Цель.
Образовательная:
- Познакомить с жизнью обитателей морей Сахалинской области и в Тихом океане.
- Углубить знания о животных и растениях, обитающих в морях Сахалинской области.
- Закрепить навыки работы с контурной картой.
- Повторить знания о группах животных, полученных на уроках природоведения.
Развивающая:
- Развивать умение делать сообщения;
- Развивать речь обучающихся;
Воспитывающая:
- Воспитывать любовь к малой родине, своей стране.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой регион.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, Красная книга России, Красная книга Сахалинской области, слайдовая презентация, сообщения обучающихся, физическая карта России, атлас Сахалинской области, видеофрагмент о жизни морских животных, контурная карта Сахалинской области, Презентация (большой объем, находится у автора). Приложение 1 (Самоонализ урока)
Ход урока
Слайд № 1, 2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока “Жизнь в морях и океанах Сахалинской области”. Цель урока познакомиться с морскими обитателями и их жизнью в морях и океане, омывающих Сахалинскую область. На уроке я буду знакомить с животными и растениями (водорослями), а вы будете дополнять знания своими сообщениями.
Учитель: Что вы знаете о жизни морских обитателей в наших морях?
(Ответы обучающихся)
- На какие две группы делится царство животных?
(Класс позвоночных и беспозвоночных)
Слайд № 3.
Учитель: Необозримые водные просторы окружают Сахалин и Курильские острова. В них обитает около 300 видов рыб, многие виды ластоногих и беспозвоночных животных. В прибрежных водах имеются значительные запасы морских водорослей, а также полезных ископаемых.
Слайд № 4.
Работа с физической картой России.
Учитель: Какие моря омывают берега Сахалинской области? (Охотское, Японское)
Учитель: Какой океан омывает Сахалинскую область? (Тихий)
Учитель: Покажите их на физической карте России.
Работа с контурной картой.
Учитель: Нанесите на контурную карту Сахалинской области моря и океан, омывающих Сахалинскую область.
Слайд № 5.
Учитель: Главное богатство морей Сахалинской области, особенно Охотского – это рыба.
- Какие виды рыб вы знаете?
Учитель: Основными объектами промысла являются лососёвые, сельдь, треска, навага, минтай, сайра, камбала и другие.
Слайд № 6.
“Охотское море по своим рыбным богатством занимает первое место не только среди наших восточных морей, но, пожалуй, и среди всех известных нам морей”, - писал крупнейший учёный – ихтиолог П.Ю. Шмидт.
Учитель: Что изучают ихтиологи?
Словарная работа. (Записать в тетрадь)
Ихтиолог – это учёный, который занимается изучением жизни рыб.
Слайд № 7.
Учитель: Наиболее ценные из промысловых рыб Охотского моря – дальневосточные лососёвые, включающие 6 видов: горбуша, кета, кижуч, чавыча, нерка, Сима. На нерест лососёвые идут в реки, стремясь к их истокам. Размножаются только один раз в жизни. Из икры весной выводятся мальки и постепенно спускаются по реке к морю. В море за 2-4 года они быстро растут и совершая большие путешествия, возвращаются в те же реки, откуда вышли. Здесь, на родине, они дают новое потомство и погибают.
Слайд № 8.
Учитель: Для восстановления запасов лососёвых рыб созданы заводы искусственного разведения, которые ежегодно выпускают в море около 600 млн. мальков.
Учитель: У нас в районе есть рыборазводный завод в селе Урожайное.
(Показ фотографий)
Слайд № 9.
Учитель: В Сахалинской области встречается около 260 видов водорослей, представителей трёх основных типов: зелёные, бурые и красные.
Промысловое значение имеют ламинария и анфельция.
Ламинария применяется в медицине, анфельция – в пищевой промышленности для получения агар-агара.
Слайд № 10.
Учитель: Класс красные водоросли.
Учитель: Какие водоросли относятся к красным водорослям?
Слайд № 11.
Учитель: Класс зелёных водорослей.
Учитель: Какие водоросли относятся к классу зелёных водорослей? (Класс бурых водорослей)
Учитель: К какому классу относится ламинария?
Слайд № 12.
Учитель: У берегов Сахалина обитает большое количество ластоногих.
Учитель: Почему их так называют?
Слайд № 13.
Учитель: Посмотрите, какие ластоногие водятся в морях Сахалинской области? Назовите их.
Слайд № 14, 15
Учитель: В Охотском море живёт очень много морских млекопитающих. Это зубатые киты.
Слайд № 16.
Учитель: Усатые киты.
Слайд № 17.
Учитель: Очень богато Охотское море иглокожими, моллюсками, ракообразными. Многие виды имеют промысловое значение. Они пользуются большим спросом у населения. (Это морские ежи, гребешки, мидии и др.)
Слайд № 18.
Учитель: Кальмары, креветки, осьминоги любят не только сахалинцы, но и население азиатских стран.
Учитель: К какой группе животных относятся мидии, кальмары, морские ежи, гребешки, мидии, осьминоги, креветки? (К классу беспозвоночных)
Слайд № 19.
Учитель: Самым ценным представителем ракообразных является камчатский краб.
Слайд № 20.
Учитель: Среди морских обитателей Сахалинской области есть виды, которые нуждаются в охране и защите. Они занесены в Красную книгу России и Сахалинской области. Это серый кит, калан, сахалинский осётр и др.
Знакомство с Красной книгой Сахалинской области
Просмотр видеофильма о жизни калана, серых китов, горбуши, сивучей.
Слайд № 21.
Учитель: Сахалинский осётр населяет северную часть Тихого океана. Встречается единичными экземплярами. Вид малоизученный, находится под угрозой.
Показ иллюстраций из Красной Книги России. (Сообщения обучающихся о животных, рыбах морей Сахалинской области)
Слайд № 22.
Учитель: Кроме промысловых животных в наших морях есть обитатели, которые являются украшением наших морей и радуют нас своей необычной красотой.
Слайд № 23.
Учитель: Моря Сахалинской области также богаты полезными ископаемыми. Это янтарь, который добывают и собирают у посёлка Стародубское, нефть добывают на севере Сахалина.
Слайд № 24. Рефлексия.
Ответы на вопросы.
Какие моря омывают берега Сахалинской области?
Какие виды рыб являются основными объектами промысла?
Какие водоросли используют в медицине?
Какие виды животных занесены в Красную книгу России?
Что изучают ихтиологи?
На какие группы делятся животные наших морей?
Какое значение имеют моря для жителей Сахалинской области?
Слайд № 25. Составление “Синквейна”
1 строка – 1 слово (существительное).
2 строка - 2 слова (прилагательное).
3 строка – 3 слова (глагол).
4 строка - фраза, несущая определённый смысл.
5 строка - 1 слово (существительное), вывод.
(Чтение обучающимися, полученного “синквейна”)
Слайд № 26. Домашнее задание, (опережающее).
Подготовить сообщение о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Сахалинской области.
Итог урока.
Учитель: Что можно сказать о жизни в морях и океанах Сахалинской области?