Программное содержание:
- Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.
- Закрепить умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
- Закрепить умения работы с линейкой.
- Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия.
- Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку.
- Упражнять детей в определении времени по часам.
- Формировать навык полных ответов на вопросы.
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам.
- Развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методические приёмы:
- Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
- Упражнения на логическое мышление творческого характера.
- Вопросы к детям.
- Использование дидактических пособий, наглядного материала.
- Физкультминутка.
- Пальчиковая гимнастика.
Оборудование: Фланелеграф, мольберт, мяч, цифры от 1 до 20, таблицы с комбинацией геометрических фигур, карандаши, линейка, знаки неравенств, циферблат, медали, пригласительные на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на школьные острова. На этих островах нас ожидают задания, если мы правильно выполним все задания, то получим медали и если мы соберем семь медалей, то получим приглашение в школьную страну. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся. Вот первое задание.
Игра «Круглый год».
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. Какое время года наступит после весны?
Дети: Лето.
Воспитатель: Молодцы. А затем?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А после осени?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы. Давайте назовем осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Правильно. А теперь назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Молодцы. Зимние.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Правильно. И назовите летние.
Дети: Июнь, июль, август.
Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали.
Игра «Дни недели».
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, год состоит из месяцев, а месяц состоит из чего?
Дети: Из недель.
Воспитатель: Правильно. А неделя из чего состоит?
Дети: Из дней.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним дни недели. Первый.
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Второй.
Дети: Вторник.
Воспитатель: Третий.
Дети: Среда.
Воспитатель: Четвертый.
Дети: Четверг.
Воспитатель: Пятый.
Дети: Пятница.
Воспитатель: Шестой.
Дети: Суббота.
Воспитатель: Седьмой.
Дети: Воскресенье.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас я буду бросать мяч, и задавать вопросы о днях недели, слушайте внимательно и отвечайте. Какой день наступит после среды?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Какой день недели перед вторником?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?
Дети: Пятница.
Воспитатель: Какой день послезавтра будет, если сегодня понедельник?
Дети: Среда.
Воспитатель: Какие дни рабочие в неделе?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Воспитатель: Какие дни выходные?
Дети: Суббота, воскресенье.
Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали и за это мы получаем медаль. Слушайте следующее задание.
Игра «Часики».
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, человеку нужны часы? А для чего?
Дети: Чтобы знать, когда спать ложиться, когда просыпаться, когда в садик идти, чтобы на поезд (самолет) не опоздать.
Воспитатель: Правильно ребята. Вот и мы сейчас с вами будем определять время. Вот у нас циферблат. Давайте вспомним, какая стрелка обозначает часы?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Какая стрелка обозначает минуты?
Дети: Большая.
Воспитатель: Правильно. Послушайте задание.
Петя проснулся в 7 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 7. Совершенно верно.
Папа выходит на работу в 2часа 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 2 и 3. Совершенно верно.
Маша ложится спать в 9 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 9. Совершенно верно.
Мама пришла с работы в 5часов 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 5 и 6. Совершенно верно.
Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.
Игра «Чем отличается?»
Воспитатель: Ребята, смотрите на карточке изображены геометрические фигуры, но каждая следующая фигура отличается от предыдущей. Нам с вами нужно определить, по каким признакам они отличаются. (Ребенок выходит к мольберту и называет признаки отличия.)
Физкультминутка.
Поднимают руки дети – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,|
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Игра «Составь задачу».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача?
Дети: Задача состоит из условия и вопроса.
Воспитатель: Правильно. Давайте сейчас вы составите задачи на сложение или вычитание. (Дети придумывают задачи и решают).
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.
Игра «Сравнение чисел».
Воспитатель: Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать?
Дети: Вставить знаки <, >, =.
Воспитатель: Совершенно верно. (На фланелеграфе пары чисел 11 и 12, 7 и 8, 15и 16, 19и 19, 13 и 12, 0 и 5).
Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.
Игра «Измеряем линейкой».
Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания нам нужно сесть за столы. Посмотрите на первое задание. Что у вас нарисовано?
Дети: Отрезки.
Воспитатель: Правильно. Что нужно сделать?
Дети: Измерить длину.
Воспитатель: Замеряйте и рядом напишите длину каждого отрезка.
Скажите, у кого какой длины получился отрезок?
Дети: 5сантиметров и 7 сантиметров.
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте поиграем с вами с пальчиками.
Игра с пальчиками.
В школу осенью пойду
(пальчики шагают по столу),
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
(загибают пальчики на обеих руках),
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду
(грозят указательным пальчиком).
Воспитатель: А сейчас мы с вами выполним последнее задание. «Математический диктант»
Я вам буду говорить, какие фигуры, где нужно нарисовать, вы слушайте внимательно и чертите.
В правом верхнем углу начертите овал.
В центре – прямоугольник.
В нижнем левом углу – квадрат.
В нижнем правом углу – круг.
В левом верхнем углу – треугольник.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте посчитаем, сколько медалей мы заработали. Совершенно верно семь, значит, все задания мы выполнили правильно и за это получаем приглашение в школьную страну. Всех вас ждут осенью в школе.
Литература:
- Казинцева Е. А. «Формирование математических представлений» издательство «Учитель» Волгоград 2009год.
- Колесникова Е. В. «Математика для детей 6-7 лет» издательство «Сфера творческий центр» Москва 2009ггод.