Задачи:
- Сформировать у детей представление об образовании облаков, познакомить с понятием " круговорот воды в природе".
- Уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи.
- Закрепить правила и ход игры "Ри-ко-ко", способствовать развитию быстроты реакции, координации, меткости, сплочению детского коллектива.
- Научить детей приемам высадки рассады цветов в грунт; воспитывать добросовестность, ответственность, чувство взаимопомощи.
- Упражнять (индивидуальная работа) в прыжках с продвижением вперед разным способом: прыжки на двух ногах, прыжки на одной ноге, прыжки со скрещенными ногами и т.д.; развивать координацию, выразительность движений.
- Расширение кругозора, обогащение чувственного опыта, формирование общеинтеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать).
Ход прогулки
Природоведческая минутка
- Давайте сегодня с вами будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными.
- Назовите сегодняшний день недели, число и месяц. (май)
- К какому времени года относится май? (к весне)
- Сколько у весны братьев-месяцев? Назовите их по порядку. (март, апрель, май)
- По народному календарю 27 мая - Сидор Огуречник. Считается, что на Сидора все холода заканчиваются.
- Вспомните, пожалуйста, народные приметы о мае.
-
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
- Май на порог весну приволок.
- Майская травка и голодного накормит.
- Бывает май - под кустом рай, а то такой май - коню сено дай, а сам на печь полезай.
- Майский мороз не выдавит слез.
Наблюдение природы
- Отгадав загадку, вы узнаете, за каким явлением природы мы будем с вами наблюдать.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
- Правильно, мы будем наблюдать за облаками.
- Что можно сказать про облака, какие они? (белые, пушистые, воздушные)
- Чем отличаются весенние облака от зимних? (облака не закрывают небо, как это было зимой, а держатся кучками)
- Почему про облака говорят, что они бегут,
летят, плывут? Какой силы ветер, если облака
плывут? А если бегут? Летят? Как сегодня движутся
облака? Они бегут или плывут?
В тихую погоду облака движутся медленно, а в
ветреную - быстро. Это ветер гонит облака.
- Рассмотрите облака, полюбуйтесь ими. А я прочитаю вам пока стихотворение:
Почему-то все считают, что коровы не летают.
Но вчера, даю Вам слово, в облаках плыла корова.
А за нею, по два в ряд, двадцать рыженьких телят.
Вы схватились за бока? Что ж, спросите у быка!
Он летел за ними следом вместе с кроликом соседом;
И рассказывал о том, как на днях летал с китом.
В. Лунин
- Путаница какая-то! Как вы понимаете, что в небе плывет корова с телятами или летает кролик? (ответы детей)
- Верно, облака не только плывут по небу, но и меняют форму. В детстве я любила лежать на поляне и смотреть, как плывут облака по небесному океану, постепенно приобретая все новые формы. Любила узнавать в этих формах знакомые силуэты животных и птиц.
- Представьте, что вы облака. Вы легкие, легки ваши руки, ваши ноги, вы невесомые. Облака поплыли по небу. Подул ветерок, и - облака превратились:(дети изображают движения плывущих облаков и замирают в позах)
- А теперь я попробую угадать, кто кого изображает.
- Кто знает, как образуются облака? (рассуждения детей)
- Если облака - пар, то откуда он берется? (рассуждения детей)
- Солнце превращает воду рек и озер в легкий пар. Он поднимается вверх и свободно гуляет по воздуху.
- Давайте мы возьмемся за руки, образуем круг - озеро. Мы - капельки воды. Сначала капельки дружат, крепко держатся друг за друга. (дети изображают) Пригрело солнышко. Капельки разогрелись, стали веселиться, играть. Они такие легкие, что стали подниматься над землей все выше и выше.
- Собрались капельки-пар вместе - получилось облако. Одно, второе, третье:(дети образуют несколько кружков) Летали облачка по воздуху. Им очень нравилось путешествовать.
- Как вы думаете, что они видели? (дети рассказывают)
- Налетел холодный ветер. Стало холодно. Пар снова стал превращаться в маленькие капельки. И облако наполнилось водой. Оно изменило цвет. Каким оно стало? Как теперь мы назовем это облако? (туча)
- Капельки становятся тяжелыми и падают на землю. Тогда на земле все люди говорят, что начался:(дети хором "дождик")
- Вот так путешествует капелька воды, а ее путешествие называется - круговорот воды в природе.
- Вам понравилось наблюдать за облаками? Всегда, когда вы захотите пофантазировать, расслабиться представляйте себя "небесным скульптором".
Подвижная игра "Ри-ко-ко!"
Начертить мелом на асфальте круг. Водящий - в центре. Он подбрасывает мяч и произносит слова:
Ри-ко-ко, ри-ко-ко!
Мяч взлетает высоко.
Раз, два, три, четыре, пять,
(имя) будет догонять!
После этого водящий высоко подбрасывает мяч, а дети разбегаются. Тот, чье имя было произнесено, становится водящим. Он должен поймать мяч и громко крикнуть: "Ри-ко-ко!". Это сигнал для всех играющих. Услышав его, они должны тут же остановиться. Водящий выбирает любого игрока. Мысленно просчитывает, сколько до него шагов (шаги могут быть гигантскими, маленькими, "зонтики"). Затем громко произносит, сколько и каких шагов до выбранного игрока. После этого водящий шагает до игрока и бросает в него мячом. Если мяч попал в игрока, он становится водящим. Если нет, то игра повторяется с тем же водящим.
Труд в природе
Разместить детей недалеко от места работы так, чтобы всем было видно. Рассмотреть с ними изображения растений, которые будут высаживаться. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>
Рис. 1 |
Рис. 2 |
- Кто знает, как называются цветы, которые мы будем высаживать сегодня? Нравятся? Чем?
- Немофила <Рисунок 1>: растение со стелющимися побегами, сплошь покрытыми нежными, небесно-голубыми цветками около3 см в диаметре с белой серединкой. Цветёт очень обильно, образуя красивый ковёр. Влаголюбиво, хорошо растёт в полутени. Цветёт с июня по сентябрь. Высота - 20 см.
- Гайлардия <Рисунок 2>: Яркие махровые соцветия. Прекрасно растут в вазонах. Очень неприхотлива, размещают на солнечном месте. Цветёт с июня по сентябрь. Высота- 30 см.
Показать само растение (рассаду).
- Как вы думаете, почему я выбрала для сочетания именно эти цветы?
- Для более эстетичного вида цветы необходимо подбирать по цветовой гамме, по высоте. (желтый с голубым хорошо сочетается по цвету, а в центре цветника посадим гайлардию, т. к. высота у неё больше)
- Для чего мы эти цветы сначала выращивали на окнах?
- Растения цветника и огорода, требующие много тепла, вначале выращивают из семян в теплице, парниках, на светлых окнах, а затем рассаду пересаживают на клумбы.
- А теперь, я вас познакомлю со способом высадки рассады в грунт.
Детей разместить напротив лунок, чтобы каждый мог видеть действия воспитателя. Предложить дежурным в готовые лунки налить воды.
- У нас есть лунки нужной глубины (все корешки должны разместиться), берём растение в левую руку и опустим в лунку, правой рукой расправляем корни, присыпаем их землёй до корневой шейки.
Два-три ребёнка проговаривают, как надо сажать рассаду. Во время посадки слежу за выполнением работы, помогаю тем, у кого возникают трудности.
- Молодцы! С заданием вы все справились хорошо. Все работали дружно, хорошо отнеслись к порученному делу.
- Когда растение приживётся, то на нём должны появиться свежие листочки. А чтобы оно не болело, мы должны помочь ему адаптироваться к новым условиям: вовремя поливать, рыхлить землю, пропалывать.
Игра-упражнение "Круг за кругом"
Начертить мелом на асфальте от 6 до 10 маленьких кружков (таких, чтобы в них можно было бы вставить двумя ногами свободно), расположенных по кругу. Игра состоит из нескольких туров. Каждый тур - один круг.
- пройти круг, перешагивая из кружка в кружок.
- проскакать круг на двух ногах, перепрыгивая из одного кружка в другой.
- проскакать круг на одной ножке.
- проскакать круг на одной ножке боком.
- проскакать круг, скрестив ноги.
- пробежать круг, наступая каждой ногой только в один кружок, высоко поднимая колени.
- пройти круг, наступая каждой ногой только в один кружок, двигаясь спиной вперед
Каждому даётся право только на одну попытку. Наступать на линию кружка нельзя. Если заступил, то этот тур игрок не прошёл.
Свободная деятельность детей
Предложить детям самим организовать свою деятельность, используя спортивный инвентарь, атрибуты к народным подвижным играм и др.