Урок краеведения по теме "Жизнь в морях и океанах Сахалинской области"

Разделы: География


Цель.

Образовательная:

  1. Познакомить с жизнью обитателей морей Сахалинской области и в Тихом океане.
  2. Углубить знания о животных и растениях, обитающих в морях Сахалинской области.
  3. Закрепить навыки работы с контурной картой.
  4. Повторить знания о группах животных, полученных на уроках природоведения.

Развивающая:

  1. Развивать умение делать сообщения;
  2. Развивать речь обучающихся;

Воспитывающая:

  1. Воспитывать любовь к малой родине, своей стране.
  2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой регион.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, Красная книга России, Красная книга Сахалинской области, слайдовая презентация, сообщения обучающихся, физическая карта России, атлас Сахалинской области, видеофрагмент о жизни морских животных, контурная карта Сахалинской области, Презентация (большой объем, находится у автора). Приложение 1 (Самоонализ урока)

Ход урока

Слайд № 1, 2. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока “Жизнь в морях и океанах Сахалинской области”. Цель урока познакомиться с морскими обитателями и их жизнью в морях и океане, омывающих Сахалинскую область. На уроке я буду знакомить с животными и растениями (водорослями), а вы будете дополнять знания своими сообщениями.

Учитель: Что вы знаете о жизни морских обитателей в наших морях?

(Ответы обучающихся)

- На какие две группы делится царство животных?

(Класс позвоночных и беспозвоночных)

Слайд № 3.

Учитель: Необозримые водные просторы окружают Сахалин и Курильские острова. В них обитает около 300 видов рыб, многие виды ластоногих и беспозвоночных животных. В прибрежных водах имеются значительные запасы морских водорослей, а также полезных ископаемых.

Слайд № 4.

Работа с физической картой России.

Учитель: Какие моря омывают берега Сахалинской области? (Охотское, Японское)

Учитель: Какой океан омывает Сахалинскую область? (Тихий)

Учитель: Покажите их на физической карте России.

Работа с контурной картой.

Учитель: Нанесите на контурную карту Сахалинской области моря и океан, омывающих Сахалинскую область.

Слайд № 5.

Учитель: Главное богатство морей Сахалинской области, особенно Охотского – это рыба.

- Какие виды рыб вы знаете?

Учитель: Основными объектами промысла являются лососёвые, сельдь, треска, навага, минтай, сайра, камбала и другие.

Слайд № 6.

“Охотское море по своим рыбным богатством занимает первое место не только среди наших восточных морей, но, пожалуй, и среди всех известных нам морей”, - писал крупнейший учёный – ихтиолог П.Ю. Шмидт.

Учитель: Что изучают ихтиологи?

Словарная работа. (Записать в тетрадь)

Ихтиолог – это учёный, который занимается изучением жизни рыб.

Слайд № 7.

Учитель: Наиболее ценные из промысловых рыб Охотского моря – дальневосточные лососёвые, включающие 6 видов: горбуша, кета, кижуч, чавыча, нерка, Сима. На нерест лососёвые идут в реки, стремясь к их истокам. Размножаются только один раз в жизни. Из икры весной выводятся мальки и постепенно спускаются по реке к морю. В море за 2-4 года они быстро растут и совершая большие путешествия, возвращаются в те же реки, откуда вышли. Здесь, на родине, они дают новое потомство и погибают.

Слайд № 8.

Учитель: Для восстановления запасов лососёвых рыб созданы заводы искусственного разведения, которые ежегодно выпускают в море около 600 млн. мальков.

Учитель: У нас в районе есть рыборазводный завод в селе Урожайное.

(Показ фотографий)

Слайд № 9.

Учитель: В Сахалинской области встречается около 260 видов водорослей, представителей трёх основных типов: зелёные, бурые и красные.

Промысловое значение имеют ламинария и анфельция.

Ламинария применяется в медицине, анфельция – в пищевой промышленности для получения агар-агара.

Слайд № 10.

Учитель: Класс красные водоросли.

Учитель: Какие водоросли относятся к красным водорослям?

Слайд № 11.

Учитель: Класс зелёных водорослей.

Учитель: Какие водоросли относятся к классу зелёных водорослей? (Класс бурых водорослей)

Учитель: К какому классу относится ламинария?

Слайд № 12.

Учитель: У берегов Сахалина обитает большое количество ластоногих.

Учитель: Почему их так называют?

Слайд № 13.

Учитель: Посмотрите, какие ластоногие водятся в морях Сахалинской области? Назовите их.

Слайд № 14, 15

Учитель: В Охотском море живёт очень много морских млекопитающих. Это зубатые киты.

Слайд № 16.

Учитель: Усатые киты.

Слайд № 17.

Учитель: Очень богато Охотское море иглокожими, моллюсками, ракообразными. Многие виды имеют промысловое значение. Они пользуются большим спросом у населения. (Это морские ежи, гребешки, мидии и др.)

Слайд № 18.

Учитель: Кальмары, креветки, осьминоги любят не только сахалинцы, но и население азиатских стран.

Учитель: К какой группе животных относятся мидии, кальмары, морские ежи, гребешки, мидии, осьминоги, креветки? (К классу беспозвоночных)

Слайд № 19.

Учитель: Самым ценным представителем ракообразных является камчатский краб.

Слайд № 20.

Учитель: Среди морских обитателей Сахалинской области есть виды, которые нуждаются в охране и защите. Они занесены в Красную книгу России и Сахалинской области. Это серый кит, калан, сахалинский осётр и др.

Знакомство с Красной книгой Сахалинской области

Просмотр видеофильма о жизни калана, серых китов, горбуши, сивучей.

Слайд № 21.

Учитель: Сахалинский осётр населяет северную часть Тихого океана. Встречается единичными экземплярами. Вид малоизученный, находится под угрозой.

Показ иллюстраций из Красной Книги России. (Сообщения обучающихся о животных, рыбах морей Сахалинской области)

Слайд № 22.

Учитель: Кроме промысловых животных в наших морях есть обитатели, которые являются украшением наших морей и радуют нас своей необычной красотой.

Слайд № 23.

Учитель: Моря Сахалинской области также богаты полезными ископаемыми. Это янтарь, который добывают и собирают у посёлка Стародубское, нефть добывают на севере Сахалина.

Слайд № 24. Рефлексия.

Ответы на вопросы.

Какие моря омывают берега Сахалинской области?

Какие виды рыб являются основными объектами промысла?

Какие водоросли используют в медицине?

Какие виды животных занесены в Красную книгу России?

Что изучают ихтиологи?

На какие группы делятся животные наших морей?

Какое значение имеют моря для жителей Сахалинской области?

Слайд № 25. Составление “Синквейна”

1 строка – 1 слово (существительное).

2 строка - 2 слова (прилагательное).

3 строка – 3 слова (глагол).

4 строка - фраза, несущая определённый смысл.

5 строка - 1 слово (существительное), вывод.

(Чтение обучающимися, полученного “синквейна”)

Слайд № 26. Домашнее задание, (опережающее).

Подготовить сообщение о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Сахалинской области.

Итог урока.

Учитель: Что можно сказать о жизни в морях и океанах Сахалинской области?