Цель урока: Выяснить характер зависимости между энергией, выделяемой на участке цепи, электрическим током и сопротивлением этого участка цепи.
Демонстрации:
- Механическая работа электрического тока;
- Измерение мощности в электрической цепи с помощью амперметра и вольтметра.
Ход урока
I. Анализ итогов контрольной работы
Перед началом изучения новой темы анализирую результаты контрольной работы по темам «Строение атома» и «Сила тока, напряжение, сопротивление», останавливаюсь на наиболее характерных ошибках, разбираю решение некоторых задач у доски.
П. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
- Работа электрического тока как характеристика процесса превращения электрической энергии;
- Расчет работы электрического тока;
- Мощность электрического тока;
- Измерение работы и мощности электрического тока.
1. Изучение нового материала начинаю с повторения понятий энергии и механической работы, с которыми учащиеся знакомились при изучении механики в 7 классе.
Задаю вопрос:
– Что понимают под механической энергией и работой?
В качестве примера можно рассмотреть падение тела в поле тяготения Земли, приведя следующие рассуждения: если тело массой т падает с высоты h1 до высоты h2, то при этом сила тяжести совершает работу А = mg(h1 - h2). Эта работа равна изменению потенциальной энергии тела: А = Еп1 – Еп2. Но общая механическая энергия тела не изменилась, она стала равной сумме потенциальной и кинетической энергии тела на высоте h2.
Отсюда вывод: работа характеризует изменение энергии или превращение одного вида энергии в другой. В данном случае происходит превращение одного вида механической энергии (потенциальной) в механическую энергию другого вида (кинетическую).
Далее сообщаю, что работа электрического тока также характеризует процесс превращения энергии одного вида (энергии электрического поля) в энергию другого вида (внутреннюю энергию тел, в механическую и другие виды энергии).
При введении понятия работы электрического тока проделываю опыты, непосредственно демонстрирующие механическую работу электрического тока (подъем груза электродвигателем). Для демонстрации собираю установку из электродвигателя, последовательно с которым включаю реостат и демонстрационный амперметр.
Учащиеся на опыте видят, что электрический ток совершает работу, следовательно, электрическая энергия превращается в механическую.
– Какие еще явления показывают, что электрический ток может совершать работу?
2. Чтобы установить, от чего зависит работа электрического тока, можно воспользоваться установкой с лампой накаливания. Изменяя сопротивление реостата, демонстрирую различное свечение лампы. Одновременно замеряю значение силы тока и напряжение в этих случаях. Очевидно, чем ярче светится лампа, тем больше выделяется в ней энергии и, следовательно, тем большую работу совершает электрический ток. Следовательно, именно этому случаю соответствуют и большие значения силы тока и напряжения. Опыт дает возможность качественно установить, что:
Работа электрического тока A пропорциональна силе тока I, напряжению U и времени прохождения тока t:
А=IUt (Приложения 1, 2)
Формулу работы можно получить и из известного учащимся выражения
U=A/q Отсюда: А = Uq= lUt
За единицу работы электрического тока принят джоуль. Джоуль равен работе, выполняемой электрическим током силой 1 А при напряжении 1 В за 1 с:
1 Дж = 1 В × 1 А × 1 с
3. Мощность электрического тока. С понятием мощности учащиеся уже встречались при изучении механики. Поэтому вначале повторяем определение мощности и единицы ее измерения.
– Что понимают под механической мощностью? (Ответы учеников.)
Чтобы найти среднюю мощность электрического тока, надо его работу разделить на время:
(Приложение 3)
За единицу мощности принят ватт (Вт):
1 Вm = 1 В × 1 А
4. Для измерения работы электрического тока нужен прибор, учитывающий напряжение, силу тока и время прохождения тока. Таким прибором является электрический счетчик. Электрические счетчики устанавливаются везде, где используется электрическая энергия.
Для измерения мощности электрического тока используются ваттметры, учитывающие напряжение и силу тока. Измерить мощность можно и с помощью вольтметра и амперметра. Чтобы вычислить искомую мощность, умножают напряжение на силу тока, найденные по показаниям приборов.
III. Решение задач
Если в конце урока остается время, решаем с учащимися задачи (Приложение 4).
IV. Домашнее задание
- §50, 51, 52 учебника; вопросы к параграфу;
- Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1396, 1398, 1405, 1407.
Электронные ресурсы взяты в сети Интернет:
- Работа тока – Приложение 1.
- Работа электрического тока – Приложение 2.
- Мощность электрического тока – Приложение 3.
- Подборка задач_Работа и мощность электрического тока – Приложение 4.