Тема урока: "И крестьянки любить умеют". По повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Урок начинается с формулировки цели и задач. Проверка домашнего задания помогает актуализировать опорные знания. На данном этапе урока использование кластера помогает провести  устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина.
Далее следует основная часть урока. Объяснение нового материала начинается со знакомства с литературоведческим термином  «сентиментализм». Проводится работа с портретами Екатерины II, выявляются отличия полотен,  созданные классицистом и сентименталистом. Для обобщения основных сведений о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века ученики самостоятельно заполняют сравнительную таблицу, которую чертят в своих тетрадях и заполняют пустые графы. Одна группа заполняет графу «Классицизм»,  другая группа - графу «Сентиментализм».  Ответы высвечиваются на слайде поэтапно.
Далее ученики знакомятся с историей создания повести «Бедная Лиза». Продолжается  работа над литературоведческой терминологией: рассматривается понятие «эпигонство».
Непосредственно анализ текста художественного произведения начинается с заочной экскурсии по окрестностям Москвы, так как именно здесь происходили события, описанные Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Вслед за писателем отправляемся на экскурсию по окрестностям Москвы: Симонов монастырь, Москва-река, Данилов монастырь, Воробьёвы горы, Село Коломенское.
Анализ повести включает вопросы о роли пейзажа в повести, об образе повествователя. Рассмотрение темы любви и социального неравенства начинается с проблемного задания: назвать известные произведения, в которых авторы затрагивают эту же тему, и найти соответствие между указанными авторами и названиями произведений. Проверяем: появляются стрелочки, соединяющие  произведение с его автором.
Обращаемся к социальному статусу героини, который обозначен словом «бедная» в названии произведения. Это слово может быть понято двояко: указание на социальное положение героини и отношение к ней автора. Далее задается проблемный вопрос: «Только ли сословные барьеры разделяют героев?» Ученики сопоставляют героев и заполняют таблицу, делают вывод.
Обращаемся к тексту повести. Работа с текстом помогает определить основные мотивы: мотив чистоты и мотив денег.  Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести. Обращаемся к сцене первой встречи. В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Ученики приводят  примеры сцен, где Эраст пытается в сфере чувств действовать при помощи денег. Выясняем отношение автора и других героев повести к Лизе. Делаем вывод: душа Лизы отличается богатством и глубиной. «И крестьянки любить умеют!» Обращаемся к сцене расставания героев: для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя руки.
Подводятся итоги урока. В качестве домашнего задания ученикам предлагается письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цель урока: (слайд 2) Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цель урока: (слайд 2) Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
    • дать понятие сентиментализма как литературного направления;
    • представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
    • развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
  • Воспитательные:
    • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
    • воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.
  • Развивающие:
    • расширять словарный запас;
    • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.

Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.

Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания

Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (кластер) (слайд 4)

– Когда и где родился Карамзин? (Симбирская губерния, 1766 г.)
– Из какой семьи вышел писатель? (Небогатая, родовитая)
– Какое получил образование? (Московский пансион, знание иностранных языков)
– Какой службе посвятил себя вначале Карамзин? (Военная служба, Преображенский полк)
– Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому писателю и переводчику)
– Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, сколько оно длилось? (1789 г., полтора года)
– Какой журнал издавал Карамзин? («Московский журнал»)
– Над каким произведением до конца жизни работает Карамзин? («История Государства Российского»)
– Какие ещё произведения написал Карамзин? (Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)

III. Мотивация к учебной деятельности: объяснение нового материала

Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. (слайд  5) Сентиментализм – это художественное направление в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX вв. Понятие «сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство – центральная эстетическая категория этого направления.
Поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как«изящное изображение основного и повседневного». Как вы понимаете слова «изящное», «основное и повседневное»?
Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи. Перед нами два портрета Екатерины II. (слайд  6) Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а портрет В.Боровиковского можно отнести к сентиментализму).

IV. Самостоятельная работа в группах: составление сравнительной таблицы

Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII в. заполним таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. (1 группа заполняет графу «Классицизм», 2 группа – «Сентиментализм», ответы высвечиваются на слайде 7 поэтапно)

Сравнительная таблица

Классицизм Линия сравнения Сентиментализм
Воспитание в духе верности государству, культ разума Основные идеи Стремление представить  личность в движении души
Гражданская, общественная Основная тематика Любовная
Деление на положительных и отрицательных героев Герои и характеры Нет прямолинейности в оценке, внимание к простым людям
Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики
Трагедия, ода, комедия, басня, Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание

V. История создания повести «Бедная Лиза»

Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к чувствам человека, эмоциональному восприятию окружающего мира. (слайд 8)
Повесть «Бедная Лиза» была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г., принесла автору известность и популярность, переиздавалась шесть раз. Волна подражаний захлестнула русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв.: появляются произведения, повторяющие карамзинский сюжет («Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Бедная Маша» А. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова).
Это явление в литературоведении называется эпигонством (от др.  греч. – родившееся после) (слайд 9) – нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности – подражание писателям.

VI. Анализ текста художественного произведения

Почему нас привлекает  сентиментальная повесть? Почему заставляет переживать за героев? Повесть как будто заставляет сострадать ближнему, сопере­живать, заставляет задуматься об ответственности человека за свои чувства.

1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря. Мы с вами отправимся вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. (слайд 10) «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Автор указывает, что действие происходит в Москве и её окрестностях. Читатели восприняли историю Лизы как реальную трагедию своей современницы. Пруд около Симонова монастыря получил название Лизина пруда. (слайд 11) Симонов монастырь: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».(слайд 12) Москва-река: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». (слайд 13) Данилов монастырь: «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь» (слайд 14) Воробьёвы горы: «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». (слайд 15) Село Коломенское: «…вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

2) Анализ повести

Роль пейзажа в повести

История любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся и соответствующую стадиям развития любви героев. Примеры эмоциональной наполненности пейзажа: осенний пейзаж вступления, предвещающий трагическую развязку, картина ясного майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста,  картина страшной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини.
Пейзаж не обычный фон, а средство психологической характеристики героев. (слайд 16)
Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Пейзаж имеет духовно-эмоциональный характер.
Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.

Образ рассказчика-повествователя в повести

(слайд 17)  Образ рассказчика-повествователявключён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь – единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик  вовлечен в отноше­ния героев. Повествователь кажется  чувствительным, печальным, радостным.

Тема любви и социального неравенства

Повесть написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин Эраст и крестьянка Лиза не могут быть счастливы по социальным условиям жизни.
Назовите известные произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка») Найдите соответствия между авторами и названиями произведений. (слайд 18)

Социальный статус героини

Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово  (слайд 19) указывает на социальное положение героини и на отношение к ней автора.

Сопоставление героев

Только сословные барьеры разделяют героев? Найдите выражения, характеризующие героев. Заполните таблицу. (слайд 20)

Лиза Эраст
«Почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, любезная, крестьянка. «Возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.

Мотив белизны, чистоты и свежести

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. (слайд 21) Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Первая встреча героев

(слайд 22) Как ведут себя Лиза и Эраст? Что настораживает в поведении Эраста? При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек, в отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.

Мотив денег

(слайд 23) Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».)
Эраст измеряет всё деньгами. Деньги  – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких ко­рыстных помыслов.
Во время одного из сви­даний Лиза сообщает Эрасту, что к ней сва­тается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака, «И ты соглашаешься?» — насторажи­вается Эраст, «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он положил ей деньги в карман)».

Герои повести

Автор подчеркнул свое отношение к Лизе и показал отношение к ней других героев повести (слайд 24).

Главный герой повести

Кто же главный герой повести? (слайд 25)  Какую характеристику дают ему другие герои?

Характеристика Лизы

Какую характеристику героине дает автор? (слайд 26)  Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эра­ста, и даже дважды говорит об этом в повес­ти: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако же те­бе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...». Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может скрыть. Ге­роиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»

Характеристика Эраста

А какое мнение сложилось у вас об Эрасте? Характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, из­балованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза привлек­ла его своей внешностью. На­мерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых радостях», наме­ревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не веро­ломным обманщиком-соблазнителем («довольно богатый дворя­нин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольст­вии...»).

Любовь героев

Любовь стала испытанием для героя?Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение».Вскоре он «не мог уже доволен быть  одними чистыми объ­ятиями. Он желал больше, больше и, нако­нец, ничего желать не мог». Наступает пресы­щение и желание освободиться от наскучив­шей связи. Его чувство эгоистично.

Сцена расставания героев

(слайд 27) «Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил её – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся, – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Кем был для Лизы Эраст и кем оказалась для Эраста Лиза? Как разрешается тема любви крестьян­ки Лизы и дворянина Эраста? Для Лизы потеря Эраста – утрата жизни. Дальнейшее существование лишено смысла! Она накладывает на себя руки!

Причины самоубийства Лизы

– Какова развязка истории любви Лизы и Эраста?
– В чем причины самоубийства Лизы? (слайд 28)
– Осуждает ли автор своего героя?
– Изменилось ли ваше отношение к нему?
– Что узнаем мы об Эрасте из финала повести?
– Произошло ли очищение души? (слайд 29)

Подведение итогов (слайд 30)

– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?
– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?
– Как проявляются в по­вести черты сентиментализма?
– Какие ее эпи­зоды показались вам особенно трогательны­ми?
– В чем смысл заглавия?
– Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина?
– Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки?

VII. Заключительное слово учителя

Н.М.Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Сентиментальная повесть вызывала неподдельный интерес к человеку. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма.

VIII. Домашнее задание (слайд 31)

Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Источники:

  1. Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. – №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».
  4. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.
  5. rusedu.rudetail_2259.html
  6. power-point-ppt.narod.rubiografiya…prezentaciya…
  7. рефак.рф1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/
  8. ps.1sept.ru