старшая группа/развитие речи, элементарных математических понятий, элементы аппликации/
Программное содержание: Развитие у детей слухового внимания, фонематического слуха, умение выделять последний звук в слове. Закреплять умение внимательно слушать, запоминать и четко передавать услышанное. Закреплять умение пересчитывать на слух, составлять равенства и неравенства путем уменьшения и увеличения количества. Закреплять умение действовать по указаниям педагога. Повторение названия геометрических фигур.
Материалы: Карточки с изображением различных предметов по количеству детей, различные крупы, предметы для звучания. Из крупного строительного материала и скамеек строится корабль.
Ход занятия
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на корабле. Детям раздаются билеты с изображением различных предметов.
Воспитатель: На корабль зайдет тот, кто правильно ответит на вопрос: «На какой звук заканчивается данное слово?» / Детям раздаются карточки с изображением различных предметов. /Педагог произносит слово без последнего звука. Ребенок должен закончить слово./
Ведущий: Все пассажиры готовы к отплытию? Отдать швартовые! /звучит музыка со звуками морского прибоя, волны, крик чаек.../ Ребята, что вы слышите, какие звуки вам знакомы ? /дети отвечают/ Вот мы и подплыли к таинственному острову.
Появляется Бармалей.
Бармалей: На абордаж! А детки. А ты кто? Воспитательница. А я страшный, усатый Бармалей, который кушает детей.
Ведущий: Не ешь нас. Вдруг мы тебе пригодимся.
Бармалей: Пригодитесь? Точно. Мой напарничек спрятал 2 сундука с сокровищами. Я их никак не могу найти. Вы мне будете помогать? Тогда я вас не съем. Это таинственный остров, на котором много разных звуков. Прежде чем высадится, я должен вас проверить. Если вы отгадаете, что это за звуки, то пойдете со мной, если нет, то я вас съем. Дидактическая игра « Что звучало?» / Педагог знакомит детей с различными звуками, которые получаются при различных манипуляциях с предметами: резка бумаги, шелест пакета, журчание воды, грохот крупы…/
Бармалей: Ну, молодцы! Вы что-то сказали про колокольчик. Вы знаете какую-то тайну? Чтобы найти сундук, надо услышать, где звучит колокольчик. Что-то я не слышу. Совсем старый стал.
Кто услышал? С какой стороны звучит колокольчик? (несколько раз меняется место звучания колокольчика, а дети с закрытыми глазами должны отгадать) Ориентировка в пространстве. Молодец. А вот и он. Сейчас я посмотрю, что в нем. Ух ты. Золото. А вы считать умеете. Проводится счет на слух. / Педагог хлопает в ладоши за ширмой, дети должны посчитать количество ударов./
Проводится физминутка « Ухо-нос»./Педагог дает словесные инструкции, а показывает совсем другое. Дети должны делать то, что слышат./
Затем дети снова садятся в корабль, смотрят по сторонам и видят бутылку. Бармалей ее достает и открывает. В бутылке записка. Бармалей читать не умеет, читает ее педагог. В записке таинственные слова / замок, ключ, клад/, которые можно говорить только шепотом. Проводится игра «Телефон».
Следующим этапом находим второй сундук. Открыть его можно только при помощи ключей, которые должны сделать дети из геометрических фигур и наклеить на лист бумаги.
Бармалей: У меня есть ключ, но где же взять еще 8. Вы мне поможете. Хорошо.
Бармалей дает словесные инструкции по изготовлению ключа: Как называется геометрическая фигура, у которой 4 угла и 4 стороны. Положите четырехугольник в центр листа. Как называется фигура, у которой нет углов. Положите круг слева от четырехугольника. Как называется фигура у которой 3 угла и 3 стороны. Положите треугольник справа, сверху четырехугольника.
После этого дети приклеивают все детали. Затем дети вспоминают таинственные слова и открывают сундук. Бармалей делится с детьми настоящими медальками.