Межпредметная проектная задача "Покормите птиц зимой!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить работать в группах, используя исследовательскую работу в помощь учителю.
  2. Формировать представления о том, как зимуют птицы, не покинувшие родные места.
  3. Развивать внимание и память детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.
  4. Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Оборудование:

  • Картинки с изображением зимующих птиц;
  • сообщения детей по теме: «Зимующие птицы»;
  • аудиозапись «Голоса птиц», Чайковский “Времена года”;
  • проектор.

Подготовительная работа:

  • Рисунки кормушек;
  • Дополнительный материал про птиц;
  • Создание команд по интересам;
  • Картинки птиц.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка задачи урока.

Звучит музыка (Чайковский “Времена года”)

На её фоне звучит стихотворение.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Какую проблему мы будем решать на уроке? (Помощь птицам зимой)

Беседа. Что вы знаете о птицах?

Послушайте, пение птиц. Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

Попробуйте узнать пение и найдите эту птицу на картинке. <Рисунок 1>

800 лет назад в Германии издали закон о защите птиц. 600 лет назад Английский король Людовик Баварский издал указ о защите синиц. И сейчас многое делается для защиты птиц. Мы тоже должны всячески помогать взрослым в этом деле.

На этом уроке мы будем говорить о том, как мы можем помочь птицам зимующих в нашей местности. Работать у нас будет 4 группы. Это «Экологи», «Математики», «Филологи», «Технологи».

III. Работа в группах.

Даётся 20 минут.

«Экологи»: Из приготовленного материала создать результат проекта – альбом, в котором размещены картинки птиц, загадки (составленные самостоятельно), дополнительный материал

Дополнительный материал.

Воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей!" Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

В рацион воробья входят: семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Синица. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-синяя, а брюшко – жёлтое. (ответы детей). Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть, кормушки синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой.

Снегирь. Нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (ответы детей).У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты. В рацион снегиря входят: ягоды рябины, семена ольхи, ясеня, клёна.

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов; в отличие от других насекомоядных видов, он никуда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.

Ворона. Встретить ворону можно круглый год, зимой чаще всего вблизи жилья человека, на свалках. Осторожная птица. Хорошо ходит. Перед тем как подняться на крылья, ворона делает несколько прыжков. Голос — очень характерное карканье. Ворона — всеядная птица. Главное место в питании занимает падаль, которой ворона кормится на свалках и у скотобоен. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Она питается падалью (насекомоядными млекопитающими и грызунами, яйцами, птенцами и взрослыми птицами, рыбой, и т. д.). Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.

«Математики»: Решить задачи.

  1. Пара филинов за несколько вечеров съела 12 полёвок , 5водных крыс, 6 белок. 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?
  2. Скворец делает 20 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня?
  3. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов?
  4. Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара?
  5. Скворец прилетает с кормом к гнезду 20 раз в день, большая синица – 30 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец?
  6. Синица за день съедает 4 грамма корма .Сколько она съест корма за неделю, за месяц?
  7. Два воробья съедают 6 граммов корма. Сколько один воробей съест за день, неделю, месяц?

«Филологи»: Доскажите словечко, разгадать анаграммы и объяснить орфограммы в словах.

Прыг, да скок, ну, что за птица,
Все на месте не сидится,
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет орбовей

Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ронаво,
Показала певчий дар,
Прокричала громко: Кар-р-р-р…

Слышен стук в лесу недаром,
Это голос санитара.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу едтял

На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев ерейнегс!

Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам ацниси.

«Технологи»: Посмотрите на картинки кормушек <Рисунок 2>, которые делал другие дети. И за отведённое время сделайте каждый в группе свою кормушку.

IV. Подведение итогов.

Дети выступают по группам. Защита проектов.

Приложение.