Логопедическое занятие с детьми ОНР в детском саду в условиях логопункта

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

Закреплять представления о диких животных, их внешнем виде, детенышах. Активизировать и расширять словарь по теме “Дикие животные” (животные, зверь, медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, лось, барсук, мех, шерсть, хвост, берлога, дупло, логово, охотиться).

Совершенствовать грамматический строй речи. Практически усваивать в речи притяжательные прилагательные, предлоги.

Развивать мышление, речевой слух, речевое дыхание, зрительное внимание, чувство рифмы, творческое воображение и подражательность, пространственную ориентировку, общую и мелкую моторику.

Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

Оборудование:

Пальчиковые бассейны с сухим наполнителем, деревянные игрушки: лиса, заяц, белка, медведь; магнитная доска, комплекты магнитов, интерактивная доска, ноутбук, слайды с изображением животных:

а) в своих домиках: медведь в берлоге, еж в норе, волк в логове, заяц в норе;

б) взрослых и маленьких: медведь и медвежонок, лиса и лисенок, еж и ежонок, лось и лосенок, заяц и зайчонок, барсук и барсучонок, белка и бельчонок;

в) лось и заяц, медведь и лиса, заяц и лиса, белка и волк;

картина с изображением: дерева, елки, грибка;

леса и диких животных, бумажные лучики, цветы, птицы; имитация озера – водопоя, мягкие игрушки: белка, бельчонок, зайчонок, стульчик, коробка, простые карандаши, изображение зайца пунктирной линией, ковер имитация полянки, солнышко из ткани, музыка: голоса птиц, полька; сладкие призы.

  1. Организационный момент. Игра “Угадай и назови”.
  2. Логопед: “Ребята, наше сегодняшнее с вами занятие необычное, а начнем мы его с очень интересных загадок. Отгадки, которых спрятаны в “сухих бассейнах”. Будьте очень внимательны. Итак, начинаем!”

    Логопед ставит перед ребенком “сухой бассейн” и загадывает загадку о медведе: “Хозяин лесной, просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой,

    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Первый ребенок отгадывает загадку и достает фигурку медведя из бассейна.

    Логопед: “Кого ты достал?”

    Ребенок: “Я достал медведя”.

    Логопед:

    “Слушайте вторую загадку.
    За деревьями, кустами,
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало -
    Нет ни дыма, ни пожара. (Лисица).

    Логопед: “Кто это? Ищи отгадку. Кого ты нашел?”

    Ребенок: “Я нашел лисицу”.

    Логопед: “Слушаем следующую загадку.
    Любит красную морковку,
    Грызет капусту очень ловко,
    Скачет он то- тут, то там,
    По лесам и по полям,
    Серый, белый и косой,
    Кто скажите он такой? ”. (Заяц)

    Логопед: “Доставай отгадку. Кого ты достала?”

    Ребенок: “Я достала зайца”.

    Логопед:

    “И последняя загадка .
    Хожу в пушистой шубке,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе,
    Орешки я грызу” (Белка)

    Логопед: “Про кого эта загадка? Проверяем, правильно ли мы отгадали загадку, доставай отгадку из бассейна. Кого ты достала?”

    Ребенок: “Я достала белку”

    Логопед: “Молодцы ребята, справились с загадками. Медведь, лиса, заяц, еж, белка – это кто? ”.

    Дети: “ Дикие животные”.

    Логопед: “Где они живут?”

    Дети: “Дикие животные живут лесу”.

    Сообщение темы занятия.

    Логопед: “Сегодня на занятии, мы закрепим наши знания о диких животных, вспомним об их среде обитания, повадках, детенышах. Познакомимся с новым для вас диким животным. Присаживайтесь на стульчики”.

  3. Основная часть. Игра “Электронная почта”.
  4. Логопед проверяет электронную почту на компьютере и сообщает, что пришло письмо по электронной почте, читает содержание:

    “ В детский сад № 3 из леса. Мы хотим, чтобы ребята описали нас, рассказали какие мы.

    Подписи: еж, медведь, лиса, заяц”.

    Логопед: “ Дети, мы справимся? Я думаю да. Давайте я начну, опишу ежа, а вы остальных животных. (Показываются слайды с изображением каждого животного.)

    Еж, какой? Колючий, серый, умный, лесной, маленький, быстрый, шустрый, добрый. А теперь вы, опишите медведя.

    Медведь, какой?”

    Дети: “Бурый, коричневый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный, хищный”.

    Логопед: “ Следующее животное лиса. Лиса, какая?”

    Дети: “Рыжая, пушистая, хитрая, изворотливая, хищная, быстрая, ловкая, красивая”.

    Логопед: “А ты, Маша, опиши зайца. Заяц, какой?”

    Дети: “ Серый, трусливый, пугливый, быстрый, прыгучий, длинноухий, травоядный, косой”.

    Логопед: “Молодцы ребята, я думаю, нашим животным понравились ваши описания про них.

    Игра “О чем думают животные?”

    Мы с вами уже сказали, что все они живут в лесу, у каждого есть свой домик и называются они по-разному. Я предлагаю вам вспомнить любимое лакомство этих животных. (Задание выполняется с демонстрацией иллюстраций животных в своих домиках.)

    Медведь в берлоге думает о ….. (меде).

    Еж в норе думает о ….. (яблочке).

    Белка в дупле думает о ….. (грибе).

    Лиса в норе думает о ….. (курочке).

    Волк в логове думает о ….. (козленочке).

    Заяц в норе думает о ….. (морковке).

    А вот барсук, это для вас новое животное в норе думает о мышке.

    Барсук – это хищное животное семейства куньих. Он величиной со среднюю собаку. Мордочка у зверька тонкая и вытянутая. Ноги короткие, массивные с длинными когтями, отлично приспособленными для рытья почвы. Барсук очень аккуратный и чистоплотный зверь. Дважды в год, весной и осенью, делает в своей норе уборку. Животное ведет ночной образ жизни, но иногда его можно увидеть и в светлое время суток. Зимой он впадает в спячку. Барсук всеяден. В его меню преобладают мышевидные грызуны, насекомые и их личинки, мелкие птицы, лягушки, иногда добывает маленьких зайчат, в пищу также употребляет грибы, ягоды и зеленые части растений. Детеныши у барсука – барсучата. Барсук считается полезным животным, потому, что уничтожает массу вредителей: грызунов и насекомых.

    Игра “Скажи наоборот”.

    Логопед: “Ребятки, барсук хочет проверить какие вы сообразительные и предлагает поиграть в игру “Скажи наоборот”. Приготовьтесь, сосредоточьтесь, начинаем. (Иллюстрации с конкретными характеристиками.)

    Лось большой, а заяц ….. (маленький).

    У медведя хвост короткий, а у лисы ….. (длинный).

    Заяц травоядное животное, а лиса ….. (хищное).

    Белка слабая, а волк ….. (сильный).

    Видишь барсук, справились мы с твоим заданием.

  5. Логоритмическая физминутка.
  6. Речевая игра “На водопой”

    Логопед: “Какие вы сообразительные мы показали, а сейчас покажем, какие ловкие и артистичные. Наши животные захотели пить. Давайте изобразим, как каждое из них со своими детенышами добираются до водопоя.

    Вокруг себя покружитесь и в зверяток превратитесь.

    Жарким днем лесной тропой

    Звери шли на водопой (дети идут по кругу).

    За лосихой топал лосенок (идут, высоко поднимая колени).

    За лисицей крался лисенок (крадутся на носочках).

    За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата).

    За ежихой катились ежата (приседают, бегут короткими шагами).

    За бельчихой прыгали бельчата (прыгают вприсядку).

    За медведицей шли медвежата (идут вперевалочку).

    Волчица вела своих волчат (изображают волчат).

    Все мамы и детки напиться хотят (поворачиваются в круг, лакают язычком).

    Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь”.

    Игра “Кто кем был?”.

    Логопед: “Как хорошо вы изобразили животных. Напились наши животные, а ведь каждое из них сначала было маленьким. Давайте вспомним кто, как назывался из них, когда был детенышем”. (Сопровождается иллюстрациями.)

    Логопед

    Дети

    Медведь был …..

    (медвежонком).

    Лиса была …..

    (лисенком).

    Еж был …..

    (ежонком).

    Лось был …..

    (лосенком).

    Заяц был …..

    (зайчонком).

    Барсук был …..

    (барсучонком).

    Белка была …..

    (бельчонком).

    Игра “Кто с кем играет?”

    Логопед: “Ребята кто из вас любит играть?”

    Дети поднимают руки.

    Логопед: “Животные, как и люди тоже играют со своими шалунишками детенышами. (Слайды, на которых изображены животные со своими детенышами.)

    А сейчас давайте посмотрим и скажем, кто с кем играет.

    Волк играет ….. (с волчонком).

    Медведь играет …..(с медвежонком).

    Еж играет …..(с ежонком).

    Заяц играет …..(с зайчонком).

    Барсук играет …..(с барсучонком).

    Белка играет …..(с бельчонком).

  7. Гимнастика для глаз.

Логопед: “ А бельчонок хочет поиграть с вами и вашими глазками.

Бельчонок прыгнул на верхнюю ветку в правом углу,

Бельчонок перепрыгнул под елку в левом углу,

Бельчонок прыгнул в дупло находящееся на середине дерева,

Потом, он прыгнул на грибок в правом нижнем углу.

Игра “Прятки”.

Логопед: “Мы с вами выяснили, что животные как и люди любят играть и также как люди, к сожалению иногда болеют.

К нам в гости прискакала белка и что-то хочет сказать. (Мягкую игрушку белки подношу к уху, имитируя, что белка что-то говорит.)

Оказывается, ее бельчонок очень боится лечиться у доктора Айболита и постоянно прячется от мамы – белки. Белка просит, чтобы мы помогли его найти и сказать, где он находиться. Все действия демонстрируются.

Логопед

Дети

Бельчонок спрятался (куда? Подо что?) ….

под стул,

Но мама достала его (от куда? Из-под чего? ) …..

из под стула.

Потом бельчонок спрятался (куда? За что?) …….

за стул,

Но мама вытащила его (от куда?) ……

из-за стула.

Тогда бельчонок прыгнул (куда?) …..

в коробку,

Маме белке нужно достать его (от куда?)

из коробки.

А в коробке он встретил своего друга зайчонка.

Ребята, зима у нас закончилась, а зимой какого цвета была шубка у зайцев?

Дети: “Белого”.

Логопед: “А как вы думаете почему?”

Ответы детей.

Логопед: “ А летом, какого цвета зайцы?”

Дети: “Серые”.

Логопед: “ Почему они летом серые?”

Ответы детей.

Логопед: “А сейчас какое время года?”

Дети: “Весна”.

Логопед: “ Как раз в это время зайцы меняют свою зимнюю шубку на летнюю. Так давайте же им в этом поможем. Фото(1)

Для этого сядьте прямо, положите листочек с очертанием зайца наклонно, возьмите в руку карандаш и соедините наших зайчиков по точкам. А дома вам нужно будет разукрасить зайчикам шубку. Каким цветом будете разукрашивать зайцев?”

Дети: “Серым”.

Логопед: “Молодцы ребята мы с вами хорошо потрудились. А теперь можно немного отдохнуть и расслабиться”.

5. Релаксация. Фото (2)

Логопед: “Для этого давайте пройдем с вами на полянку и присядем. Лягте на спину и закройте глазки. Представьте, что вы находитесь в лесу на солнечной полянке. Вы лежите на травке, на вас светит яркое, теплое, доброе солнышко, а вы добрые лучики этого солнышка. Солнышко согревает ваше лицо, плечи, грудь, ноги, вам тепло и спокойно. Сделайте медленный вдох и выдох. И вдруг защебетали птицы. Послушайте, какие красивые птичьи голоса. Медленно открываем глаза, беремся за руки, улыбнитесь друг другу доброй улыбкой солнечных лучиков. Улыбнитесь всем. А хотели бы вы подарить частичку нашего солнышка, солнышку на картине?”

Дети: “Да”.

Логопед: “Возьмите лучики и пройдите к картине. Наши гости могут к нам присоединиться. Давайте оформим нашу картину яркими цветами.

Дети прикрепляют к картине цветы, ягоды, птиц”.

6.Подведение итогов занятия.

Логопед: “Ребята вам понравилось наше занятие?

Давайте вспомним, кому мы помогали, с каким новым животным познакомились?

Как называются его детеныши?

Какие еще задания выполняли?

На нашей картине осталось место для ваших зайчиков, которых мы прикрепим в начале следующего занятия.

А мамы белка и зайчиха в благодарность от лесных жителей приготовили вам сюрприз – угощение, сладкие грибочки”.

Дети возвращаются в группу и угощаются сладостями.

Используемая литература

  1. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина “Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста” М. – 2007 г.
  2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко “Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи” М. – 2008 г.
  3. Открытый класс “Сетевые образовательные сообщества”.
  4. Л. Н. Смирнова “Логопедия в детском саду” М. – 2009 г.
  5. Н. Э. Теремкова “ Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР” альбом 3. М. – 2009 г.
  6. Т. А. Ткаченко “Формирование лексико-грамматических представлений” М. – 2008 г.