Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие на школьные острова"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.
  • Закрепить умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
  • Закрепить умения работы с линейкой.
  • Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия.
  • Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку.
  • Упражнять детей в определении времени по часам.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.
  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам.
  • Развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методические приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
  • Упражнения на логическое мышление творческого характера.
  • Вопросы к детям.
  • Использование дидактических пособий, наглядного материала.
  • Физкультминутка.
  • Пальчиковая гимнастика.

Оборудование: Фланелеграф, мольберт, мяч, цифры от 1 до 20, таблицы с комбинацией геометрических фигур, карандаши, линейка, знаки неравенств, циферблат, медали, пригласительные на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на школьные острова. На этих островах нас ожидают задания, если мы правильно выполним все задания, то получим медали и если мы соберем семь медалей, то получим приглашение в школьную страну. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся. Вот первое задание.

Игра «Круглый год».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Какое время года наступит после весны?

Дети: Лето.

Воспитатель: Молодцы. А затем?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А после осени?

Дети: Зима.

Воспитатель: Молодцы. Давайте назовем осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно. А теперь назовите весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Молодцы. Зимние.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно. И назовите летние.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали.

Игра «Дни недели».

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, год состоит из месяцев, а месяц состоит из чего?

Дети: Из недель.

Воспитатель: Правильно. А неделя из чего состоит?

Дети: Из дней.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним дни недели. Первый.

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Второй.

Дети: Вторник.

Воспитатель: Третий.

Дети: Среда.

Воспитатель: Четвертый.

Дети: Четверг.

Воспитатель: Пятый.

Дети: Пятница.

Воспитатель: Шестой.

Дети: Суббота.

Воспитатель: Седьмой.

Дети: Воскресенье.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я буду бросать мяч, и задавать вопросы о днях недели, слушайте внимательно и отвечайте. Какой день наступит после среды?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Какой день недели перед вторником?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?

Дети: Пятница.

Воспитатель: Какой день послезавтра будет, если сегодня понедельник?

Дети: Среда.

Воспитатель: Какие дни рабочие в неделе?

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Воспитатель: Какие дни выходные?

Дети: Суббота, воскресенье.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали и за это мы получаем медаль. Слушайте следующее задание.

Игра «Часики».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, человеку нужны часы? А для чего?

Дети: Чтобы знать, когда спать ложиться, когда просыпаться, когда в садик идти, чтобы на поезд (самолет) не опоздать.

Воспитатель: Правильно ребята. Вот и мы сейчас с вами будем определять время. Вот у нас циферблат. Давайте вспомним, какая стрелка обозначает часы?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Какая стрелка обозначает минуты?

Дети: Большая.

Воспитатель: Правильно. Послушайте задание.

Петя проснулся в 7 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 7. Совершенно верно.

Папа выходит на работу в 2часа 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 2 и 3. Совершенно верно.

Маша ложится спать в 9 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 9. Совершенно верно.

Мама пришла с работы в 5часов 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 5 и 6. Совершенно верно.

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Чем отличается?»

Воспитатель: Ребята, смотрите на карточке изображены геометрические фигуры, но каждая следующая фигура отличается от предыдущей. Нам с вами нужно определить, по каким признакам они отличаются. (Ребенок выходит к мольберту и называет признаки отличия.)

Физкультминутка.

Поднимают руки дети – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,|
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Игра «Составь задачу».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача?

Дети: Задача состоит из условия и вопроса.

Воспитатель: Правильно. Давайте сейчас вы составите задачи на сложение или вычитание. (Дети придумывают задачи и решают).

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Сравнение чисел».

Воспитатель: Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать?

Дети: Вставить знаки <, >, =.

Воспитатель: Совершенно верно. (На фланелеграфе пары чисел 11 и 12, 7 и 8, 15и 16, 19и 19, 13 и 12, 0 и 5).

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Измеряем линейкой».

Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания нам нужно сесть за столы. Посмотрите на первое задание. Что у вас нарисовано?

Дети: Отрезки.

Воспитатель: Правильно. Что нужно сделать?

Дети: Измерить длину.

Воспитатель: Замеряйте и рядом напишите длину каждого отрезка.

Скажите, у кого какой длины получился отрезок?

Дети: 5сантиметров и 7 сантиметров.

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте поиграем с вами с пальчиками.

Игра с пальчиками.

В школу осенью пойду
(пальчики шагают по столу),
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
(загибают пальчики на обеих руках),
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду
(грозят указательным пальчиком).

Воспитатель: А сейчас мы с вами выполним последнее задание. «Математический диктант»

Я вам буду говорить, какие фигуры, где нужно нарисовать, вы слушайте внимательно и чертите.

В правом верхнем углу начертите овал.

В центре – прямоугольник.

В нижнем левом углу – квадрат.

В нижнем правом углу – круг.

В левом верхнем углу – треугольник.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте посчитаем, сколько медалей мы заработали. Совершенно верно семь, значит, все задания мы выполнили правильно и за это получаем приглашение в школьную страну. Всех вас ждут осенью в школе.

Литература:

  1. Казинцева Е. А. «Формирование математических представлений» издательство «Учитель» Волгоград 2009год.
  2. Колесникова Е. В. «Математика для детей 6-7 лет» издательство «Сфера творческий центр» Москва 2009ггод.