Проектные технологии как один из способов социализации детей в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель современного образования – подготовка к жизни и деятельности в быстро изменяющихся социально-экономических условиях. Сложность современного общества требует от детей и подростков развития определенных качеств, которые обеспечивают наибольшую продуктивность значимой для будущей профессиональной деятельности: успешности общения, планирования, разработки и принятия решений.

Проектная деятельность, как ни какая другая, позволяет сформировать у воспитанников следующие качества:

  • Мотивационные (широкие интересы к познанию, искусству, культуре; мотивированность на активную трудовую деятельность)
  • Интеллектуальные (творческое и логическое мышление)
  • Деловые (трудолюбие, оперативность, дисциплинированность, ответственность, умение доводить дело до конца)
  • Организационно-волевые (целеустремленность, собранность, самостоятельность, упорство, требовательность к себе, решительность, открытость)
  • Социальные (активная жизненная позиция, умение продуктивно и творчески работать в команде, толерантность, уважение к другим)

На базе МОУ ДОД Дом детского творчества «Юлдаш» г. Уфы Республики Башкортостан работают объединение «Английский язык» - руководитель – Дунаева Марина Александровна и объединение «Любознайка» (объединение раннего развития детей) – руководитель Хакимжанова Татьяна Николаевна, которые активно используют в своей педагогической практике проектные технологии. На занятиях данных объединений учащиеся приобретают полезные практические навыки по планированию и регулированию собственной деятельности, умение контролировать рабочее время, умение координировать собственные действия в процессе групповой и индивидуальной работы.

Педагоги используют форму проекта и при планировании учебных занятий учитывают, что работа на уроке обязательно начинается с объявления темы проекта и четко поставленных конкретных целей и задач, учитывают сроки и этапы работы, требования к результатам деятельности. Поэтому до начала работы с учащимися педагоги для себя строго определяют некоторые параметры будущего проекта. Для этого они учитывают следующие аспекты планирования:

  • Почему я выбрал именно эту форму работы с учащимися;
  • Для чего это нужно детям (четко аргументируются интересы учащихся, т. е. мотивируется их деятельность, исключается аргумент «Так мне, педагогу, нужно!»);
  • Как соотносится данный проект с планом учебной и воспитательной деятельности;
  • конкретно определяется, какой результат хочет получить педагог;
  • Каковы сроки и место реализации проекта (работа включается в учебную деятельность, не занимая дополнительного времени и пространства);
  • Четко определяется, какая форма работы – индивидуальная или групповая – более целесообразна при реализации поставленной цели;
  • По какому принципу будут разбиты на группы учащиеся (произвольно, по гендерному принципу, по интересам детей и их социальным связям);
  • В какой форме будут презентоваться результаты проекта (защита проекта, презентация результатов деятельности, выставка, концерт, научная работа, реферат, участие в конкурсе, изготовление сувениров, организация мероприятия).

Проектные технологии используются в указанных объединениях систематически, поэтому учащиеся достигают высоких творческих и учебных результатов, что ведет к успешной социализации воспитанников. К сожалению, в ниже представленных планах учебных занятий невозможно показать всю широту и разнообразие использования проектных технологий. Полная система учебных занятий представлена в образовательных программах объединений, а в данной работе предложены некоторые варианты использования проектных технологий на занятиях в учреждениях дополнительного образования.

План-конспект учебного занятия. Объединение «Любознайка»

Тема: МОИ СКАЗОЧНЫЕ СНЫ

Цели урока:

  • Способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы личности учащихся
  • Выйти на стадию вербализации чувств и эмоций

Задачи урока:

  • Создать положительный эмоциональный настрой в группе
  • Снять психофизические и психоэмоциональные зажимы
  • Прочувствовать различные позиции в общении
  • Развивать способность делиться своими переживаниями, чувствами, впечатлениями
  • Развивать фантазию и творческие способности
  • Продолжать знакомить детей со способами релаксации

Методы воспитания:

  • Метод формирования сознания – объяснение, рассказ
  • Метод организации деятельности и формирования опыта поведения – педагогическое требование, упражнение, воспитывающие ситуации
  • Метод стимулирования поведения и деятельности – выражение положительной оценки, признание, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения

Виды наглядности: объёмные, схематические, картинные, звуковые, дидактические пособия

ВВЕДЕНИЕ В УРОК.

Мотивация, целеполагание. Позитивный настрой на обучение «Погода – чувства - настроение»

Игровое упражнение «Улыбка», «Улыбнись другу»

БЛОК 1. Закрепление изученного материала по теме «Звук и буква «Ы»

Цели блока:

  • Развитие звуковой культуры речи, развитие графических навыков (с целью подготовки руки к письму), развитие мелкой моторики

Задачи блока:

  • Учить правильно и чётко произносить гласный звук Ы (изолированно)
  • Готовить артикуляционный аппарат к произношению звука Ы в связанной речи
  • Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. Закрепить понятия «звук», «слово»
  • Рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии

Ход блока:

  • Речевая зарядка «Улыбка Чеширского Кота», дыхательная гимнастика
  • Упражнение по мелкой моторике рук «Курочка – цыплёнок», «Зайчик»
  • Знакомство учащихся с гостями (котом Василием и псом Шариком)
  • Обсуждение поведения героев при знакомстве, тактильный контакт с учащимися, создание ситуации взаимного доверия
  • Работа с карточками, обведи букву пальчиком по образцу. Напиши букву в воздухе
  • Напиши букву на доске (мониторинг полученных практических навыков)
  • Проверка выполненного задания, коллективный анализ, выводы по проведённому мониторингу
  • Найди позицию звука «Ы» в словах лыжи, часы, мыло, чашка
  • Напиши букву «Ы» на карточке рядом с предметами, содержащими в названии звук «Ы»
  • Проверка навыков по элементарному количественному счёту предметов
  • Взаимопроверка учащихся выполненного практического задания (2 человека)
  • Подведение итогов текущего блока, первичная мотивация дальнейшей проектной деятельности учащихся, установление межпредметных связей

БЛОК 2. Динамическая перемена (смена вида деятельности)

Цели блока:

  • Развитие навыков личностного и физического взаимодействия учащихся
  • Знакомство с элементами окружающего мира. Развитие координации и двигательных навыков учащихся в процессе игровой деятельности

Задачи блока:

  • Научить координировать свои действия, научить преодолевать препятствие
  • Способствовать формированию и развитию определённого внутреннего настроя
  • Закрепить понятия «решительность», «смелость». Закрепить знания о диких животных жарких стран

Ход блока:

  • Организация коллективной подвижной деятельности учащихся «Поезд»
  • Динамическая игра на взаимодействие учащихся «Путешествие в Африку»
  • Ситуация обсуждения «В гостях у Лёвушки»
  • Проверка остаточных знаний о диких животных жарких стран «Дикие животные – друзья Лёвушки»
  • Упражнение на формирование и развитие определённого внутреннего настроя по преодолению препятствия «Гремучая змея». Подведение итогов блока

БЛОК 3. Проектная деятельность учащихся

Цели блока:

  • Познакомить учащихся с принципами совместной (проектной деятельности)
  • Способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы личности учащихся
  • Выйти на стадию вербализации чувств и эмоций

Задачи блока:

  • Развивать способность делиться своими переживаниями, чувствами, впечатлениями
  • Развивать фантазию и творческие способности

Ход блока:

  • Появление Феи Снов. Обсуждение явления сна у человека
  • Пролонгированная мотивация дальнейшей проектной деятельности учащихся, установление межпредметных связей (знакомство с разносторонне развитой творческой личностью)
  • Кот-поэт (чтение стихотворения «Мои сны»), кот-художник (вернисаж «Сны кота Василия»)
  • Развитие креативности у учащихся (чтение стихотворения «Мышка», обсуждение художественных работ)

Практическое исполнение проектной части. Открытка Лёвушке «Мой сказочный сон»

  • Организация групповой работы, «Поиск вдохновения»
  • Повторение изученного практического материала по использованию навыков письма «Сказка о живом карандаше», «Напиши своё имя»
  • Самостоятельная работа учащихся над проектом с использованием диалоговых ситуаций и комментирования действий
  • Обсуждение чувств и эмоций, возникающих в процессе творчества и совместной деятельности
  • Вербализация эмоциональных переживаний учащихся во время игры «Волшебная шляпа» (пожелания Лёвушке)

Завершение работы над проектом, подведение итога урока:

Каждый из вас рисует свой сон, а увидим мы его все вместе – это наш общий сон, один на всех!

План-конспект учебного занятия. Объединение «Английский язык»

Тема: «Продукты»

Возраст детей: 8-10 лет, 1 год обучения

Цель: Способствовать развитию гармоничной личности учащегося, способной участвовать в коммуникации на тему «Продукты».

Задачи:

1) Практические:

  • совершенствование лексических навыков учащихся (лексика по теме «Продукты», «Цвета»),
  • совершенствование грамматических навыков учащихся (неопределенный артикль a/an; множественное число существительных; количественные числительные 1-10; повелительное наклонение; вежливые просьбы - конструкции Give me…, please; I’d like…; What would you like?),
  • совершенствование фонетических навыков учащихся (долгие и краткие гласные, звонкие и глухие согласные);
  • развитие умений говорения (монологической и диалогической речи), аудирования, чтения.

2) Образовательные:

  • воспитанники учатся рассказывать о продуктах питания, описывать их, называть их количество, общаться в магазине, за столом;

3) Воспитательные:

  • способствовать воспитанию и формированию здорового образа жизни;
  • способствовать формированию взаимоуважения, самоуважения;
  • стимулировать творческую активность.

4) Развивающие:

  • способствовать развитию памяти, мышления, логики, внимания, творческих способностей, познавательного интереса;
  • способствовать повышению мотивации к учению.

Форма занятия: традиционная с использованием проектной деятельности.

Языковой материал: лексика по теме «Продукты», «Цвета», неопределенный артикль a/an; множественное число существительных; повелительное наклонение; количественные числительные 1-10; вежливые просьбы - конструкции Give me…, please; I’d like…; What would you like?.

Оснащение занятия:

Наглядные пособия: карточки с продуктами, учебник (Jeanne Perrett, Irina Lyubimova“Macmillan Starter Book”. Pupil’s Book – Macmillan – 2009), магнитная доска.

Технические средства обучения: аудиодиск, CD-проигрыватель.

Дидактические средства обучения: раздаточный материал (карточки со списком покупок), реквизиты для ролевой игры (касса, муляжи продуктов питания, холодильника, посуда и т.п.).

Ход занятия

Части и этапы занятия Время Задачи данного этапа Методы и приемы Оснащение
I. Вступительная часть
1) Приветствие. 10 с. Начало общения, привлечение внимания, вступление в контакт. Словесный метод.  
2) Речевая зарядка. 1 мин. Удержание внимания, настрой на иностр. язык, создание иноязычной атмосферы, развитие умений говорения (диал. речи) и аудирования. Словесный метод. Работа в парах.  
3) Организационный момент. 1 мин. Познакомить учащихся с планом занятия, создать мотивационную базу. Словесный метод (объяснение).  
4) Фонетическая зарядка:Лексика по теме «Продукты». 2 мин. Совершенствование фонетических навыков, развитие умений чтения, аудирования. Наглядный метод (визуально-звуковой). Доска.
II. Центральная часть.
1) Игра-соревнование«Чемпион» (2 команды).Учащиеся делятся на 2 команды. Каждой команде по очереди предлагается слово или выражение на перевод. 4 мин. Совершенствование лексических навыков, развитие памяти. Метод игры-соревнованияГрупповая форма работы. Доска.
2) Игра «Нарисуй-ка».Учащийся рисует на доске элемент продукта. Остальные должны догадаться, что это. 4 мин. Совершенствование лексических навыков, развитие памяти, внимания, мышления. Метод игры на тренировку памяти и внимания.  
3) «Найди лишнее».Педагогом предлагается несколько слов, среди которых нужно выбрать то, которое не относится к теме. 2 мин. Совершенствование лексических навыков. Развитие логики, мышления, внимания. Развитие умений аудирования. Метод на тренировку внимания, мышления, логики.  
4) Физкультурная пауза “Please…”Учащиеся должны выполнить только те команды, в которых звучит слово please. 2 мин. Снятие напряжения, совершенствование лексических и грамматических навыков. Словесный метод.  
5) Ролевая игра «В магазине».Один учащийся является продавцом, другой – покупателем. Необходимо купить продукты, используя список продуктов. 5 мин. Развитие умений говорения (диалогической речи), творческих способностей, совершенствование лексических и грамматических навыков. Метод ролевой игры. Реквизиты:Касса, муляжи продуктов. Карточки со списком продуктов.
6) Песенка «It’s yellow…”Учащиеся исполняют песню. 3 мин. Совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков. Развитие умений аудирования. Словесный метод, использование слуховой наглядности. Аудиодиск,CD-проигрыватель
7) Выполнение совместного творческого проекта «Вкусный холодильник». Учащимся необходимо заполнить холодильник продуктами, «купленными» во время ролевой игры в магазине, назвав сам продукт, его количество, цвет. 6 мин. Развитие умений говорения (монологической речи), творческих способностей, развитие познавательного интереса, совершенствование лексических и грамматических навыков. Словесный метод, проектный метод. Муляж холодильника, магнитная доска, карточки с продуктами.
8) Ролевая игра«Семья за столом».Сидя за накрытым столом, членам семьи необходимо попросить положить или дать те или иные блюда, используя вежливые формы этикета. 5 мин. Развитие умений говорения (диалогической речи), развитие умений аудирования, совершенствование лексических и грамматических навыков. Метод ролевой игры. Реквизиты: стол, посуда, муляжи продуктов.
III. Заключительная часть.
1) Домашнее задание, его объяснение (Составить свое меню для завтрака, обеда и ужина) 3 мин. Объяснение д/з, создание мотивационной базы для следующего занятия. Словесный, наглядный методы, запись на доске. Учебник, доска.
2) Подведение итогов. 2 мин. Подведение итогов для осознания проделанной работы, ее значения для воспитанников. Анализ, обсуждение, совет.  
3) Прощание 10 с. Создание мотивационной базы для новой встречи. Словесный метод.