мы и узнаем сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока.

1. Секрет 1. (Приложение. Слайд 3)

- Прочитайте сказку «Чужак». Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

Чужак.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась.

Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (У родственников Воды и у Водителя была общая часть.)

- Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водитель, водит, проводник.)

- Составьте список родственников Воды. (Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водичка, Водяной.)

- Какой секрет однокоренных слов мы разгадали благодаря этой сказке? (Однокоренные слова имеют общее значение.) ( Приложение. Слайд 4)

2. Работа со скороговоркой. (Приложение. Слайд 5)

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

- Выпишите слова с одинаковым корнем. (Горе, горой, горит.)

- Являются ли они родственными? (На горе и под горой – это формы одного и того же слова, а слово горит не является близким по смыслу.)

3. Секрет 2.

- Один грамотей подобрал к слову акваланг родственное слово водолаз, а другой породнил слово переписка со словом корреспонденция. «В чем ошибка ребят?» - спросили мы у одноклассников. И они стали наперебой отвечать: «Слово дом не родственник слову здание, ветер не родня слову вихрь, а в словах дуб и дерево нет общей части».

- На основании всего, что сказали ребята, попробуйте сами вывести второй секрет родственных слов. (Родственные слова имеют одинаковую часть.) ( Приложение. Слайд 4)

4. Игра «Третий лишний».

- Из каждой тройки исключи слово, которое не является однокоренным. (Приложение. Слайд 6)

Лень, ленивый, бездельник.
Добрый, чуткий, доброта.
Вода, подводник, моряк.
Учить, изучать, зубрить.
Сосна, дерево, деревянный.

5. Секрет 3. (Приложение. Слайд 7)

- Прочитайте стихотворение. Найдите и выпишите родственные слова к слову Прогульщик, выделите в них корень.

Шел Прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов...
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик –
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно...
И обиделся Прогульщик!
И Прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы – прогульщики!» - кричал.

- Назовите однокоренные слова. (Прогульщик, прогулку, прогуливал, гулял, прогуляли.) Какой в них корень? (Корень -гул-.)

- Почему корень не прогул-? (Самое короткое однокоренное слово гулял, значит корень -гул-.)

- Многие работают с этим стихотворением так: прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал – однокоренные слова, значит, корень прогул-. Если вы все так и сделали, перечитайте стихотворение и найдите свою ошибку.

- Попробуйте догадаться, в чем же состоит третий секрет подбора родственных слов, который поможет правильно выделить корень у однокоренных слов. (Подбирай самое короткое однокоренное слово.) (Приложение. Слайд 4)

6. Секрет 4.

-Что вы скажете, если вас кто-нибудь дернет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь мое ухо!» А если дернут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи!» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да и вы сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши. Какую шутку выкинул корень в этих словах? Это чередование букв. (Приложение. Слайд 4) Запомните это хорошенько.

7. Упражнение в подборе однокоренных слов.

- Из одного корня вырастают кусты и даже целые заросли слов. Вы хорошо знакомы с корнем -да-: дал, продает…От этого корня можно образовать по подсчетам ученых около 280 слов. А сейчас постарайтесь за одну минуту написать как можно больше родственных слов с корнем… А вот с каким, вы узнаете, отгадав загадку. (Приложение. Слайд 8) «Лежал, лежал, а весной в реку побежал». (Снег.)

- Выделите корень. (Снег, снеговик, снежный, снегурочка, подснежник, снежинка, снежок.)

- Что вы заметили? (Произошло чередование букв Г и Ж.)

- А чередуются ли гласные звуки? Конечно! В огромном количестве корней чередуются О и А. Есть корни с чередованием Е – И. А бывают случаи, когда гласные просто-напросто убегают из корня. Как убегают? А вот так. Сравните полдень и полдня. Корень один и тот же, только во втором случае исчезло Е. Осталось только -дн-. А теперь сравним зоркий и зрение. Во втором слове О убежало из корня. Куда и зачем, непонятно. Такие «убегающие» гласные прозвали беглыми гласными. Это чаще всего О и Е.

Бывают корни с чередование сочетаний оро и ра, оло и ла, оло и ле (ворота – вратарь, голова – глава, молоко – млекопитающее.) Эти пары слов выросли из старой дружбы русского языка с другими славянскими языками.

IV. Физкультурная минутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили.
(Легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Следующие слова измени или подбери к ним родственников, от которых «убежала» беглая гласная. (Приложение. Слайд 9)

  • Читать, окошко, пень, огонь, лев.

2. Письмо с комментированием.

  • Наш Егор в густом лесу
    Встретил рыжую лису.

- Есть ли в этом предложении родственные слова? Почему?

- Подчеркните главные члены предложения.

3. Упражнение в образовании однокоренных слов.

- С помощью каких частей слова образуются однокоренные слова? (С помощью приставок и суффиксов.)

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

- А как она называлась в стародавние времена? (Русь.) (Приложение. Слайд 10)

- Почему так назвали нашу страну? Послушайте, как об этом пишет С. Романовский: «Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из них прав, а кто нет – я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: русло, т.е. ложе реки по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от нее слово росяница – обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах и деревьях.

Иными словами, Русь – это сторона, где много рек и озер.

- Подберите однокоренное слово к слову Русь. (Русский.) Разберите его по составу.

4. Разгадать загадки. (Приложение. Слайд 11)

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)

- Почему ее так назвали? (Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означает рябой, пестрый. Ведь сочетание ярко- зеленых мелких, резных листьев рябины и оранжево- красных ягод этого дерева вызывает ощущение, что рябит в глазах.)

- Как вы думаете, какой корень в слове рябина?

- Одни говорят, что корень ряб-, а другие рябин-. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но и даже новые корни. Суффикс -ин- так прирос к корню -ряб-, что получился новый корень рябин-. А из него выросли новые слова. Напишите родственные слова с этим корнем.

  • Рябина, рябинка, рябинник, рябиновый.

Отгадайте вторую загадку.

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка.
Куст в колючках, будто еж,-
Вот и назван ... (Ежевика.)

- Подберите однокоренное слово к слову – отгадке из загадки. (Ежевика – еж.) Выделите корень.

- А теперь третья загадка.

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника.)

- Выделите корень в слове – отгадке, подберите однокоренные слова.

  • Земляника, земля, подземелье, землянка, земляной, приземлиться.

VI. Итог урока.

- Какие секреты однокоренных слов мы раскрыли сегодня на уроке? (Однокоренные слова имеют общее значение и одинаковую часть. Чтобы найти корень у однокоренных слов, надо подобрать самое короткое родственное слово. В корнях у однокоренных слов может происходить чередование согласных и гласных букв.)