Цель: воспитание внимания, навыков осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения дорог и правил дорожного движения;
- повторить дорожные знаки, правила безопасного поведения на дороге;
- развивать умение передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение дорожных знаков;
- формировать умения и навыки совместной работы детей в группе, развивать память, логическое мышление, речь.
Оборудование: мультимедийный комплекс, карточки с заданиями, детские рисунки, алгоритм - памятка, словарные слова.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
На мультимедийном комплексе тема урока: "Знание знаков дорожных - нам жизнь сохранит".
Ребята, как понимаете тему урока?
Почему мы этой теме уделяем много внимания?
Давайте об этом послушаем сотрудника ГИБДД. (Рассказывает о том, какие опасности подстерегают детей на дорогах).
Ребята, вы что-нибудь читали о том, как появились в России дороги?
Да, верно. Очень давно люди жили в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться через дремучие леса и люди стали прорубать в лесах проходы, их называли "путины" (слово на доске). Путины соединяли между собой села и их стали называть "дорогами". Первые дороги делали из бревен, на них очень трясло. Потом из камня. (На доске слово гравий).
По приказу Петра I в 18 веке дорогу из гравия проложили между Москвой и Петербургом. (Слайд).
Что знаете о тротуарах?
В 18 веке в Париже построили новое здание театра, по улицам много двигалось карет и пешеходов. Кареты сталкивались, давили пешеходов и люди попадали в больницу. Тогда и отделили тротуар.
- По какой стороне тротуара нужно идти? (движение по правой стороне)
- У нас в поселке не везде тротуары. Как мы должны ходить?
- Мы должны ходить навстречу транспорту.
Ребята, присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, то заметите в кажущейся суматохе, есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется "Правила дорожного движения". Это вы увидели и в Кемеровском автогородке.
- Когда появились правила дорожного движения?
Они появились очень давно, когда были еще конные экипажи. Строго было все. Извозчиков за первое нарушение били кнутом, а за второе ссылали на каторгу. В Англии, когда появились первые машины, впереди бежал человек с красным флажком. В Москве первые машины по указу царя ездили не более 12 км/ч.
(Слайд).
Физминутка.
Ребята, если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если вы не поступаете так, то делаете отрицательные движения головой.
- Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?- Кто бежит вперед так быстро,
Что не видит перехода?- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?- Знает кто, что красный свет -
Это значит: хода нет?- Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик?
Формирование знаний, умений и навыков.
Ребята, сейчас нас ожидает интересная, творческая работа в группах.
Напоминаю, что вы должны работать дружно, договариваться между собой.
Приступая к работе, обратите внимание на приемы изобразительного искусства.
Как правильно сделать набросок квадрата, круга, треугольника. Вы с этим знакомы.
(На доске появляется алгоритм-памятка).
Я вас могу назвать юными исследователями, так как мы уже занимаемся исследовательской деятельностью. Каждая группа будет составлять свой проект.
Прочитайте темы на мультимедийной доске.
- Предупреждающие знаки.
- Запрещающие знаки.
- Предписывающие знаки.
- Информационно-указательные знаки.
- Знаки приоритета.
Дети выбирают себе по желанию группу знаков. Договариваются, кто какой знак изображает на рисунке и работают.
Затем подходят к столу, где на каждую группу знаков есть загадки и стихи, подбирают нужную к своему знаку.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад?
(Дорожные работы)Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята.
Со всех ног бегут куда-то.
(Дети)Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича?
(Въезд запрещен)Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг?
(Круговое движение)Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду.
(Велосипедная дорожка)Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте.
(Пешеходный переход)Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Тут машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят.
(Техническое обслуживание автомобиля)Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормите и собаку,
Говорим "спасибо знаку".
(Пункт питания)Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам.
(Телефон)
Презентация своих работ.
Выходит каждая группа с рисунками. Читают загадки, а одноклассники отгадывают их.
С помощью учителя делаем небольшие рецензии на презентацию каждой группы.
Рефлексия.
- Ребята, кто считает, что хорошо знает необходимые для школьника знаки и правила движения?
- Кому еще нужно поучить?
- Кому нужно быть еще более внимательным на дороге?
Учите правилам поведения на дороге своих младших братьев и сестер.
Домашнее задание.
Ребята, знаки свои домой возьмите и попробуйте к следующему уроку придумать небольшой, но интересный диалог со своим знаком.
- Чтобы не волновались ваши родители - будьте внимательными на улице, соблюдайте правила дорожного движения. (Слайд).
Спасибо всем за урок!
Молодцы.
Фото класса на слайде.