Цели урока.
Основные предметные:
- Формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м); сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа; отработка вычислительных навыков;
- Развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
- Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
Основные общеучебные: формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Оборудование: учебник Моро М. И. "Математика" 4 класс, компьютер, проектор, презентация, карта-план путешествия, карточки для индивидуальной проверки знаний, карточки - помощники для решения задачи.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно. Слайды 3 и 4.
II. Индивидуальная проверка знаний. Работа по карточкам. Приложение 1.
Проверка домашнего задания.
С.38 № 12 - 1 ученик у доски. Слайд 5.
Решение:
- 300 + 400 = 700 (м) - по шоссе и дороге
- 700 - 500 = 200 (м) - разница
Ответ: на 200 метров меньше.
Дополнительный вопрос (фронтальная работа). Найдите всё расстояние до озера и обратно, если идти разным путём.
- 500 + 500 = 1000 (м) - по просеке
- 500 + 300 + 400 = 1200 (м) - по просеке, по дороге и по шоссе
- (300 + 400) · 2 = 1400 (м) - по шоссе, по дороге и также обратно.
С.39 № 25 (1-4 столбики).
Фронтальная работа. Слайд 6.
- Выберите только те числа, которые являются ответами примеров.
184-и 985-ы 1085-р 17-к 520-ч 76-в 864-и 921-н 88-е 706-м 107-л 844-о
III. Сообщение темы урока.
- Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называется раздел учебника, изучению которого мы посвятим сегодняшний и несколько последующих уроков.
76 88 107 184 520 864 921 985 В Е Л И Ч И Н Ы
- Какие величины встретились вам при решении домашней задачи? (Длина.)
- Какие ещё величины вы знаете? (Масса, время.) Слайд 7.
- Предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие (Приложение 2) по теме "Единицы длины". Слайд 9.
- Сколько лет исполняется нашему городу в 2012 году? (Белорецку 250 лет).
- Путешествовать мы будем на этом поезде. Он - скоростной, потому что за урок мы должны много узнать, сделать, запомнить. Итак, поехали!
IV. Устный счет. Фронтальная работа.1 ученик у доски.
1. Предлагаю провести "Географо-математическую минутку".
- Запишите в тетрадь многозначные числа, которые прозвучат:
а) Слайд 10. Республика Башкортостан расположена на рубеже Европы и Азии и занимает часть восточной окраины Восточно-Европейской равнины (Предуралье), горной полосы Южного Урала и возвышенно-равнинного Зауралья. Протяженность территории с севера на юг - 540 000 метров, с запада на восток - 420 000 метров. Замените данные числа суммой разрядных слагаемых.
б) Слайд 11. Мы проезжаем по берегу р. Белой - самой большой реки в Башкортостане. Её протяженность - 1 млн. 430 тыс. метров.
- Что показывает цифра 3 в записи числа? (Десятки тысяч)
в) Слайд 12. На востоке Башкирии высятся Уральские горы. Выше других поднялись горы Ямантау - 1640 метров и Иремель - 1586 метров.
- Назовите соседей числа 1640. (1639 и 1641)
- Определите сколько всего десятков, всего сотен в числе 1586. (В числе 158 десятков).
- Сравните эти числа. (1640 >1586)
2. Задание на развитие логического мышления. Слайд 13.
- Внимание! Поезд прибыл на станцию Смекалкино.
- Посмотрите на эти интересные значки. Какой будет следующий? (Приложение 2)
V. Актуализация знаний.
1. Слайды 14-19.
- Давайте вспомним, какие единицы длины вы уже знаете? Назовите их в порядке увеличения.( миллиметр, сантиметр, дециметр, метр)
- Сколько дециметров в 1 метре?
- Сколько сантиметров в 1 метре?
- Сколько миллиметров в 1 метре?
2. Станция Измерялкино.
Практическая работа в парах. С. 41, № 200 (1). Слайд 20.
Нам весело живется -
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?
- Сравните длину отрезков на глаз.
- Проверьте с помощью измерения.
- В каких единицах можно выразить длину отрезков? (см, мм)
- Запишите в виде неравенства получившиеся длины отрезков. (АВ < СД > МК, 30 мм < 80мм > 50мм, 3 см < 8 см > 5 см)
3. Самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой. Оценивание.
№ 201 (1, 2 столбики). Слайды 21, 22.
Физминутка для глаз.
Слайд 23.
VI. Работа над новым материалом. Фронтальная работа.
Слайд 24.
- Какие единицы длины удобно использовать при измерении ширины окна, длины карандаша, толщины спички?
Слайд 25.
- Удобно ли использовать эти единицы длины для измерения расстояний между населенными пунктами?
- Кто знает, какой единицей измеряются большие расстояния? (километр)
- Из каких двух частей образовалось это слово? (кило + метр)
Кило... (франц. kilo..., от греч. chilioi - тысяча), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1000 исходных единиц. Сокращённые обозначения: русское к, международное k. Приставка пишется слитно с наименованием исходной единицы.
- Как будем писать это слово сокращено? (километр - км)
- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)
Чтение параграфа в учебнике на стр. 40.
- Как называется новая единица измерения длины?
- Как она обозначается кратко?
- Сколько в 1 км метров?
VII. Закрепление новых знаний. Фронтальная работа.
- Сколько метров в 3 км? В 5 км? В 10 км? Слайд 26, 27.
- Какое расстояние отмечено на указателе ст. Смекалкино? (20 000 метров)
- Сколько это километров?
Подвижная физминутка.
- Мы приближаемся к ст. Задачкино. Слайд 29. Какое расстояние мы проехали?
(60 000 м = 60 км)
Решение задач с использованием единиц длины. № 203, с.41. Слайды 30 - 33.
- Как может двигаться транспорт? (друг за другом, навстречу, в разные стороны)
Чтение задачи вслух.
- Рассмотрите первый чертеж. Дополните его.
- Как движутся автобусы? (навстречу)
- Какой путь проехал первый? (160 м) Второй? (140 м)
- Какое расстояние между остановками? (1км) Сколько это метров? (1000 м)
- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что проехал первый автобус, второй автобус и оставшееся расстояние)
Решение задачи с объяснением. 1 ученик у доски. Оценивание.
- 160 + 140 = 300 (м) - проехали оба автобуса
- 1 км = 1000 м
- 1000 - 300 = 700 (м) - расстояние между автобусами
Ответ: 700 метров.
- Рассмотрите второй чертеж. Как движутся автобусы? (в разных направлениях)
- Расстояние, пройденное каждым автобусом изменилось? (нет)
- Расстояние между остановками изменилось? (нет)
- А между автобусами изменится? (да) Почему? (раньше автобусы ехали навстречу, а теперь - в разных направлениях) Как изменится расстояние между автобусами? (станет больше)
- Из каких отрезков состоит это расстояние?
Решение задачи в парах с последующей самопроверкой.
- Сравните решения задач. Чем похожи?
- Чем отличаются? Почему?
- Какую новую единицу длины использовали при решении задач?
- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)
VIII. Закрепление изученного.
Последняя остановка - ст. Вычисляйкино. Слайды 34 - 37.
1. Самостоятельная работа. С. 41, № 202 по выбору.
Проверка с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.
Ярд - расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Сажень - расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой.
Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего).
Слайд 38.
- Какое расстояние указано на ст. Вычисляйкино? (100 000 метров)
- Сколько километров нужно проехать, чтобы вернуться в Белорецк? (100 км)
Викторина с использованием таблицы мер длины. Слайд 39.
Какого роста была Дюймовочка? (2 см 5 мм)
Каков был рост человека, про которого говорят "от горшка два вершка"? (8 см 8 мм)
Когда морякам желают удачного плавания, им говорят "7 футов под килем". Сколько это метров? (2 м 13 см)
Слайд 39.
IX. Итог урока. Оценивание работы. Слайды 41, 42.
- С какой новой единицей длины познакомились?
- Сколько метров в 1 километре?
- Для чего используется эта единица длины?
X. Домашнее задание. Комментарий по выполнению домашней работы.
С. 41, № 200 (2), № 204, дополнительно: составить похожую задачу.
Литература.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс.