Цели:
Образовательные
- углубление знаний об условиях перехода веществ из одного состояния в другое на примере воды, о сущности круговорота воды в природе, о составных частях гидросферы,
- применение знаний и умений в знакомых и новых учебных ситуациях;
- проверка уровня усвоения системы знаний и умений.
Воспитательные способствовать формированию бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры учащихся.
Развивающие
- создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, умения анализировать;
- учить выделять главное, подводить итоги, делить целое на составляющие части, высказывать согласие и несогласие, выражать свою мысль;
- способствовать воспитанию положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; компьютер, проектор, мультимедийное пособие «Биология. Природоведение», часть 1; физическая карта мира, карточки с заданиями, стакан, бутылка с водой.
Тип урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку: готовность кабинета, учащихся.
Проверка присутствующих в классе. Создание доброжелательной атмосферы.
II. Вывод-связка.
О чем, по-вашему, сказал такие чудесные слова французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери?
…. у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить
Высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете.
(О воде). Почему, как вы думаете, я начала урок с этих слов? (Потому что мы изучаем гидросферу - водную оболочку Земли). Мы продолжаем знакомство с этой необычайно важной темой, расширяем свои знания о гидросфере и учимся применять те знания, которые у вас уже есть, в разных ситуациях. А делать это мы будем сегодня, путешествуя.
III. Актуализация знаний.
Начнут урок самые активные ребята – они подготовили загадки.
(3-5 загадок на тему «Воды суши», учащиеся готовят задание самостоятельно).
Что объединяет все услышанные нами ответы? (Река, болото, озеро – относятся к водам суши).
IV. Комплексное применение знаний и умений.
1. Путешествие по морям и океанам.
Учитель называет характеристику океана, а учащиеся приводят название. Один учащийся показывает на карте у доски, весь класс работает с картой учебника, показывая объекты соседу по парте.
- Путешествие начнем с самого холодного океана.
- Двинемся к самому большому по площади океану.
- Третий объект нашего путешествия назван так, как названо государство в Азии.
- А последний океан омывает берега Южной и Северной Америки, Африки и Европы.
- Берега России омывают воды трех океанов.
- Назовите и покажите их.
- Этот океан можно обнаружить не на всех картах.
- В этом океане самая теплая вода.
- В этом море многие купались.
А теперь вспомним тему «Суша».
- Самая полноводная река в мире.
- Самая длинная река.
- Самая большая река Северной Америки.
- По этой реке путешествовали фараоны.
- Одна из самых знаменитых рек нашей страны.
- Самое большое озеро с пресной водой.
Молодцы! Географической картой вас не напугать и путешествиями, судя по всему, тоже.
2. Охрана вод. (Фронтальная беседа с демонстрацией и элементами игры.)
Вода в состав гидросферы входит разная.
Представьте, стакан – это вся гидросфера. (Учитель наполняет стакан водой почти до края).
Какую часть гидросферы я вам сейчас показываю? (Мировой океан).
Какую особенность имеет вода Мирового океана? (Она вся соленая).
Что нужно сделать, чтобы показать остальную часть гидросферы? (Налить воды в стакан до краев).
Какой воды в гидросфере больше – пресной или соленой? (Соленой).
А о какой воде вы все мечтаете в жаркий солнечный день? Какое прилагательное поможет выразить вам ваши чувства? (Отвечают по цепочке: прохладная, чистая, прозрачная, вкусная и т. д.)
Может случиться так, что пресной воды будет не хватать живым существам, населяющим нашу планету? (Да)
Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Бережно относиться к водным богатствам)
Как вы думаете, пресная вода на нашей планете только расходуется или еще и пополняется? (Пополняется).
Каким образом это может происходить, вы ответите, когда прослушаете сказку.
3. Путешествие с каплей воды.
Дидактическая сказка «Приключения капельки»
Случается так, что дети болеют. Одна веселая и любопытная девочка, которой очень хотелось приключений и путешествий, узнала, что ее мечты никогда не исполнятся, потому что она тяжело больна и должна провести жизнь, лежа в кровати.
Девочке очень хотелось посмотреть мир: побывать в горах, поплавать по морям, пролететь по небу с облаками, Но такое чудо мог совершить только настоящий волшебник, а у нее не было знакомых волшебников.
Девочка горько заплакала, и соленые слезинки горошинками покатились по щекам. Все они очень сочувствовали девочке, а одна из них – ее звали Капелька - придумала, как девочке помочь. На горячей детской щечке слезинки быстро высыхали. И наша Капелька тоже высохла, только соленой быть перестала. Соли, входящие вместе с водой в состав слез, остались на коже девочки. Капельку быстро подхватило сквозняком и вынесло в открытую форточку. Потоком теплого воздуха ее поднимало все выше и выше над Землей. Сначала она боялась растерять в пути все свои молекулы Н2О, потом очень боялась испачкаться. Частички грязи, пыли прилипали к Капельке, и никак от них нельзя было избавиться. Вокруг все чаще попадались такие же чумазые путешественницы. Поднимаясь выше над Землей, они росли, и скоро Капелька оказалась в центре холодной темной тучи. Ветер тащил тучу над полями, лесами, реками. Капелька увлеченно рассматривала просторы, проплывавшие под ней, и совсем перестала боятся холода и высоты, а грязи за городом было гораздо меньше. А туча вдруг остановилась перед высокой каменной преградой – горой. Ночью температура упала ниже 0. Капелька задрожала, превратилась в маленькую колючую снежинку и вместе со своими подругами, танцуя, опустилась на горный склон. Там и пролежала она до тех пор, пока не стало пригревать яркое весеннее солнышко. Несколько самых нежных снежинок растаяли и тонким ручейком устремились вниз по склону горы. Нелегок был путь ручейка. Ночью его настиг заморозок, и вся его вода превратилась в лед. Зато когда лед растаял, грязь осела на дно ручья. Маленькая чистая Капелька собиралась спускаться вниз, к подножию горы, весело болтая с подругами, но тут на пути попалась маленькая расщелина, и по ее стенке пришлось стекать вниз. Превратиться в пар на холоде у Капельки не получилось, и она решила попробовать спуститься поглубже. Думаете, легко протиснуться на много метров в глубь горы, через слои почвы, глины, извести? Но вот последняя преграда позади, и Капелька проступила на «стене» подземной пещеры. Страшно было Капельке прыгать в глубокое подземное озеро, долго она раздумывала, все не могла решиться, но не удержалась на камне и полетела вниз. От подземного озера брала начало горная река. Как обрадовалась Капелька, вновь увидев Солнце! Как засверкала она в его лучах! Как весело ей было прыгать по камням и дразнить животных, пришедших напиться воды из горной реки! Однажды прыгнула Капелька на очень высокую скалу и не смогла спуститься обратно. Пригрело Солнышко, скала высохла, а Капелька снова превратилась в пар. Вместе с другими мельчайшими каплями воды она вновь поднялась высоко в небо. С Белым облаком путешествовала она до тех пор, пока не добралась до прекрасного сада, в котором Капелька решила остаться и как следует поработать.
Теплый летний дождь напоил Землю. Капелька, попав в почву, не растерялась и быстро растворила несколько важных минеральных солей. Такой ее и всосал в себя корень растения. Долго путешествовала Капелька по яблони, много важной и полезной работы она сделала: помогала создавать органические вещества, переносила их внутри яблони. Ее последнее задание – войти в состав клеточного сока плода растения. Только Капелька хорошенько устроилась и приготовилась к долгому отдыху, как яблоко сорвали. Красивое румяное яблоко купили, чтобы порадовать больную девочку. Но девочка не стала яблоком любоваться, а быстренько его съела. И Капелька вновь попала в водоворот. Через стенки толстого кишечника она проникла в кровеносный сосуд и стала частичкой крови. Кровь очистилась в печени и почках, обогатилась кислородом в легких и по сонным артериям потекла к головному мозгу. Там Капелька и решила задержаться, ведь если человеческий мозг на 95% состоит из воды, то ей там самое место! Ночью, когда девочка уснула, ей приснился удивительный сон. Ей казалось, что она летит высоко над Землей, рядом с облаками, а внизу проплывают поля, леса, реки. Девочка проснулась счастливой – ей казалось, что она на самом деле путешествовала.
Как же у Капельки получилось такое чудо? Ученые установили, что вода – это универсальный носитель информации, как компакт-диск, например. И вода способна запоминать, что с ней происходит. Замечали, что вода во время купания смывает с вас не только грязь, но и усталость, страхи, злость? Забирает себе плохую, мешающую вам информацию? Очень полезна талая, природная вода. Она обладает многими полезными свойствами, а при кипячении эти свойства утрачиваются. Не зря в старину красавицы умывались талой водой или росой.
Только вода встречается на нашей планете сразу в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Вода – одно из самых волшебных веществ на Земле. Без воды невозможна жизнь.
О каком явлении шла речь в сказке? (О круговороте воды в природе, о переходе воды из одного состояния в другое, о значении воды для живых организмов).
4. Просмотр материала диска (урок 28).
Просмотр материала диска: краткое описание круговорота воды в природе.
Коллективное составление рассказа о круговороте воды в природе. (Дети дополняют ответы друг друга).
Используется рисунок ЦОР.
Я снова задам вопрос: какое явление обеспечивает пополнение запасов пресной воды в природе? (Круговорот воды в природе).
Физкультминутка «Для настоящих путешественников».
Наше путешествие продолжается, по дороге нам встречаются препятствия. Представьте, что нам нужно преодолевать высокие горы – поднимаем руки вверх, широкие моря - плывем, глубокие ямы - опускаем руки вниз, в лесной чаще наклоняемся, чтобы ветки не поцарапали нам лицо.
5. Поиски пресной воды.
Игра.
Класс делится на группы. Каждая группа готовит короткий рассказ об особенностях мест нахождения пресной воды:
- реки, озера, болота,
- подземные воды,
- айсберги, ледники.
Для работы учащиеся используют текст учебника, знания начальной школы.
При необходимости учитель задает наводящие вопросы.
Реки, озера, болота часто встречаются там, где подземные воды расположены близко к поверхности земли, где влажный климат, часто идут дожди.
Подземные воды встречаются повсеместно, на разной глубине.
Ледники расположены в Антарктиде, Гренландии, а также высоко в горах. Айсберги можно встретить в холодных морях у побережий Антарктиды и Гренландии.
V. Контроль знаний.
Наше путешествие подходит к концу. А насколько оно было познавательным и полезным, мы узнаем, когда выполним задания на крточках.
Учащиеся выполняют тестовые задания в 2 вариантах.
VI. Домашнее задание.
Творческое задание: составить кроссворд на тему "Вода" (по желанию).
VII. Итог урока.
Учитель:
- Какова тема нашего урока?
- Какое природное явление мы изучали?
- Каково значение воды?
- Какое природное явление обеспечивает пополнение запасов пресной воды?
- Какой момент урока запомнился больше всего?
Самые активные участники урока получают оценки.
Литература:
- Кириленкова В. Н. Природоведение. 5 Класс: методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н. И. Сонина/ Кириленкова В. Н., Сивоглазов В. И. – М.: Дрофа, 2007