В соответствии с “Положением о физическом воспитании в общеобразовательной школе” одним из важнейших средств для решения задач физического воспитания являются домашние задания.
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности учащегося. Высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека является творчество.
Работа с учащимися в данном разделе учебно-воспитательного процесса связана с темой, над которой работает лицей: “Дифференциация учебно-воспитательного процесса как средство развития творческого потенциала, общих и специальных способностей и профессионального самоопределения учащихся”.
Обычно домашние задания в первую очередь предназначаются не успевающим по физической культуре учащимся.
Исследованиями, проведенными под руководством З.И. Кузнецовой на мальчиках-подростках было выявлено, что такие дети, не уступая сверстникам в частоте движений, координации и выносливости /когда движения осуществляются мелкими мышечными группами/, отстают в развитии силы, быстроты и выносливости / в беге/, скоростно-силовых качеств. Эксперимент показал эффективность применения с отстающими подростками ежедневных домашних заданий-комплексов, которые состояли из 5-6 общеразвивающих, из 6-7 упражнений на развитие гибкости, силы и силовой выносливости.
В своей работе я столкнулся с трудностями освоения учащимися техники двигательных действий по различным разделам программы. Хотя по развитию двигательных качеств такие ученики чаще всего не уступают своим ровесникам.
Изучая эту проблему, я стал включать в домашние задания (параллельно с упражнениями для развития двигательных качеств) имитационные упражнения для освоения техники движений.
Одним из основных требований, предъявляемых к проведению занятий физической культурой, является необходимость дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания – учет индивидуальных особенностей школьников.
Разучивая на уроках какое-либо двигательное действие, выделяю тех учеников, которые испытывают трудности в правильном выполнении, например, технического приема в волейболе /верхняя передача/. Затем вместе с учеником выясняем причину ошибочного выполнения. В конце урока даю индивидуальные домашние задания для разных групп учащихся по степени сложности упражнения: а/положение кистей, б/ работа рук полностью, в/ в сочетании с работой ног. Для ребят, которые успешно выполняли технику движений, даю имитационные упражнения с усложнением.
Важным моментом в выполнении домашнего задания с применением имитационных упражнений является контроль во время их выполнения. Выполняя имитационные упражнения на уроке, объясняю ученикам способы контроля над выполнением этих упражнений. Их можно контролировать с помощью зеркала, родителей и др. Контроль желательно осуществлять и самому учащемуся, и родителю.
Применяя имитационные упражнения, учащиеся легче и быстрее осваивают новые движения.
Перечень примерных упражнений, применяемых по четвертям и по разделам программы.
I четверть.
Легкая атлетика.
1.Имитация работы рук при беге на короткие дистанции.
2.Имитация прыжка способом “перешагивание”.
3.Имитация отталкивания в прыжках в длину.
4.Имитация работы рук при беге по повороту.
5.Имитация постановки стопы / “загребающее движение”/.
6. Имитация передачи и приема эстафетной палочки.
7. Имитация постановки стопы при беге по повороту.
8.Имитация работы рук в фазе полета при прыжке в длину.
9. Имитация захлестывания голени на месте.
Баскетбол.
- Имитация ловли и передачи мяча двумя руками от груди.
- Имитация бросков.
- Имитация ведения мяча правой рукой на месте.
- Имитация ведения мяча левой рукой на месте.
- Имитация переводов мяча от правой руки к левой и обратно на месте.
- Имитация ведения мяча правой и левой рукой в шаге /в беге/.
- Имитация поворотов с мячом.
- Имитация вырывания мяча.
- Имитация выбивания мяча.
- Имитация остановок с мячом прыжком.
- Имитация остановок с мячом шагом.
- Имитация ведения с изменением направления.
- Имитация постановки заслона /бокового, заднего, переднего/.
- Сочетание заслона с другими приемами нападения/ заслон-выход открывание для получения мяча, ловушка для мяча/.
- Имитация добивания мяча.
- Имитация передачи мяча одной рукой после ведения /без ловли его двумя руками/.
- Имитация защитной стойки работа ног.
- Имитация защитной стойки работы рук.
- Имитация защитной стойки с сочетанием защитных движений
Руками / вырывание, выбивание, накрывание, противодействие Передачам/.
II четверть.
Гимнастика.
1. Имитация соскока, приземления /работа рук и ног/.
2. Имитация лазания по канату в два приема/в положении лежа на спине/.
3. Имитация лазания в три приема по канату.
4.Имитация подъема переворотом в упор /работа ног, не переворачиваясь/.
5. Имитация прыжков со скакалкой.
6. Имитация соскока “прогнувшись”.
7. Имитация виса, согнувшись / прогнувшись/.
8. Имитация прыжка ноги врозь.
9. Имитация прыжка, согнув ноги /в положении лежа на спине/.
III четверть.
Лыжная подготовка.
1.Имитация работы рук в различных ходах.
2.Имитция работы ног / “подъседание”/.
3.Имитация отталкивания.
4.Имитация различных ходов в целом.
5. Имитация перехода с одновременных ходов на попеременные.
6. Имитация перехода с попеременных ходов на одновременные.
7. Имитация переходов схода на ход / различные сочетания/.
8. Имитация преодоления бугров и впадин.
9. Имитация спусков в основной /высокой, низкой / стойках.
10. Имитация торможения “плугом”.
11. Имитация поворота упором.
12. Имитация поворота переступанием.
13. Имитация поворота “полуплугом”.
14. Имитация конькового хода /работа ног, руки за спиной/.
Волейбол.
IV четверть.
Баскетбол.
1.Имитация финтов.
2. Сочетание финтов.
3. Имитация передач.
4.Имитация накрывания.
5. Имитация сочетаний технических приемов в нападении.
6. Имитация сочетаний технических приемов в защите.
7. Имитация сочетаний технических приемов защиты и нападения.
8. Имитация финтов и других технических приемов.
9. Имитация подбора мяча от щита.
10. Имитация скидки мяча назад без разворота и с разворотом.
11. Имитация броска в прыжке /вынос мяча /.
12. Имитация броска в прыжке.
13. Имитация сочетания финтов.
Легкая атлетика.