Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия "имена собственные" и написанию имен собственных с заглавной буквы.
Задачи:
- Формировать у учащихся понятие "имена собственные". Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
- Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
- Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие "имена собственные".
Оборудование:
- мультимедиа проектор
- доска
- иллюстративный материал
- учебник
- книги, задания для групп, карта
- символы для оценки
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 2.
Добрый день уважаемые гости и ребята.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!
Минутка чистописания.
Слайд 3.
Начать урок мне поможет одна вещица.
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
Открываем тетради, записываем число.
Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву "Ш, ш". А вы расскажете, что она делает (анимированный плакат).
Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.
Слайд 4.
3. Мотивация учащихся. Постановка проблемы.
Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус. (Приложение 3).
Слайд 5.
5 1 4 2 3 к ш и а р
Запишите это слово в тетради.
Кто хочет написать это слово на доске?
Почему у вас появились разные варианты?
Как правильно написать это слово?
На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)
Для чего нужна заглавная буква?
Слайд 6.
Чем мы будем заниматься на уроке?
4. Физкультминутка.
Слайд 7.
Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо-влево.
Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок.
Почему вы по-разному выполняли движения?
Каких знаний нам не хватает?
Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?
Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?
5. Поиск решения проблемы.
Работа в группах (парах). (Приложение 1).
Написание географических названий.
Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.
Названия городов, рек, морей пишутся с:::..
Написание имен и фамилий.
Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.
Имена и фамилии пишутся с::::::..
Написание кличек животных.
Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок - Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы:::::::!
Написание названий книг.
Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили?
Сделайте вывод.
Слайд 8.
На доске составляется схема- кластер.
6. Обобщение знаний.
Сделайте вывод, какие предметы имеют собственные имена?
Как пишутся эти слова?
Правило (с. 65)
Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
7. Применение знаний на практике.
№148. Самостоятельная работа.
Запиши, выбирая правильное написание и согласовывая слова в предложении. Объясни выбор.
8. Рефлексия. Итог урока.
Слайд 9.
Завершите фразы. Сегодня на уроке:
- Я узнал:
- Я понял:
- Мне понравилось:
- Мне было трудно:
Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?
Слайд 10.
Оцените вашу работу на уроке при помощи цветных шариков.
- Красный - у меня все получилось.
- Желтый - я старался.
- Зеленый - я не знаю, все ли я смог сделать.
- Голубой - мне нужно еще поработать.
Слайд11.
Использованная литература.
- Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева и др. - Самара: Издательство " Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2010.
- О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2007.
- В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. - М.: Вако, 2005.
- Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 класса. Самара: "Учебная литература": "Федоров", 2010.