Цель: учить пересказу.
Задачи.
Образовательные.
1. Учить пересказу, используя иллюстрации и план.
2. Формировать навык сознательного чтения: учить отвечать на вопросы по прочитанному.
3. Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие.
1. Коррекция и развитие произносительной и содержательной стороны речи, речемыслительных способностей детей.
2. Развитие и формирование фонематического слуха.
Воспитательные.
1. Воспитывать усидчивость, познавательный интерес.
2. Формировать адекватное эмоциональное отношение к описанным событиям, действиям героев, учить обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.
Оборудование.
1. Наглядность.
2. ТСО.
3. Карточки для фронтальной и индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
1. Минута вхождения в урок. (1 мин.)
Уточняется, какое сегодня число, месяц, день недели, год, время года, погода.
- Ребята, расскажите как вы помогаете родителям. А чем помогал по дому мальчик Дима из рассказа “Вкусный пирог”?
2. Целеполагание и сообщение темы урока. (1 мин.)
- Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать рассказ по П.Тихонову. “Вкусный пирог”. (Презентация, слайд 1 с названием рассказа, которое прочитывается индивидуально сильным учеником и хором.) используя иллюстрации и план. А также будем отвечать на поставленные вопросы и делать выводы.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выполнение теста. (3 мин.)
Дети индивидуально отвечают на вопросы теста, созданного в программе Microsoft Office Excel. (Приложение 1)
1. Что отец и сын делали с сорной травой на огороде?
- Выдергивали.
- Собирали.
2. Что Дима и папа делали с ягодными кустами в саду?
- Белили.
- К колышкам подвязывали.
2. Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)
У всех зеркала и салфетки.
(Демонстрируются картинки-слайды с изображением нужных упражнений, Презентация, слайды 2-11)
3. Речевая зарядка (3 мин.)
Игра на развитие внимания и механической памяти.
Учитель говорит ряд слов (используются слова из текста рассказа), а дети по цепочке их повторяют (количество слов постепенно увеличивается). Выигрывает тот, кто безошибочно повторит наибольшее количество слов в заданной последовательности.
Утро, Дима, пирог, огород, морковь, трава.
Сад, кусты, деревья, извёстка, пирог, аппетит.
III. Подготовка к пересказу. (11 мин.)
1. Словарная работа. (1 мин.)
- Ребята, уточните, что такое извёстка? (Раствор, которым белят деревья, чтобы обезвредить дерево от вредных насекомых) (Презентация, слайд 13)
2. Составление плана рассказа по П.Тихонову “Вкусный пирог” (10 мин.)
- Попробуем озаглавить части рассказа. (Рассказ делился на части на прошлом уроке)
Дети читают целыми словами текст по частям. (Дети, обучающиеся по индивидуальной программе, читают адаптированный текст)
Вкус-ный пи-рог.
Ба-буш-ка да-ла Ди-ме пи-рог.
- Не-вкус-ный! Не бу-ду е-го есть!
Па-па ска-зал:
- Мы сде-ла-ем е-го вкус-ным! И-дём в о-го-род тра-ву по-лоть!
По-том о-ни по-шли в сад кус-ты под-вя-зы-вать и де-ревь-я бе-лить.
Пос-ле ра-бо-ты пи-рог стал о-чень вкус-ный!
- Предлагаю выбрать название первой части. Перечитывается каждая часть, а затем озаглавливается. (Презентация, слайд 14. Дается два названия, из которых дети выбирают нужное. 1. Невкусный пирог. 2. Завтрак.) Аналогично выбирается название к следующим частям (2 часть – 1. Огород. 2. Работа на огороде. Слайд 15; 3 часть – 1. Работа в саду. 2. Сад. Слайд 16; 4 часть – 1. Отличный аппетит. 2. Пирог стал вкусным. Слайд 17)
IV. Зрительная гимнастика. (1 мин.)
- Закройте глаза и помассируйте глаза пальцами по кругу (Выполнять не менее 10 раз).
- Вытяните правую руку вперед и зафиксируйте взгляд на указательном пальце. Поочередно то приближайте палец к кончику носа, то удаляйте на расстояние вытянутой руки. (Выполнять не менее 10 раз).
- Крепко зажмуривайте и открывайте глаза (Выполнять не менее 10 раз).
- Поморгайте глазами (Выполнять не менее 10 раз).
3. Пересказ. (15 мин.)
а) Чтение и пересказ первой части. (4 мин.)
Здесь и далее показ слайдов-опор. (Презентация, слайд 19-20)
б) Чтение и пересказ второй части. (4 мин.)
(Презентация, слайд 21-22)
в) Чтение и пересказ третьей части. (4 мин.)
(Презентация, слайд 23-24)
г) Чтение и пересказ четвертой части. (3 мин.)
(Презентация, слайд 25-26)
V. Физкультминутка “Умелые руки”. (1 мин.)
Наши руки умелые такие (вытянуть вперед руки, ладони вверх-вниз)
Наши руки – руки – золотые.
Они умеют вышивать, (имитировать движения)
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить. (Погрозить пальцем)
Вот они, какие – руки золотые. (Вытянуть вперед руки, ладони вверх-вниз)
Дети, обучающиеся по индивидуальной программе, работают по карточкам:
1. Допиши буквы (даются буквы с недописанными элементами) и прочти слова, сделай звукобуквенный разбор этих слов. (Есть, увёл)
2. Расшифруй слова. (Приложение 2). (Дима, пирог, земля)
3. Соотнеси слова с картинками. (Приложение 3). (Пирог, грядка, куст).
VI. Обобщение, подведение итогов (1 мин.)
- Почему к концу рассказа пирог стал вкусный? Что нужно делать для того, чтобы аппетит всегда был хорошим? (Презентация, слайд 27-28)
Ответы детей оцениваются.
VII. Домашнее задание. (1 мин.)
Пересказ. (Презентация, слайд 29)
- Как удобнее пересказывать? Что для этого нужно сделать вначале?