Тип урока - изучение нового материала
Цели урока:
- Рассказать учащимся о значении энергии для развития цивилизации, объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.
- Сформулировать понятия «электроэнергетика», «энергосистема».
- Познакомить с особенностями электростанций разных типов и их факторами размещения.
- Развивать навыки самостоятельной работы на уроке.
Оборудование урока: презентация по теме, интерактивная карта «Электроэнергетика России», атласы, учебники.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Изучение нового материала.
- Мотивацию учебного процесса обеспечиваем в ходе обсуждения вопроса
о месте электроэнергетики в ТЭК
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Электроэнергетика России».
Давайте откроем учебники, параграф 23 и запишем сегодняшнее число и тему.
Электроэнергетика- это важная составляющая часть ТЭК. Что же сегодня на уроке мы должны будем узнать о электроэнергетике.
- Что такое «Электроэнергетика»
- Значение электроэнергии в современной жизни.
- Типы электростанций.
- Факторы размещения электростанций.
- Используемое топливо.
- Преимущества различных видов электростанций.
- Недостатки различных видов электростанций.
- Примеры электростанций.
- Энергосистемы.
В ходе беседы с учащимися формулируем понятие «Электроэнергетика»-
Перед вами показан весь состав электроэнергетики России на интерактивной карте- часть ТЭК, которая объединяет процессы генерации (т.е. выработки электроэнергии), передачи, трансформации и потребления электроэнергии. Проверяем себя по презентации. Электроэнергетика занимается выработкой электроэнергии.
Поговорим о роли электроэнергии в жизни нашей страны и цивилизации в целом. Электроэнергетика относится к числу важнейших отраслей, ни для кого не секрет, что без электроэнергии функционирование современного общества невозможно.
Электроэнергия вырабатывается на электростанциях различных типов- ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, ГАЭС, ПЭС, АЭС, АТЭЦ, АСТ, ветровых, солнечных, приливных и других. Но ведущими из них в нашей стране являются тепловые, гидравлические, атомные.
Мы сегодня с вами рассмотрим и работу приливных и геотермальных электростанций. Изображаются электростанции на карте условными знаками различных цветов. Давайте обратимся к атласу и интерактивной карте. Кроме того, что электростанции обозначаются по- разному они и выглядят по- разному.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными типами электростанций.
Давайте разберемся сначала с факторами размещения электростанций, т.е. теми факторами, благодаря которым электростанции размещены в том или ином районе нашей страны.
Для работы нам понадобятся таблицы. У каждого из вас на парте лежат заготовки таблиц вы будете работать в них, чтобы не терять время на их перенесение в тетрадь.
Итак, заполняем колонку- факторы размещения.
Далее- Самостоятельная работа с учебником и таблицами «Особенности электростанций различных типов», напечатанными и розданными каждому учащемуся. При самостоятельной работе с учебником выясняем особенности электростанций различных типов, т.е.
- Факторы размещения электростанций.
- Используемое топливо.
- Преимущества различных видов электростанций.
- Недостатки различных видов электростанций.
- Примеры электростанций
Учащиеся в таблице самостоятельно заполняют все колонки.
Совместно с учащимися проверяем заполненные таблицы с помощью презентации.
Как вы думаете, электростанции каких типов будут преобладать в России?
(Учащиеся самостоятельно изучают карту атласа «Электроэнергетика» и делают вывод).
Давайте посмотрим на интерактивной карте, электростанции каких типов преобладают в России.
Большая часть электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС.
3. Энергосистемы.
Группы электростанций различных типов объединены линиями электропередач в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в ЕЭС России с целью передачи электроэнергии. Ее цель: надежное обеспечение электроэнергией, покрытие «пиковых нагрузок».
- В завершении урока мне хочется задать вам вопрос «каковы перспективы развития энергетики?»
Учащиеся предлагают различные варианты ответов. И, приходят к выводу о использовании нетрадиционных источников энергии.
4. Подводя итог нашего урока,
скажите мне, пожалуйста, ребята, что каждый из вас узнал для себя нового на этом уроке, что вам больше всего запомнилось и понравилось?
5. Домашнее задание.
- Параграф 23, доделать таблицу.
- Подготовить сообщение об одной из электростанций.
- Проектное задание. Подумайте, где на территории России можно разместить ветровые и солнечные электростанции?