Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Оборудование: доска, тетради для письма, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, учебник “Русский язык” для 2 класса, автор Т. Г. Рамзаева, презентация.

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, мор…, тру…

-На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

-Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

- Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

(Слайд №2)

2. Чистописание.

-Открыли тетради, запишите число, классная работа.

-Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он ... (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

(Арбуз)

-На какую букву начинаются слова? ( На букву А.)

-Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

-Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

- Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

- Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

-Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

На доске:

ААААА

Аля, Алла, Анна, Арина.

- Что общего у этих слов? (Они все пишутся с большой буквы, обозначают имена девочек)

Алеет за лесом закат.

(Слайд №4)

-Что такое закат? (Солнце заходит за линию горизонта.)

-Что значит алеет? (Становится алым, ярко красным.)

3. Проверка домашнего задания.

-Найти в предложении главные члены.

При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание согласного в слове.

-Прочитайте слова, которые требуют проверки.

-Почему их надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)

-Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

1.Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах.

Выполняется упр. 168.

Перед выполнением упражнения дети отвечают на вопрос Почемучки. Для этого читают правило на с. 98. Затем читают образец ответа и комментируют написание слов по очереди.

2.Упражнение в изменении слова для проверки парного согласного.

Дети возвращаются в начало урок, записывают правильно слова вместе с проверочным словом. (Слайд №5)

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  • Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
  • Согласные звуки бывают парные и непарные.
  • Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с
  • Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

ТЕСТ.

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

- Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

- Что обозначает это слово? (Обувь.)

- Можно купить в магазине один сапог?

- Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

- Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

- Составьте и запишите предложение с этим словом.

3.Работа над фразеологическим оборотом.

- Кто из вас слышал выражение “Клевать носом”? Когда так говорят?

-“Клевать носом” - выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидящем положении. Клонить голову, очень хотеть спать. (Слайд №9)

Вышла на небо луна,

Ночь за окнами темна,

Стали носом все клевать…

Не пора ли засыпать?...

- Составьте устно предложение с выражением “Клевать носом”.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

- Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

Дуб – дубы

Еж – ежи

Медведь - медведи

Нос – носы

Живот – животы

Мёд – мёдок

Желудь – желуди

Голубь – голуби

Лист – листья

Глаз – глаза

Гриб – грибы

Дождь - дожди

8. Итог урока. (Слайд №11)

- Как проверить парный согласный на конце слова?

-Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 171.