Урок математики в 5-м классе "Сравнение, вычитание и сложение обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Задачи урока:

  • образовательные: закрепление правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей, правило работы с координатным лучом; контроль и оценка знаний.
  • развивающие: развитие внимания, логики, правильности речи.
  • воспитательные: воспитание ответственности, самостоятельности, самоконтроля, взаимопомощи.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки).

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь, а вы любите путешествовать?

Любите загадки?

Молодцы, я думаю, что вы мне сегодня поможете на уроке.

Актуализация знаний.

Отгадайте загадку.

Она бывает барабанная или пальцами. А ещё она бывает охотничья (дробь).

А в математике существуют дроби? Какие дроби вы знаете? (ответы учащихся)

Ребята, какие операции с дробями вы уже умеете выполнять? (ответы учащихся)

Тема нашего урока: "Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей".

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие , но сначала помогите мне вернуть в текст слова. Запишите их в тетради. (1 ученик пишет слова на доске)

Математический диктант.

Каждый может за версту

Видеть дробную---------------- (черту).

Над чертой - ---------------------(числитель), знайте,

Под чертою -------------------------- (знаменатель.)

Дробь такую, непременно,

Надо звать - -------------------------(обыкновенной.)

(Проверить правило написания слов)

Запишите в виде дроби число (математический диктант)(у доски 1 ученик)

Три четвертых

Восемь пятых

Одиннадцать двадцатых

Двадцать три десятых

Семьдесят пятидесятых

(проверить ответы)

Математическая мозаика.

(Раздать мозаику каждому ученику) Перед вами мозаика она рассыпалась и если вы ее соберете , то узнаете на чем мы отправимся путешествовать.

Задание: Какая часть рисунка закрашена? Найдите часть картинки с ответом и положите на фигуру. Приложение 1.

Какие прекрасные корабли. Приложение 2.

Итак, мы отправляемся. Так как нас много, нам понадобится 2 корабля. Разбиваемся на 2 команды и отправляемся в путь. Но вот только куда плыть? Посмотрите, впереди нас дроби, если вы сумеете на каждой волне из двух дробей выбрать большую , то из букв, к которым те большие дроби привязаны, сложится слово. Для того чтобы выполнить это задание, вспомните правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Устная работа.

1. З- и

2. С- и

3. С- и

4. Л- и

5. А-8и - О

6. С- и

Ответ-(ОСТРОВ.)

Работа в тетрадях.

А как он называется? Здесь еще одно задание. Найдите и исправьте ошибки, если они есть.

+=1

- =

+=

-=

-=

+=

Какие правила использовали, чтобы решить примеры?

-Сколько всего примеров в целом задании?

-Какая часть примеров дана с ошибками?

-Какая часть примеров решена, верно?

1
й з и с н н а я

К правильным ответам подберите букву и прочтите название.(Остров Знаний.)

А вы знаете такой остров? (Ответы учеников).

Плывем дальше. А острова не видно. Сколько еще плыть? Надо эту задачу решить.

Задача:

До острова 240 км. Мы проплыли 7/12 всего пути. Осталось проплыть еще 5/12 всего пути. Какая часть пути больше, та которую проплыли или которую осталось проплыть? Сколько км. осталось проплыть?

-Выделите первый вопрос задачи. (Какая часть пути больше, та которую проплыли или которую осталось проплыть?)Что надо сделать? (Чтобы ответить на 1 вопрос , надо сравнить 5/12 и 7/12)

-Как ответить на второй вопрос? (чтобы найти часть числа, нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель).

Физ. минутка.

Ну-ка в сторону карандаши,
Ни тетрадей, ни ручек, ни мела.
Вы устали, ребята, сейчас отдохнём,
Чтобы дальше плыть нам смело.

Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с утверждением - руки вверх, если нет - вперёд).

3/4 - правильная дробь

9/12 - неправильная дробь

5/9>1

8/8<1

17/5>1

2/7>5/7

Работа в группах.

Отдохнули? Мало времени осталось, острова не видно, а давайте ребята направим корабли в разные стороны (задание по группам)карточки.

Отложите на координатном луче точки, выбрав нужный единичный отрезок.

С-

д-

а-

р-

И-

у-

Отложите на координатном луче точки, выбрав нужный единичный отрезок.

И-

М-

Д-

Е-

Р-

А-

Т-

Какие слова получились? Дайте определение радиуса и диаметра. Нарисуйте окружность диаметром 12 см.Как это сделать?.Нарисовали? Это и есть наш остров. Остров не зря так называется. Сейчас вы покажите ,что вы усвоили из пройденной темы.

На этом острове вас ждет еще одно задание.

Самостоятельная работа с самопроверкой. (карточка)

- -
+ +
++ -(+)
-  

Самопроверка по таблице

1
П А Я Т К Е л Р

Поставьте себе оценки

1) Если получилось слово "пятерка" - это ваша оценка.

2) Если одна ошибка - оценка "4".

3) Если две ошибки - оценка "3".

Рефлексия.

Кто оценил свою работу на "отлично"?

Кто оценил свою работу на "хорошо"?

Кто считает, что сегодня не его день и у него не было желания работать?

Подведение итогов

(Учитываются оценки за диктант, самостоятельную работу и участие в теоретической разминке)

А чтобы вернуться домой с острова, нужно будет выполнить домашнее задание. Информация о домашнем задании.

Надеюсь, что вы все благополучно преодолеете обратный путь.