Жизнь – высшая ценность

Разделы: Математика


Задачи урока:

  • Закрепление умения выполнять действия с натуральными числами.
  • Развитие познавательного интереса к предмету математика, применение математических знаний во внеурочной обстановке.
  • Развитие у учащихся познавательного интереса и любознательности.
  • Воспитание доброжелательности, инициативности, активности.

Цели урока:

Образовательно-воспитательные:

  • отработать практические умения и навыки нахождения дроби от числа, процентов от числа на примерах решения задач по вычислению процентов;
  • актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы "Проценты";
  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;
  • повышение мотивации учащихся к изучению предмета математики через средства компьютерных программ.
  • продолжить работу по развитию умения учащихся самостоятельно конструировать свои знания,
  • анализировать полученную информацию;
  • создать условия для совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе обучения, коммуникации;
  • использовать элементы здоровьесберегающих технологий через смену деятельности обучающихся;
  • пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний о вреде наркомании, курения и ВИЧ - инфекции;
  • способствовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни: "Жизнь - высшая ценность, стоит ли губить её?"

Развивающие -

  • способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделение главного в понимании поставленного вопроса, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти;
  • внесение разнообразия и положительной эмоциональной окраски в учебный процесс;
  • развитие внимания, сообразительности;
  • эстетическое оформление тематического мероприятия;

Возраст участников: 6 класс.

Место проведения: учебный кабинет c мультимедийным оборудованием.

Материальная база:

Ожидаемые результаты:

  • Развитие культуры речи.
  • Развитие логической культуры.
  • Развитие творческих способностей.
  • Выработка коммуникативных навыков.

Авторский медиапродукт: Презентация PowerPoint.

Оборудование: плакаты, книги и вырезки из газет о вредных привычках и здоровом образе жизни, карточки с текстом задач, компьютер, экран.

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до обучающихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок - проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с обучающимися.

Данный урок - проблема разработан в соответствии с требованиями личностно-ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор обучающихся. Создание проблемных ситуаций на уроках и на внеклассных занятиях по математике повышает интерес к предмету, вносит разнообразие, эмоциональную окраску в учебный процесс, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.

Урок - проблема "Жизнь - высшая ценность:" по теме "Проценты. Решение задач" проходил в 6 классе. На современном этапе развития общества существует проблема подросткового курения и наркомании. Именно поэтому я считаю, что необходимо рассматривать эту проблему на более высоком уровне. Надо знакомить подростков с действием табака и наркотиков на организм человека, формировать у них негативное отношение к этим привычкам.

Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку. Поэтому сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи - являются средством, с помощью которого обучающиеся получают информацию о вреде курения, наркомании и ВИЧ - инфекции.

Как уже было отмечено, проблема урока поставлена таким образом, что в ходе решения задач каждый обучающийся видит по результатам произведенных вычислений свое представление к поставленной цели урока "Жизнь - высшая ценность:", а в итоге учитель акцентирует важность мнения и участия каждого в обсуждении вопроса, поставленного в начале занятия, как бы направляя учеников на рефлексию. Можно сделать вывод, что такая форма позволяет организовать равноправное сообщество, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Главная цель урока - привлечь внимание подростков и взрослых к проблеме вредных привычек. "Знать о своем враге почти все - уже часть победы над ним! Знать это не для того, чтобы потреблять, а для того, чтобы не потреблять!". Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, математическое представление данной проблемы способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра о вреде саморазрушительного поведения.

Использование компьютерных технологий, презентации "О вреде наркомании и курения" позволило сделать процесс обучения более ярким, наглядным динамичным. Повышается интерес к математике в целом.

Ход урока

Организационный момент.

Вступление учителя, сообщение цели и плана урока.(слайд1,2)

Актуализация знаний.

Устный счет:(слайд 3)

В дыме одной сигареты содержится:

1,6мг аммиака + 4,4 = :мг никотина - 31 = ...мг угарного газа : 50 = :мг формальдегида и сероводорода.

Почти каждый сотый взрослый ВИЧ-инфицирован. Вычислите население нашей страны, если эта проблема затрагивает практически 1,5 млн. жителей страны.

(вопросы записаны на слайде презентации).

На слайде статистика исследований. (слайд 4,5)

По данным международной организации "Врачи без границ", уже сегодня в России от 3 до 4 млн. наркоманов, а некоторыми специалистами их оценивается выше 9 млн. человек. Однако специалисты утверждают, что реальное количество наркоманов в 10 раз больше. По последним данным, более 60% наркоманов - люди в возрасте 18 - 30 лет и почти 20% - школьники. 90% ВИЧ-инфицированных детей в возрасте до 15 лет получили инфекцию от своих матерей. Затраты на лечение одного пациента с ВИЧ-инфекцией в год обходятся государству в 20 тысяч долларов.

Решим задачу (слайд 6,7)

Каждую минуту 6 молодых людей заражаются ВИЧ-инфекцией. Сколько человек заражается в мире за сутки?

В 2008 году на борьбу с наркоманией выделено 8165,8 тыс. рублей. Сколько процентов выделили в 2010г, если было истрачено 6821,8 тыс. рублей?

Учитель. Случается так, что твои друзья предлагают тебе закурить или попробовать какую - нибудь таблетку, и бывает очень трудно отказаться от таких предложений. Ты не хочешь выглядеть "белой вороной", или тебе просто не хватает умения, чтобы поступить не так, как все. Будешь ли ты это делать или нет - это твой выбор. Но не забудь, какие болезни в результате ты можешь получить и что отказаться от пагубной привычки намного сложнее, чем принять разумное решение.

Слайд - статистика влияния курения на организм человека №8,9

На слайдах информация о легких курильщиков.

Решение задач по группам (рядам). Краткую запись условия выполнить на доске, решить самостоятельно. Затем учитель вызывает по одному учащемуся от группы к доске и проверяет решение задач и проводит обсуждение.(Слайд10)

Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит?

В мире насчитывается более 1.2 миллиарда курящих людей, т.е. 1/3 население земного шара. Какова население земного шара?

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика. В общем, курящие сокращают себе жизнь на 15%, что составляет 8,4 года. Какова средняя продолжительность жизни в России?

Учитель. Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка?

Это должен знать каждый.(слайд11)

6 из 10 курильщиков, несмотря на все часто неприятные и болезненные процедуры, не в состоянии бросить курить!

Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет!

Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака, чем тот, кто начал курить после 25 лет!

Учитель: Мы переходим к следующему этапу нашего занятия - решении задачи, чтобы узнать ситуацию по распространению ВИЧ - инфекции у нас в области.(слайд12)

По последним данным, сейчас в России?564 тысячи носителей ВИЧ-инфекции. Сколько зарегистрировано на сегодняшний день в Томской области ВИЧ-инфицированных, если их 19% от общего количества? Из ВИЧ-инфицированных 80% - молодые люди в возрасте до тридцати?лет. Вычислите, сколько инфицированной молодёжи.

Учитель приводит аргументы против употребления наркотиков и ставит проблему, почему все должны вести здоровый образ жизни.(Слайд13)

Вывод. На слайде аргументы за здоровый образ жизни.(слайд14)

Курение и наркотики разрушают организм;

Курение и наркотики приводят к неизлечимым болезням;

Курение и наркотики снижают физическую активность;

Курение и наркотики портят цвет кожи;

Они забирают свободу, человек становится его рабом.

Подводится итог урока. (слайд15)

Наш урок закончился, мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процентов и процентного соотношения. Давайте вернемся к девизу нашего урока: "Здоровье - всё, но все без здоровья - ничто:"

Думаю, что всем нам надо серьезно задуматься над вопросом "Жизнь - высшая ценность, стоит ли губить её?" и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

Берегите своё здоровье и здоровье своих близких. Наше здоровье - возможность реализовать свои планы, долго и интересно жить. Будьте здоровы!

Задачи на дом: (текст на карточке)

Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривая одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 10 руб., а ежемесячная зарплата 5000 руб.

При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3 - 5 лет, обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

Для желающих: придумать четверостишие или составить кроссворд о здоровом образе жизни, о вреде курения и наркомании. Оформить решение в виде открытки, можно сделать рисунок.

Использованная литература:

  1. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.Математика: учебник для 6 класса.- М.: Мнемозина,2007
  2. Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
  3. Собственные фото из домашнего архива.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.