Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Класс Млекопитающие".
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся по строению, поведению и многообразию млекопитающих.
- Научить обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: карточки задания; таблицы: "Отряд приматы", "Отряд парнокопытные", "Отряд рукокрылые", "Отряд непарнокопытные", "Отряд насекомоядные", "Отряд ластоногие", "Отряд китообразные", "Отряд хищные"; фотографии животных.
Технология урока: урок проводится в форме игры "Счастливый случай", класс делится на 4 команды, выбирается жюри из учащихся класса. Жюри заполняют протокол игры, подводят в конце итоги, определяют знатоков.
Ход урока
1. Гейм. Разминка (проводится в 2 этапа: а) учитель предлагает представителям команд выбрать конверт с набором фотографий, ученики должны назвать изображенное животное и отряд к которому оно относится, за правильный ответ присуждается 3 балла; б) на втором этапе необходимо разгадать загадку и назвать отряд, за правильный ответ присуждается 2 балла)
1. Горилла - Отряд Приматы, Лошадь - Отряд Непарнокопытные, Ехидна - Отряд Однопроходные.
2. Суслик - Отряд Грызуны, Бегемот - Отряд Парнокопытные Подотряд Нежвачные, Нетопырь лесной - Отряд Рукокрылые.
3. Кенгуру - Отряд Сумчатые, Еж - Отряд Насекомоядные, Лось - Отряд Парнокопытные Подотряд Жвачные.
4. Морж - Отряд Ластоногие, Лев - Отряд Хищники, Слон - Отряд Хоботные.
Загадки (учащиеся должны угадать животное и назвать отряд)
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж -Отряд Насекомоядные).
2. То рыжая, то серая, а названьем белая (Белка - Отряд Грызуны).
3. Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь - Отряд Хищники).
4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк - Отряд Хищники).
5. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. (Крот - Отряд Насекомоядные).
6. По горам , по долам ходит шуба и кафтан (Баран - Отряд Парнокопытные).
7. Пятак есть, а ничего не купит (Свинья - Отряд Парнокопытные).
8. Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (Лошадь - Отряд Непарнокопытные).
2. Гейм. Круг знаний (учащиеся вытаскивают карточки задания, и после 20 секунд обсуждения отвечают на вопрос, за правильный ответ присуждается 5 баллов).
Строение
- Почему собаки часто бегают с высунутым языком? (Происходит охлаждение организма.)
- Какую роль для зверей играет волосяной покров? (Защита от ушибов и охлаждения.)
- Почему нет шерсти у китов и моржей? (Слой жира заменяет им шерсть.)
- Почему киты, чтобы закрыть рот переворачиваются на бок? (У них плохо развиты жевательные мышцы.)
- Что общего между волосами, рогами и копытами? ( Это производные рогового вещества.)
2. Образ жизни
- Почему кошка ходит бесшумно? (У нее втяжные когти.)
- Как корова ест траву: кусает или обрывает? (Обрывает, так как на верхней челюсти у нее вместо зубов мозолистое утолщение.)
- Как ведет себя табун лошадей при нападении волчьей стаи? (Лошади встают в круг, в центр помещаются жеребята и самки.)
- Почему свиней рекомендуют выгонять на вспаханное поле? (Чтобы рыхлили землю и очищали от личинок, жуков и сорняков.)
- Какие млекопитающие питаются кровью человека и животных? (Летучие мыши -вампиры.)
Экологические группы
- Какие млекопитающие постоянно обитают в воде или не могут без нее обходиться? (Китообразные, Ластоногие, Грызуны (норка, выдра, ондатра), Насекомоядные (выхухоль))
- Назовите животных ведущих подземный образ жизни? (Крот, слепыш, землеройка.)
- Какие млекопитающие хорошо летают и совершают планирующие прыжки? (Летучие мыши, летучие собаки, белки летяги, лемуры.)
- К какой экологической группе вы бы отнесли приматов? (Древолазы.)
- К какой экологической группе вы бы отнесли лисицу, волка, куницу? (Звери леса.)
Систематика
- Почему белку и кролика не объединили в один отряд? (У кролика на верхней челюсти расположены 2 ряда зубов.)
- В названии каких 2 отрядов есть слово "первые"? (Первозвери - первые, примитивные млекопитающие; Приматы - первые высокоорганизованные.)
- Чем питание кабана отличается от питания лося? (Кабан нежвачное парнокопытное животное, у него однокамерный желудок; Лось жвачное парнокопытное животное, имеет многокамерный желудок и питается грубой растительной пищей.)
- Из перечисленных животных выберите представителей одного отряда: белка, кролик, морская свинка, медведь, бобр, крыса, дикобраз? (Отряд Грызуны: белка, морская свинка, бобр, крыса, дикобраз?
Значение млекопитающих
- Что получают из шкур и шерсти ангорских коз? (Мех, ковры; из кожи - сафьян и замшу.)
- Чем полезно козье молоко? (Большой процент жира, богато кальцием и сахаром, рекомендуют больным туберкулезом.)
- Каково значение млекопитающих для природы? (Опыление и распространение растений, рыхление почвы, удобрение, санитары планеты.)
- Каково значение млекопитающих для человека? (Лабораторные объекты, помощники в труде и спорте, декоративное, пища, мех, одежда, лекарственное).
3. Гейм Темная лошадка (учащиеся готовят команде соперников описание животного, представители соперников должны угадать о каком животном идет речь).
"В природных условиях это животное обитает в степной и полупустынной зонах Западной Сибири и Средней Азии. Но в последнее время их любят разводить в живых уголках. Это животное подкупает удивительно милым обликом пушистого, добродушного зверька, почти бесхвостого увальня. Летом они сероватую с темной полоской вдоль хребта окраску. Зимой они становятся почти белыми с серебристо - серым хребтом. Они обладают манерой набивать защечные мешки кормом" (Джунгарский Хомячок)
"Этих животных ранее держали для охоты на кроликов, которых они должны были выгонять из нор под выстрелы или в сети. Сейчас их разводят дома и как лабораторных животных. Основное неудобство комнатного содержания этих интересных животных- их склонность пускать в ход "ароматы" своих пахучих желез при испуге, злобе или в возбужденном состоянии" (Хорек).
4. Гейм. Гонка за лидером (в течение 2 минут необходимо ответить на большее число вопросов, каждый ответ оценивается 1 баллом).
- Молодые оленьи рога? (Панды).
- Главный признак млекопитающих? (Млечные железы).
- Какие зубы у насекомоядных? (Одинаковые).
- Процесс внутриутробного развития млекопитающих? (Беременность).
- Выбросы земли из подземных нор крота? (Кротовины).
- Охраняемая в Ленинградской области летучая мышь? (Нетопырь лесной).
- Целебный напиток из кобыльего молока? (Кумыс).
- Детеныш тюленей? (Белек).
- Ископаемые предки млекопитающих? (Зверозубые ящеры).
- Калмыцкая горбатая антилопа? (Сайгак).
- Другое название беззубых китов? (Усатые).
- Человекообразные обезьяны? (Шимпанзе, горилла, орангутан).
- Мускусный бык? (Овцебык).
- Почему резцы грызунов постоянно растут? (У них нет корней).
- Черный барс? (Пума).
- Чем лев отличается от львицы? (Гривой).
- Самый многочисленный отряд млекопитающих? (Грызуны).
- Группа волков? (Стая).
- Домашнее зайцеобразное? (Кролик).
- Мускусная крыса? (Ондатра).
- Самое крупное млекопитающее? (Синий кит).
- Лошадь, названная фамилией ученого? (Пржевальского).
- Как иначе назвать бегемота? (Гиппопотам).
- Сколько шейных позвонков у жирафа? (7).
- Самый высокоорганизованный отряд млекопитающих? (Приматы).
- Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом? (Ультразвук).
- Мыши, питающиеся кровью животных? (Вампиры).
- Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий чешуйки? (Крыса).
- Как ориентируются в пространстве летучие мыши? (Эхолокация).
- У кого длиннее кишечник у овцы или собаки? (У овцы).
- На каком пальце ходят лошади? (На 3).
- У хищных- когти, а у приматов? (Ногти).
- Нежвачное дикое парнокопытное, имеющее клыки? (Кабан).
- Единственный дикий вид непарнокопытных в России? (Кулан).
- Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости? (Диафрагма).
- Переведите слово приматы? (Первые).
- Самый высокоорганизованный в отряде примат? (Человек).
- Самый маленький кенгуру? (Тушканчик).
- Самый крупный хищник ? (Белый медведь).
- Самый маленький хищник? (Ласка).
- Игольчатый грызун? (Дикобраз).
- Каких зубов нет у грызунов? (Клыков).
- Строит ли убежище летучая мышь? (Нет).
- Дикая полосатая лошадь? (Зебра).
- Сыр из овечьего молока? (Брынза).
- Родоначальник пород домашних овец? (Муфлон).
- Родоначальник пород лошадей? (Тарпан).
- Сумчатый медведь? (Коала).
- Самое скоростное млекопитающее? (Гепард).
- Ластоногое животное с длинными клыками? (Морж).
- Чем самец оленей отличается от самки? (Рогами).
- Вымершее млекопитающее из отряда хоботных? (Мамонт).
- Самый крупный грызун? (Водосвинка).
- Лесной плотник? (Бобр).
- Чем покрыто тело зверей? (Шерстью).
- Кто на голове лес носит? (Олень).
- Какие железы есть только у млекопитающих? (Млечные).
- Что помогает лосю перемещаться по болотам? (Широкие копыта).
Подведение итогов. (Награждение победителей, выставление оценок.)
Литература:
- Гусев В.Г. Животные у нас дома. Москва "Экология", 1992 г.- 366 с.
- Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1996 г.- 224 с.
- Нестеров В.В. Зоовикторина. С. Петербург "Лань", 1997 г.-160 с.