Данное занятие проводится в рамках программы развивающих занятий по психологии для четвёртых классов “Путешествия Маленького Принца”. На этих занятиях учащиеся знакомятся с понятиями общей психологии, такими как внимание, память, воображение и мышление. При разработке занятий использовалась сказка, педагога-психолога М.Уколовой “Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику”, опубликованная в газете “Школьный психолог” №14 за 2008 год. Предложенная сказка вызвала большой интерес у учащихся, но “Путешествия Маленького Принца” уже были разработаны и знакомы детям с первого по третий класс и расставаться с полюбившимся героем они не хотели, поэтому главные герои поменяли свои имена (приношу свои извинения за это автору). Занятия по данной программе проводятся педагогом-психологом, представленное здесь занятие рассчитано на два часа.
Цель: дать определение мышлению, как одному из психических процессов.
Задачи:
- познакомить учащихся с мыслительными операциями;
- развивать умение работать в малой группе;
- помочь учащимся усвоить понятие “способности” и осознать свою уникальность.
Ход занятия
Слайд 2
“…Наконец впереди показались горы.
- Что это? – спросил Маленький Принц у Мудрой Совы.
- Это горы Мышления. Вот видишь не высокую гору – это Наглядно-действенное Мышление, её мы начинаем преодолевать ещё совсем маленькими, когда не умеем представлять себе образы предметов, не умеем говорить, а значит и мыслить словами. Предметы, которые попадались к нам на глаза, мы исследовали с помощью органов чувств. Мы хватали их руками, трясли, ломали и разбирали на части, сваливали в кучу, разбрасывали, что-то пытались построить, то есть действовали. Не видя предмета и не действуя с ним, мы ничего не могли о нём узнать”.
Вопрос:
- Когда мы используем наглядно-действенное мышление сейчас, в школе, дома?
- В каких профессиях может использоваться наглядно-действенное мышление?
“…Вторая гора повыше. Она называется Наглядно-образное Мышление. Эту гору мы преодолеваем, когда немного подрастаем. Теперь нам не обязательно брать предметы в руки, чтобы что-то узнать о них. Достаточно рассмотреть его или представить себе образ этого предмета. Наглядно-образное Мышление помогает дошкольникам и первоклассникам решать простые задачи на сложение и вычитание, опираясь на рисунки”.
Вопрос: Где мы ещё пользуемся наглядно-образным мышлением?
“… Третья гора самая высокая. Это Словесно-логическое Мышление. На ней зарождается река Речь. В школе этот вид Мышления является самым главным. Поступая в первый класс, мы не только умеем мыслить образами, но и владеем многими отвлечёнными понятиями, которые можем выражать словами, умеем рассуждать, объяснять, делать выводы. Но до вершины этой горы нам ещё далеко.
- Давай зайдём в гости к мышлению, - предложила Мудрая Сова Маленькому Принцу”.
Наши герои вошли во дворец. Мышление встретило их очень любезно и предложило познакомиться со своими помощниками Мыслительными Операциями.
Слайд 3
- Я Анализ, - представился первый богатырь. – Моя задача состоит в том, чтобы разделять целое на части. А мой друг Синтез, составляет из частей единое целое. Чтобы понять, как это происходит, выполните наши задания.
Учащиеся садятся в малые группы, и выполняют задания, соревнуясь друг с другом.
Слайд 4
Составьте новое слово, взяв по одному слогу из представленных на слайде слов.
Карман
Стена
Подвал
Слайд 5
Составьте как можно больше слов из букв этого слова:
Потолок
(Если презентация показывается на SMART доске, то ответы детей записываются на слайде)
Слайд 6
В этом задании необходимо переставив буквы, составить новые слова.
Колос
Ушат
Улан
Липа
- С нашими заданиями вы справились. Теперь очередь Обобщения.
Слайд 7
- Меня зовут Обобщение. Я объединяю предметы и явления в группы по существенным признакам и владею общими понятиями.
Слайд 8
- Моё задание такое: подберите общее название к каждой группе слов:
1) стол, диван, табурет;
2) собака, баран, свинья;
3) ромашка, василёк, колокольчик;
4) кларнет, скрипка, баян;
5) врач, инженер, механизатор;
6) треугольник, ромб, круг.
Слайд 9
- А в этом задании в каждой группе найдите одно лишнее:
1) гусь, курица, собака, индюк;
2) капуста, яблоко, фасоль, огурец;
3) шкаф, пальто, платье, брюки;
4) шапка, ботинки, шляпа, кепка;
5) Москва, Франция, Лондон, Париж.
Слайд 10
В перёд вышла помощница Мышления и представилась:
- Меня зовут Классификация. Я распределяю имеющиеся в распоряжении Мышления предметы и явления на группы в соответствии с их общими признаками.
Слайд 11
- Распределите, пожалуйста, на две группы эти слова:
Кот, медведь, лиса, лошадь, собака, корова, волк, тигр, овца, лось.
Слайд 12
- А это задание потруднее будет. Разделите на группы слова:
Апельсин, кровать, девочка, слон, этажерка, обезьяна, мандарин, мужчина, стол, лягушка, груша, женщина, бабочка, кресло, персик, мальчик.
Слайд 13
- Меня зовут Абстрагирование, - представился ещё один помощник. – Я выделяю общие важные признаки и свойства предметов и явлений, отвлекаюсь от остальных, признаков, которые мне не нужны, и рассматриваю выделенный признак отдельно. В этом мне помогает Анализ.
Слайд 14
Моё задание следующее: выделите общие признаки следующих объектов:
1) Кинжал, нож, ножницы.
2) Мороженое, лёд, снег.
3) Мяч, апельсин, луна.
4) Вода, молоко, керосин.
5) Уголь, бензин, дерево.
Слайд 15
- А меня зовут Конкретизация, - сказала девушка помощница вышедшая вперёд. – Моё дело – возвращать мысли от абстрактных понятий к конкретным образам. Я помогаю приводить примеры к правилам. И во время этого путешествия я помогаю вам. Ведь легче понять конкретное, чем абстрактное.
Слайд 16
- А это моё задание: назовите три предмета, относящиеся к понятиям.
1) Животные Африки.
2) Культурные растения.
3) Арифметические действия.
4) Познавательные процессы.
Слайд 17
- Последним вышло Сравнение.
- Я устанавливаю сходства и различия, имеющиеся между предметами и явлениями. У меня есть твёрдые правила:
1. Если я сравниваю между собой не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, я выбираю признаки, которые свойственны всем предметам, относящимся к этому понятию. Например, если я ищу сходства и различия между собакой и кошкой вообще, я не стану говорить, что собака чёрная, а кошка рыжая.
2. Сходства и различия я ищу только по одинаковым признакам. К примеру: мяч круглый, а кирпич прямоугольный. То есть сравниваю мяч и кирпич по форме. Но нельзя сравнивать “Мяч круглый, а из кирпичей строят дома”. Ведь форма предмета и назначение предмета – это разные признаки, и по ним не может быть сравнения.
Слайд 18
- Моё задание такое, соблюдая мои правила, найдите сходства и различия между:
1) Собакой и белкой.
2) Карандашом и ручкой.
3) Помидором и солнцем.
- Вот вы и познакомились с моими помощниками. А теперь подумайте над моими вопросами:
- Что такое способности?
- Какие бывают способности?
- Для чего они нужны человеку?
- Какие способности должны быть у хорошего врача, учителя, ученика?
Вывод: У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди ничего о них не знают, либо знают, но не используют их.
- Какие способности помогают Мышлению? (Умственные)
- Умственные способности можно развивать.
Игра “Кто больше?”. Соревнование между группами, кто больше назовёт в которых последняя буква н.
Литература
- Уколова М. Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику. Газета “Школьный психолог”, №14/2008 г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа. – М., 2009 г.