Цель современного образования – подготовка к жизни и деятельности в быстро изменяющихся социально-экономических условиях. Сложность современного общества требует от детей и подростков развития определенных качеств, которые обеспечивают наибольшую продуктивность значимой для будущей профессиональной деятельности: успешности общения, планирования, разработки и принятия решений.
Проектная деятельность, как ни какая другая, позволяет сформировать у воспитанников следующие качества:
- Мотивационные (широкие интересы к познанию, искусству, культуре; мотивированность на активную трудовую деятельность)
- Интеллектуальные (творческое и логическое мышление)
- Деловые (трудолюбие, оперативность, дисциплинированность, ответственность, умение доводить дело до конца)
- Организационно-волевые (целеустремленность, собранность, самостоятельность, упорство, требовательность к себе, решительность, открытость)
- Социальные (активная жизненная позиция, умение продуктивно и творчески работать в команде, толерантность, уважение к другим)
На базе МОУ ДОД Дом детского творчества «Юлдаш» г. Уфы Республики Башкортостан работают объединение «Английский язык» - руководитель – Дунаева Марина Александровна и объединение «Любознайка» (объединение раннего развития детей) – руководитель Хакимжанова Татьяна Николаевна, которые активно используют в своей педагогической практике проектные технологии. На занятиях данных объединений учащиеся приобретают полезные практические навыки по планированию и регулированию собственной деятельности, умение контролировать рабочее время, умение координировать собственные действия в процессе групповой и индивидуальной работы.
Педагоги используют форму проекта и при планировании учебных занятий учитывают, что работа на уроке обязательно начинается с объявления темы проекта и четко поставленных конкретных целей и задач, учитывают сроки и этапы работы, требования к результатам деятельности. Поэтому до начала работы с учащимися педагоги для себя строго определяют некоторые параметры будущего проекта. Для этого они учитывают следующие аспекты планирования:
- Почему я выбрал именно эту форму работы с учащимися;
- Для чего это нужно детям (четко аргументируются интересы учащихся, т. е. мотивируется их деятельность, исключается аргумент «Так мне, педагогу, нужно!»);
- Как соотносится данный проект с планом учебной и воспитательной деятельности;
- конкретно определяется, какой результат хочет получить педагог;
- Каковы сроки и место реализации проекта (работа включается в учебную деятельность, не занимая дополнительного времени и пространства);
- Четко определяется, какая форма работы – индивидуальная или групповая – более целесообразна при реализации поставленной цели;
- По какому принципу будут разбиты на группы учащиеся (произвольно, по гендерному принципу, по интересам детей и их социальным связям);
- В какой форме будут презентоваться результаты проекта (защита проекта, презентация результатов деятельности, выставка, концерт, научная работа, реферат, участие в конкурсе, изготовление сувениров, организация мероприятия).
Проектные технологии используются в указанных объединениях систематически, поэтому учащиеся достигают высоких творческих и учебных результатов, что ведет к успешной социализации воспитанников. К сожалению, в ниже представленных планах учебных занятий невозможно показать всю широту и разнообразие использования проектных технологий. Полная система учебных занятий представлена в образовательных программах объединений, а в данной работе предложены некоторые варианты использования проектных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования.
План-конспект учебного занятия. Объединение «Любознайка»
Тема: МОИ СКАЗОЧНЫЕ СНЫ
Цели урока:
- Способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы личности учащихся
- Выйти на стадию вербализации чувств и эмоций
Задачи урока:
- Создать положительный эмоциональный настрой в группе
- Снять психофизические и психоэмоциональные зажимы
- Прочувствовать различные позиции в общении
- Развивать способность делиться своими переживаниями, чувствами, впечатлениями
- Развивать фантазию и творческие способности
- Продолжать знакомить детей со способами релаксации
Методы воспитания:
- Метод формирования сознания – объяснение, рассказ
- Метод организации деятельности и формирования опыта поведения – педагогическое требование, упражнение, воспитывающие ситуации
- Метод стимулирования поведения и деятельности – выражение положительной оценки, признание, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения
Виды наглядности: объёмные, схематические, картинные, звуковые, дидактические пособия
ВВЕДЕНИЕ В УРОК.
Мотивация, целеполагание. Позитивный настрой на обучение «Погода – чувства - настроение»
Игровое упражнение «Улыбка», «Улыбнись другу»
БЛОК 1. Закрепление изученного материала по теме «Звук и буква «Ы»
Цели блока:
- Развитие звуковой культуры речи, развитие графических навыков (с целью подготовки руки к письму), развитие мелкой моторики
Задачи блока:
- Учить правильно и чётко произносить гласный звук Ы (изолированно)
- Готовить артикуляционный аппарат к произношению звука Ы в связанной речи
- Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. Закрепить понятия «звук», «слово»
- Рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии
Ход блока:
- Речевая зарядка «Улыбка Чеширского Кота», дыхательная гимнастика
- Упражнение по мелкой моторике рук «Курочка – цыплёнок», «Зайчик»
- Знакомство учащихся с гостями (котом Василием и псом Шариком)
- Обсуждение поведения героев при знакомстве, тактильный контакт с учащимися, создание ситуации взаимного доверия
- Работа с карточками, обведи букву пальчиком по образцу. Напиши букву в воздухе
- Напиши букву на доске (мониторинг полученных практических навыков)
- Проверка выполненного задания, коллективный анализ, выводы по проведённому мониторингу
- Найди позицию звука «Ы» в словах лыжи, часы, мыло, чашка
- Напиши букву «Ы» на карточке рядом с предметами, содержащими в названии звук «Ы»
- Проверка навыков по элементарному количественному счёту предметов
- Взаимопроверка учащихся выполненного практического задания (2 человека)
- Подведение итогов текущего блока, первичная мотивация дальнейшей проектной деятельности учащихся, установление межпредметных связей
БЛОК 2. Динамическая перемена (смена вида деятельности)
Цели блока:
- Развитие навыков личностного и физического взаимодействия учащихся
- Знакомство с элементами окружающего мира. Развитие координации и двигательных навыков учащихся в процессе игровой деятельности
Задачи блока:
- Научить координировать свои действия, научить преодолевать препятствие
- Способствовать формированию и развитию определённого внутреннего настроя
- Закрепить понятия «решительность», «смелость». Закрепить знания о диких животных жарких стран
Ход блока:
- Организация коллективной подвижной деятельности учащихся «Поезд»
- Динамическая игра на взаимодействие учащихся «Путешествие в Африку»
- Ситуация обсуждения «В гостях у Лёвушки»
- Проверка остаточных знаний о диких животных жарких стран «Дикие животные – друзья Лёвушки»
- Упражнение на формирование и развитие определённого внутреннего настроя по преодолению препятствия «Гремучая змея». Подведение итогов блока
БЛОК 3. Проектная деятельность учащихся
Цели блока:
- Познакомить учащихся с принципами совместной (проектной деятельности)
- Способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы личности учащихся
- Выйти на стадию вербализации чувств и эмоций
Задачи блока:
- Развивать способность делиться своими переживаниями, чувствами, впечатлениями
- Развивать фантазию и творческие способности
Ход блока:
- Появление Феи Снов. Обсуждение явления сна у человека
- Пролонгированная мотивация дальнейшей проектной деятельности учащихся, установление межпредметных связей (знакомство с разносторонне развитой творческой личностью)
- Кот-поэт (чтение стихотворения «Мои сны»), кот-художник (вернисаж «Сны кота Василия»)
- Развитие креативности у учащихся (чтение стихотворения «Мышка», обсуждение художественных работ)
Практическое исполнение проектной части. Открытка Лёвушке «Мой сказочный сон»
- Организация групповой работы, «Поиск вдохновения»
- Повторение изученного практического материала по использованию навыков письма «Сказка о живом карандаше», «Напиши своё имя»
- Самостоятельная работа учащихся над проектом с использованием диалоговых ситуаций и комментирования действий
- Обсуждение чувств и эмоций, возникающих в процессе творчества и совместной деятельности
- Вербализация эмоциональных переживаний учащихся во время игры «Волшебная шляпа» (пожелания Лёвушке)
Завершение работы над проектом, подведение итога урока:
Каждый из вас рисует свой сон, а увидим мы его все вместе – это наш общий сон, один на всех!
План-конспект учебного занятия. Объединение «Английский язык»
Тема: «Продукты»
Возраст детей: 8-10 лет, 1 год обучения
Цель: Способствовать развитию гармоничной личности учащегося, способной участвовать в коммуникации на тему «Продукты».
Задачи:
1) Практические:
- совершенствование лексических навыков учащихся (лексика по теме «Продукты», «Цвета»),
- совершенствование грамматических навыков учащихся (неопределенный артикль a/an; множественное число существительных; количественные числительные 1-10; повелительное наклонение; вежливые просьбы - конструкции Give me…, please; I’d like…; What would you like?),
- совершенствование фонетических навыков учащихся (долгие и краткие гласные, звонкие и глухие согласные);
- развитие умений говорения (монологической и диалогической речи), аудирования, чтения.
2) Образовательные:
- воспитанники учатся рассказывать о продуктах питания, описывать их, называть их количество, общаться в магазине, за столом;
3) Воспитательные:
- способствовать воспитанию и формированию здорового образа жизни;
- способствовать формированию взаимоуважения, самоуважения;
- стимулировать творческую активность.
4) Развивающие:
- способствовать развитию памяти, мышления, логики, внимания, творческих способностей, познавательного интереса;
- способствовать повышению мотивации к учению.
Форма занятия: традиционная с использованием проектной деятельности.
Языковой материал: лексика по теме «Продукты», «Цвета», неопределенный артикль a/an; множественное число существительных; повелительное наклонение; количественные числительные 1-10; вежливые просьбы - конструкции Give me…, please; I’d like…; What would you like?.
Оснащение занятия:
Наглядные пособия: карточки с продуктами, учебник (Jeanne Perrett, Irina Lyubimova“Macmillan Starter Book”. Pupil’s Book – Macmillan – 2009), магнитная доска.
Технические средства обучения: аудиодиск, CD-проигрыватель.
Дидактические средства обучения: раздаточный материал (карточки со списком покупок), реквизиты для ролевой игры (касса, муляжи продуктов питания, холодильника, посуда и т.п.).
Ход занятия
Части и этапы занятия | Время | Задачи данного этапа | Методы и приемы | Оснащение |
I. Вступительная часть | ||||
1) Приветствие. | 10 с. | Начало общения, привлечение внимания, вступление в контакт. | Словесный метод. | |
2) Речевая зарядка. | 1 мин. | Удержание внимания, настрой на иностр. язык, создание иноязычной атмосферы, развитие умений говорения (диал. речи) и аудирования. | Словесный метод. Работа в парах. | |
3) Организационный момент. | 1 мин. | Познакомить учащихся с планом занятия, создать мотивационную базу. | Словесный метод (объяснение). | |
4) Фонетическая зарядка:Лексика по теме «Продукты». | 2 мин. | Совершенствование фонетических навыков, развитие умений чтения, аудирования. | Наглядный метод (визуально-звуковой). | Доска. |
II. Центральная часть. | ||||
1) Игра-соревнование«Чемпион» (2 команды).Учащиеся делятся на 2 команды. Каждой команде по очереди предлагается слово или выражение на перевод. | 4 мин. | Совершенствование лексических навыков, развитие памяти. | Метод игры-соревнованияГрупповая форма работы. | Доска. |
2) Игра «Нарисуй-ка».Учащийся рисует на доске элемент продукта. Остальные должны догадаться, что это. | 4 мин. | Совершенствование лексических навыков, развитие памяти, внимания, мышления. | Метод игры на тренировку памяти и внимания. | |
3) «Найди лишнее».Педагогом предлагается несколько слов, среди которых нужно выбрать то, которое не относится к теме. | 2 мин. | Совершенствование лексических навыков. Развитие логики, мышления, внимания. Развитие умений аудирования. | Метод на тренировку внимания, мышления, логики. | |
4) Физкультурная пауза “Please…”Учащиеся должны выполнить только те команды, в которых звучит слово please. | 2 мин. | Снятие напряжения, совершенствование лексических и грамматических навыков. | Словесный метод. | |
5) Ролевая игра «В магазине».Один учащийся является продавцом, другой – покупателем. Необходимо купить продукты, используя список продуктов. | 5 мин. | Развитие умений говорения (диалогической речи), творческих способностей, совершенствование лексических и грамматических навыков. | Метод ролевой игры. | Реквизиты:Касса, муляжи продуктов. Карточки со списком продуктов. |
6) Песенка «It’s yellow…”Учащиеся исполняют песню. | 3 мин. | Совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков. Развитие умений аудирования. | Словесный метод, использование слуховой наглядности. | Аудиодиск,CD-проигрыватель |
7) Выполнение совместного творческого проекта «Вкусный холодильник». Учащимся необходимо заполнить холодильник продуктами, «купленными» во время ролевой игры в магазине, назвав сам продукт, его количество, цвет. | 6 мин. | Развитие умений говорения (монологической речи), творческих способностей, развитие познавательного интереса, совершенствование лексических и грамматических навыков. | Словесный метод, проектный метод. | Муляж холодильника, магнитная доска, карточки с продуктами. |
8) Ролевая игра«Семья за столом».Сидя за накрытым столом, членам семьи необходимо попросить положить или дать те или иные блюда, используя вежливые формы этикета. | 5 мин. | Развитие умений говорения (диалогической речи), развитие умений аудирования, совершенствование лексических и грамматических навыков. | Метод ролевой игры. | Реквизиты: стол, посуда, муляжи продуктов. |
III. Заключительная часть. | ||||
1) Домашнее задание, его объяснение (Составить свое меню для завтрака, обеда и ужина) | 3 мин. | Объяснение д/з, создание мотивационной базы для следующего занятия. | Словесный, наглядный методы, запись на доске. | Учебник, доска. |
2) Подведение итогов. | 2 мин. | Подведение итогов для осознания проделанной работы, ее значения для воспитанников. | Анализ, обсуждение, совет. | |
3) Прощание | 10 с. | Создание мотивационной базы для новой встречи. | Словесный метод. |