Развивающее занятие по психологии в начальной школе

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Данное занятие проводится в рамках программы развивающих занятий по психологии для четвёртых классов “Путешествия Маленького Принца”. На этих занятиях учащиеся знакомятся с понятиями общей психологии, такими как внимание, память, воображение и мышление. При разработке занятий использовалась сказка, педагога-психолога М.Уколовой “Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику”, опубликованная в газете “Школьный психолог” №14 за 2008 год. Предложенная сказка вызвала большой интерес у учащихся, но “Путешествия Маленького Принца” уже были разработаны и знакомы детям с первого по третий класс и расставаться с полюбившимся героем они не хотели, поэтому главные герои поменяли свои имена (приношу свои извинения за это автору). Занятия по данной программе проводятся педагогом-психологом, представленное здесь занятие рассчитано на два часа.

Цель: дать определение мышлению, как одному из психических процессов.

Задачи:

- познакомить учащихся с мыслительными операциями;

- развивать умение работать в малой группе;

- помочь учащимся усвоить понятие “способности” и осознать свою уникальность.

Ход занятия

Слайд 2

“…Наконец впереди показались горы.

- Что это? – спросил Маленький Принц у Мудрой Совы.

- Это горы Мышления. Вот видишь не высокую гору – это Наглядно-действенное Мышление, её мы начинаем преодолевать ещё совсем маленькими, когда не умеем представлять себе образы предметов, не умеем говорить, а значит и мыслить словами. Предметы, которые попадались к нам на глаза, мы исследовали с помощью органов чувств. Мы хватали их руками, трясли, ломали и разбирали на части, сваливали в кучу, разбрасывали, что-то пытались построить, то есть действовали. Не видя предмета и не действуя с ним, мы ничего не могли о нём узнать”.

Вопрос:

  • Когда мы используем наглядно-действенное мышление сейчас, в школе, дома?
  • В каких профессиях может использоваться наглядно-действенное мышление?

“…Вторая гора повыше. Она называется Наглядно-образное Мышление. Эту гору мы преодолеваем, когда немного подрастаем. Теперь нам не обязательно брать предметы в руки, чтобы что-то узнать о них. Достаточно рассмотреть его или представить себе образ этого предмета. Наглядно-образное Мышление помогает дошкольникам и первоклассникам решать простые задачи на сложение и вычитание, опираясь на рисунки”.

Вопрос: Где мы ещё пользуемся наглядно-образным мышлением?

“… Третья гора самая высокая. Это Словесно-логическое Мышление. На ней зарождается река Речь. В школе этот вид Мышления является самым главным. Поступая в первый класс, мы не только умеем мыслить образами, но и владеем многими отвлечёнными понятиями, которые можем выражать словами, умеем рассуждать, объяснять, делать выводы. Но до вершины этой горы нам ещё далеко.

- Давай зайдём в гости к мышлению, - предложила Мудрая Сова Маленькому Принцу”.

Наши герои вошли во дворец. Мышление встретило их очень любезно и предложило познакомиться со своими помощниками Мыслительными Операциями.

Слайд 3

- Я Анализ, - представился первый богатырь. – Моя задача состоит в том, чтобы разделять целое на части. А мой друг Синтез, составляет из частей единое целое. Чтобы понять, как это происходит, выполните наши задания.

Учащиеся садятся в малые группы, и выполняют задания, соревнуясь друг с другом.

Слайд 4

Составьте новое слово, взяв по одному слогу из представленных на слайде слов.

Карман

Стена

Подвал

Слайд 5

Составьте как можно больше слов из букв этого слова:

Потолок

(Если презентация показывается на SMART доске, то ответы детей записываются на слайде)

Слайд 6

В этом задании необходимо переставив буквы, составить новые слова.

Колос

Ушат

Улан

Липа

- С нашими заданиями вы справились. Теперь очередь Обобщения.

Слайд 7

- Меня зовут Обобщение. Я объединяю предметы и явления в группы по существенным признакам и владею общими понятиями.

Слайд 8

- Моё задание такое: подберите общее название к каждой группе слов:

1) стол, диван, табурет;

2) собака, баран, свинья;

3) ромашка, василёк, колокольчик;

4) кларнет, скрипка, баян;

5) врач, инженер, механизатор;

6) треугольник, ромб, круг.

Слайд 9

- А в этом задании в каждой группе найдите одно лишнее:

1) гусь, курица, собака, индюк;

2) капуста, яблоко, фасоль, огурец;

3) шкаф, пальто, платье, брюки;

4) шапка, ботинки, шляпа, кепка;

5) Москва, Франция, Лондон, Париж.

Слайд 10

В перёд вышла помощница Мышления и представилась:

- Меня зовут Классификация. Я распределяю имеющиеся в распоряжении Мышления предметы и явления на группы в соответствии с их общими признаками.

Слайд 11

- Распределите, пожалуйста, на две группы эти слова:

Кот, медведь, лиса, лошадь, собака, корова, волк, тигр, овца, лось.

Слайд 12

- А это задание потруднее будет. Разделите на группы слова:

Апельсин, кровать, девочка, слон, этажерка, обезьяна, мандарин, мужчина, стол, лягушка, груша, женщина, бабочка, кресло, персик, мальчик.

Слайд 13

- Меня зовут Абстрагирование, - представился ещё один помощник. – Я выделяю общие важные признаки и свойства предметов и явлений, отвлекаюсь от остальных, признаков, которые мне не нужны, и рассматриваю выделенный признак отдельно. В этом мне помогает Анализ.

Слайд 14

Моё задание следующее: выделите общие признаки следующих объектов:

1) Кинжал, нож, ножницы.

2) Мороженое, лёд, снег.

3) Мяч, апельсин, луна.

4) Вода, молоко, керосин.

5) Уголь, бензин, дерево.

Слайд 15

- А меня зовут Конкретизация, - сказала девушка помощница вышедшая вперёд. – Моё дело – возвращать мысли от абстрактных понятий к конкретным образам. Я помогаю приводить примеры к правилам. И во время этого путешествия я помогаю вам. Ведь легче понять конкретное, чем абстрактное.

Слайд 16

- А это моё задание: назовите три предмета, относящиеся к понятиям.

1) Животные Африки.

2) Культурные растения.

3) Арифметические действия.

4) Познавательные процессы.

Слайд 17

- Последним вышло Сравнение.

- Я устанавливаю сходства и различия, имеющиеся между предметами и явлениями. У меня есть твёрдые правила:

1. Если я сравниваю между собой не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, я выбираю признаки, которые свойственны всем предметам, относящимся к этому понятию. Например, если я ищу сходства и различия между собакой и кошкой вообще, я не стану говорить, что собака чёрная, а кошка рыжая.

2. Сходства и различия я ищу только по одинаковым признакам. К примеру: мяч круглый, а кирпич прямоугольный. То есть сравниваю мяч и кирпич по форме. Но нельзя сравнивать “Мяч круглый, а из кирпичей строят дома”. Ведь форма предмета и назначение предмета – это разные признаки, и по ним не может быть сравнения.

Слайд 18

- Моё задание такое, соблюдая мои правила, найдите сходства и различия между:

1) Собакой и белкой.

2) Карандашом и ручкой.

3) Помидором и солнцем.

- Вот вы и познакомились с моими помощниками. А теперь подумайте над моими вопросами:

- Что такое способности?

- Какие бывают способности?

- Для чего они нужны человеку?

- Какие способности должны быть у хорошего врача, учителя, ученика?

Вывод: У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди ничего о них не знают, либо знают, но не используют их.

- Какие способности помогают Мышлению? (Умственные)

- Умственные способности можно развивать.

Игра “Кто больше?”. Соревнование между группами, кто больше назовёт в которых последняя буква н.

Литература

  1. Уколова М. Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну Психику. Газета “Школьный психолог”, №14/2008 г.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа. – М., 2009 г.