Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
образовательные: закрепить знания о
механизме образования данных звуков и различать
эти звуки изолированно, в слогах, словах и
предложениях.
Оборудование: зеркала, проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня в гости к нам пришли волчонок Ваня и ежонок Фаня (Слайд №1). Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем различать их любимые звуки и буквы. Сели, глазки видят, ушки слушают, мы сначала думаем, а потом говорим, отвечаем на поставленные вопросы.
III. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Ване и Фане, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!
1. "Улыбочка". (Слайды №2)
2. "Заборчик". (Слайды №3)
3. "Накажем непослушный язычок". (Слайды №4)
4. "Трубочка". (Слайды №5)
5. "Оближем губки". (Слайды №6)
6. "Почистим верхние зубки". (Слайды №7)
7. "Орешек". (Слайды №8)
8. "Загони мяч в ворота". (Слайды №9)
IV. Объявление темы
- Ребята, какой первый звук в имени волчонка Вани? (Звук [в].)
- Какой первый звук в имени ёжика Фани? (Звук [ф].)
- Догадались, какие мы сегодня звуки и буквы будем учиться различать? (Звуки [в] - [ф]. Буквы В в и Ф ф.) (Слайд №10)
V. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие). (Слайд №11).
- Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф].
- При произнесении звуков [в] и [ф] в каком положении находятся губы? (Нижняя губа касается передних верхних зубов, верхняя губа поднята.)
- Зубы сомкнуты или между ними есть щель? (Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки.)
- В каком положении при произнесении звуков [в] и [ф] находится язык? (Спинка языка поднимается к твёрдому нёбу.)
- Ребята, при произнесении звуков [в] и [ф] струя воздуха встречает преграду или нет? (Преграда воздуху есть: губки и зубки.)
- Молодцы, ребята! Вы правильно определили артикуляцию звуков [в], [ф].
VI. Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
- Звук [в] - звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой - потому что голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] - звонкий, а звук [ф] - глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] - не дрожат.)
VII. Автоматизация звуков [в] и [ф] в изолированном виде.
- Ребята, представьте, что вы в лесу. Повойте как волчонок Ваня: 5 раз коротко [в], а затем протяжно. Хорошо!
- А теперь аналогично профыркаем звук [ф], как ежонок Фаня.
VIII. Развитие фонематического слуха (игра "Поймай звук").
- Ваня и Фаня очень любят играть в игру "Поймай звук", давайте, и мы в неё поиграем! Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [в], и два раза - если услышишь звук [ф].
Звуки: [ф], [р], [с], [в], [н], [ч], [к], [ф], [ч], [в], [к], [в], [д], [н], [ф], [к], [ч].
Слоги: па - ка - ва - са - но - фо - ну - ву - ты - фы - во - фу.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
IX. Физминутка "Звериная зарядка".
- Ребята, давайте представим себя маленькими зверушками и выполним те движения, которые делают они.
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - начинает все сначала.
X. Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф. (Слайд №12)
- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой В.)
- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой Ф.)
- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.) Возьмите кисточки, намочите их в воде. Девочки, напишите мокрыми кисточками на доске букву В, а мальчики - букву Ф.
XI. Формирование навыков письма и чтения. (Слайд №13)
- Ребята, Ваня и Фаня очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.
а) На уровне слогов: (Слайд №14)
- Ребята, посмотрите, слоги перепутались, распределите их в два столбика.
Ва, фи, фра, вры, ове, уфи, ава, офо, вло, фля, ефе, офе.
После распределения слогов в два столбика на слайде дети записывают их в тетради по памяти.
б) На уровне слов:
- Ребята, Ваня и Фаня учатся в лесной школе. Помогите выполнить домашнее задание! Ване задали соединить предметные картинки со схемами слов. (Слайд №15)
- Ребята, а теперь помогите Фане! Прочитайте, напишите слова, вставьте пропущенные буквы: (Слайд №16)
коро-а, с-ёкла, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессия, кон-ерт, кон-ета,
не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик,
жира-ы, -онтан;
в) На уровне предложений:
- Прочитайте скороговорки. Запишите их по памяти. (Слайд №17)
Фаня в гостях у Вани,
У Вани в гостях Фаня.
Наш Филат не бывает виноват.
Не бывает виноват наш Филат.
XII. Итог
- Ребята, у Вани и Фани осталось не выполнено одно домашнее задание. Оно записано на карточках. Выполните его дома. Вставьте нужную букву В или Ф: (Слайд №18)
_а_ли, _е_раль, _ы_их, _ести_аль, _у_айка, _ы_еска, с_ойст_о,
_о_ремя, _ле_о, _ыли_ать, _альши_ый, _ое_ода, _ар_ор, _ере_очка,
по_орачи_ай, _тогра_ия, _одо_орот, _одоём, _доба_ок, _ехто_ание,
_еще_ой, _до_оль, _ещест_о, _ейер_ерк, ал_а_ит.
- Ребята, Ваня и Фаня благодарят вас за помощь! Молодцы! Чему вы научились на занятии? Что вы ещё сегодня узнали нового? (Слайд №19)