Цель: знакомство с историей открытия и с географическим положением материка Ю.Америка; обучение работе с контурной картой.
Задачи:
- показать возможности работы интерактивной доски, обучать умению сопоставлять различные типы карт;
- делать выводы относительно географического положения материка, пользоваться условными знаками;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование: интерактивная доска, учебная доска, физическая карта полушарий, контурные карты, плакаты “Х. Колумб открывает Америку”, магниты.
План урока.
1. Оргмомент.
2. Знакомство с историей открытия материка.
3. Определение целей и задач урока.
4. Материк – рекордсмен.
5. Визитная карточка материка.
6. Береговая линия.
7. Закрепление материала.
8. Подведение итогов урока.
Ход урока
Здравствуйте, дорогие семиклассники, я спешу вам сообщить, что к нам в гости приехал очень известный путешественник и первооткрыватель. Итак, встречайте - итальянский моряк, состоящий на службе у Испанской королевы, Христофор Колумб.
Христофор Колумб зачитывает письмо королевы Испании:
“Земля-шар – это признает каждый ученый. На другой стороне Земли – богатые страны. Прежде всего – Индия. Золото, пряности и драгоценные камни там в изобилии! Но все, кто плавал туда, держат курс на восток, и плавание получается долгим. Дайте мне три корабля и сотню матросов, я открою Испании короткий путь к несметным сокровищам”.
Христофор Колумб
Учитель: Х. Колумб родился в 1451 г. в Италии, в городе Генуя. В 1492 году на 3-х каравеллах отправился в плавание через Атлантический океан для поиска западного пути в Индию.
Х. Колумб зачитывает 2-ое письмо королеве Испании:
“Великая королева Испании! Сегодня 12 октября 1492 года экскурсия в составе 3-х каравелл “Санта-Мария”, “Пинта”, “Нинья” под командованием итальянского моряка на испанской службе Христофора Колумба открыли острова Куба, Гаити, Пуэрто-Рико”.
Учитель: 12октября 1492 года Х. Колумб достиг острова у берегов ранее неизвестного континента, который потом был назван Америкой. Открыл острова Куба, Гаити, Пуэрто-Рико.
Во время 3-х последующих экспедиций открыл Б. Антильские, часть М. Антильских островов, первым доплыл до побережья Южной и Центральной Америки. Умер адмирал в 1506 году в одном из монастырей в нищете и забвении.
Со славой Колумба вряд ли сравнится слава какого-нибудь другого моряка. Открыв Америку, Х. Колумб сделал великое географическое открытие: к Старому свету добавил Новый.
Мысль в том, что новые земли, открытые Колумбом, не западные берега Индии, а новая часть света, впервые была высказана итальянским мореплавателем Америго де Веспуччи, в честь которого и был назван материк Америка в 1507 году.
Учитель: Итак, ребята, мы начинаем изучение необыкновенного, уникального и очень интересного материка Америка.
Материк Ю.Америка - рекордсмен, а кто знает о его рекордах?
Самый влажный материк.
Самая длинная горная цепь Земли.
Самое высокогорное озеро Титикака.
Самый высокий водопад мира Анхель.
Самая большая низменность земли Амазонская.
Самая высокогорная столица мира Ла-Пас (Боливия).
Самый большой пролив Дрейка.
А теперь переходим к самостоятельной работе по анализу географического положения материка, используя карты атласа и учебник, заполняем визитную карточку Ю. Америки по плану:
- к 0 меридиану;
- к экватору;
- к океанам;
- к материкам;
- к поясам освещенности;
- крайние точки материка;
- площадь материка.
Одновременно идет работа на интерактивной доске, на контурах материка, ламинированной доске, учащиеся работают самостоятельно под контролем учителя.
Теперь я вам предлагаю отправиться в кругосветку вокруг Ю. Америки.
Заметьте, как сильно расчленена береговая линия материка (ученики определяют заливы, проливы, течения, острова, полуострова, течения, учащиеся заполняют контуры материков).
На интерактивной доске подписываются географические объекты:
1. Течения:
Гвианское
Бразильское
Фолкленское
Перуанское
2. Проливы:
Магелланов
Дрейка
Панамский канал
Остров Огненная земля
Карибское море
Ла-Платский залив
3. Крайние точки:
С.т. - м.Гальинас
Ю.т - м.Фроуард
З. т - м. Париньяс
В.т. - м. Кабу-Бранку
А теперь посмотрим, правильно ли мы заполнили карту, все ли у нас совпало. Посмотрите, как можно заполнить все географические объекты на интерактивной доске.
Итак, мы благополучно завершили свое плавание, получили сертификаты исследователей и для того, чтобы получить признание учителей и родителей, завершим нашу работу небольшой проверочной работой.
У вас на обратной стороне контура Ю. Америки есть вопросы, ответьте на них письменно в течение 3 минут.
1. Когда Америго Веспуччи доказал, что Ю. Америка - материк (1507 год.)
2. Назовите крайнюю восточную точку Ю. Америки (м. Кабу-Бранку).
3. Как называется канал разделяющий С. и Ю. Америку (Панамский).
4. Назовите теплое течение восточного побережья Ю. Америки (Бразильское, Гвианское.)
5. Как называются каравеллы, на которых была открыта Ю. Америка (“Санта-Мария”, “Пинта”, “Нинья”.)
Теперь проверим свои работы и по количеству правильных ответов, поставим себе оценку.
Путешествие у нас получилось удачным. Я вас благодарю за отличное плаванье. Всего вам доброго. До новых встреч!
Литература
- Коринская В.А. /География материков и океанов – учебник для 7 класса. -М.: 2003 г.
- Коринская В.А./ Поурочные планы. - География 7 класс. - Волгоград: Издательство “Учитель”., 2003 г.
- Крылова О.В./ Дидактические материалы по географии материков и океанов. –М.: Просвещение, 1996 г.
- Крылов А.И./ Физическая карта полушарий. Интерактивное наглядное пособие. -Дрофа, 2006 г.