Обучение грамоте. Урок чтения "Звуки [з], [з']. Буквы З, з"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить детей со звонкими звуками [з], [з']. Учить дифференцировать эти звуки по твёрдости-мягкости. Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов.
  • Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (Рома-роза) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем.
  • Воспитывать культуру учебного труда.

Формирование УУД:

  • Личностные: обсуждение текста "Затеи Деда Мороза".
  • Поиск и выделение нужной информации. Работа с текстом и предложениями. Чтение и перечитывание текста "Затеи Деда Мороза" с целью найти нужные строчки. [1], с.55. Чтение нужных слов (работа на цветном фоне - розовом, голубом . [1], с. 54.
  • Универсальные логические действия. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей слов "зонт", "зёрна" с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование понятия "буква - знак для звука" через анализ двухъярусных моделей слов "узор", "изюм", "змей". [1], с.53; "смыслоразличительная роль звука" - через анализ пар слов на розовом и голубом фоне. [1], с.54.
  • Установление причинно-следственных связей между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство для обозначения имён (текст, насыщенный именами). [1], с.54.

Пропедевтика: Подбор к словам-названиям признаков [1], с. 54: "озёрный", "зимний"; с. 55: "зернистая", "изюмный", "змеиный") подходящих по смыслу слов-названий предметов (словосочетание).

Повторение материала: Чтение слогов с твёрдыми и мягкими сонорными звуками: [р, л, м, н] и парными по признаку звонкости-глухости[д], [д'] - [т], [т'].

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: Анализ одно- и двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв З, з; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем, заключённых в тексте; поиск нужных слов и сравнение их лексических значений.

Учебные пособия для ученика: Учебник по обучению грамоте "Азбука" Агарковой Н.Г., Агаркова Ю. А., графические модели слов (одно- и двухъярусные), звуковые фишки для обозначения звуков [з], [з'], шаблоны печатных букв, зеркальца.

Имена (фамилии) детей, которых мы планируем спросить на уроке с целью развития речи:

 Вводная часть урока: Дети открывают разворот учебника: [1], с. 52 - 53, просматривают условные обозначения на странице и рассказывают, чем мы будем заниматься на уроке, то есть составляют план урока. Учитель просит заполнить оценочные таблицы: на каждом этапе урока.

Ход урока

1. Постановка темы и цели урока

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Поставьте пальчик в левый верхний угол страницы. С какими звуками мы сегодня будем работать? Это согласные звуки, или ртосмыкатели. Они оба звонкие, один твёрдый, другой - мягкий. Самоопределение

2. Сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Назовите предмет, изображённый на рисунке слева.

Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

Назовите только первый звук.

Назовите предмет, изображённый на рисунке справа.

Прочитайте звуковую модель слова "зёрна", называя каждый звук.

Назовите только первый звук.

Опять поставьте пальчик в левый верхний угол страницы. Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня работаем?

Назовите эти звуки.

Проверьте, это действительно ртосмыкатели?

 

 

 

Проверьте, действительно ли они звонкие?

 

 

 

Произнесите теперь оба звука. Чем они отличаются?

Дети называют: "зонт".

 

Дети читают звуковую модель слова "зонт", называя каждый звук: [з], [о], [н], [т].

Акцентированно произносят первый звук [з].

Дети называют: "зёрна".

 

Дети читают звуковую модель слова "зёрна", называя каждый звук: [з'], [о], [р], [н], [а].

Акцентированно произносят первый звук [з'].

Это согласные звуки, или ртосмыкатели. Они оба звонкие, один твёрдый, другой - мягкий.

 

Дети называют: "[з], [з']".

Дети произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов. Делают вывод: "Да, эти звуки - ртосмыкатели".

Приём: дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звуки [з], [з']. Вывод: "Да, звуки [з], [з'] - звонкие, потому что в горле слышим звон".

Дети произносят: "[з], [з']". Вывод: "[з] - твёрдый, а [з'] - мягкий.

Универсальные логические действия. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей слов "зонт", "зёрна" с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

3. Конструирование буквы "З", "з" - большой и малой

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Для того, чтобы на письме обозначать звуки [з], [з'], есть буква З, з - большая и малая. Рассмотрите эту букву в учебнике. [1], с.53. Найдите её в Алфавите. [1], с.127, покажите её соседу по парте.

Что обозначает марка "Конверт"?

Возьмите шаблоны печатных букв и сконструируйте букву З, з - большую и малую. Покажите соседу по парте.

Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите. [1], с. 127, показывают соседу по парте.

 

 

Дети говорят: "Конструирование буквы".

Дети из полуовалов составляют большую и малую буквы З, з.

Делают отметку в оценочную таблицу.

Коммуникативные УУД: работа в парах.

Поиск информации в книге (в учебнике).

 

 

 

 

Простейший логический анализ: конструирование буквы.

4. Знакомство с обозначением этих звуков с помощью строчной (малой) буквы "з" в квадратных скобках

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Справа от буквы: [1], с.53 - даны обозначения звуков. Найдите, поставьте пальчики. Попробуйте объяснить, как мы будем обозначать звуки после знакомства с буквой. Дети объясняют: "Теперь звуки мы будем обозначать с помощью строчной (малой) буквы "з" в квадратных скобках. Самоопределение: способ обозначения звуков после знакомства с буквой.

5. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели, чтение по слогам и орфоэпически

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Рассмотрите рисунки ниже буквы З, з. [1], с.53.

Назовите, что изображено на первом рисунке слева.

Назовите каждый звук, каждую букву.

Прочитайте слово. Сравните, сколько в нём звуков? А букв? Сколько слогов? Почему?

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Назовите ударный гласный, слог, безударный гласный, слог. (Аналогичная работа - с моделями слов "изюм", "змей").

 

Дети называют: "узор".

Называют все звуки: "[у], [з], [о], [р], затем буквы: "у", "з", "о", "р". Сравнивают их. Читают слово целиком, определяют место ударения. Приём: позвать (узооор!).

Универсальные логические действия. Подведение под понятие. Формирование понятия "буква - знак для звука" посредством сопоставления разных обозначений звуков в двухъярусных моделях слов.

6. Чтение слогов по заданным схемам

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Прочитайте слоги соседу по парте. Пусть первым читает тот, кто сидит ближе к окну. [1], с. 53, внизу).

 

Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего - мягко?

Дети читают слоги: обратные (аз, оз, уз, эз, ыз, из), открытые с твёрдым согласным звуком (за, зо, зы, зу, зэ), открытые с мягким согласным звуком (зя, зе, зю, зи, зё).

Дети отвечают: "Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [з]. А если я, е, ю, и, ё, то - мягкий [з']". Делают отметку в оценочную таблицу.

Универсальные логические действия. Обнаружение особенностей букв я, ё, и, ю, е: использование букв для обозначения мягкости предшествующего согласного.

7. Чтение слогов и слов в столбике

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Прочитайте столбики слогов и слов соседу по парте. [1], с. 54, 55 (вверху).

 

Как вы понимаете значение слова "заря"? Вам поможет рисунок. Расскажите, что вы видите.

К словам - названиям признаков подберите подходящие по смыслу слова - названия предметов.

Дети читают столбик слогов и слов в парах, применяя приёмы: а) слогового чтения; б) орфоэпического чтения, то есть целиком с ударением.

Дети рассказывают, что заря - это раннее утро, когда всходит солнце. Летом в это время поют птицы.

Дети называют составленные словосочетания, например: "озёрный карась", "зимний день", "зернистая икра", "изюмный компот", "змеиный яд". Делают отметку в оценочную таблицу.

Коммуникативные.

8. Чтение текста без названия, насыщенного именами

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Прочитайте текст соседу по парте. Сколько в нём предложений?

Мы знаем, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. Получается, что должно быть всего два слова с большой буквы. Почему же так много слов в этом тексте с большой буквы?

Рассмотрите рисунок к тексту. Найдите предложение из текста к этому рисунку и прочитайте его.

Дети говорят, что два предложения.

Дети отвечают, что все слова в тексте, напечатанные с большой буквы, - это имена людей, мужские и женские.

 

 

Дети находят предложение и зачитывают его классу: "Зинаида и Елизар едут домой". Делают отметку в оценочную таблицу.

Установление причинно-следственных связей между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство для обозначения имён.

Поиск и выделение нужной информации. Работа с текстом и предложениями. Чтение и перечитывание текста. [1], с. 54 с целью найти нужное предложение.

9. Чтение слов под маркой "Волшебная палочка"

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Прочитайте пары слов под маркой "Волшебная палочка" соседу по парте. [1], с. 54. Сравните их по написанию (звучанию). Изменяется ли при этом значение слова? Дети читают слова, сравнивают, делают вывод: "В русском языке звук (буква) могут изменять значение слова. Образуется новое слово". Делают отметку в оценочную таблицу. Поиск и выделение необходимой информации: работа над значениями слов.

10. Чтение текста "Затеи Деда Мороза"

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Прочитайте текст "Затеи Деда Мороза" соседу по парте. [1], с.55.

 

 

Сколько предложений в тексте?

Прочитайте (цепочкой) первое предложение, второе, третье, четвёртое и так далее.

Как вы думаете, какова главная мысль текста?

 

 

 

 

Найдите в тексте предложения, в которых заключена главная мысль, и прочитайте их.

Рассмотрите рисунок к тексту. Скажите, каких детей Мороз не заморозит?

Дети читают текст в парах, договорившись, что те, кто сидит ближе к окну, начнут читать первое предложение, а остальные - второе и так далее.

Дети перечитывают текст (в нём восемь предложений).

 

 

Проговаривают своими словами: "Дети рады Морозу, а вот птичкам и животным, особенно их малышам, трудно приходится, потому что зимой голодно".

Находят главную мысль в 4, 5, 6 предложениях и зачитывают их.

Дети: "Мороз не заморозит тех детей, которые его не боятся, часто играют на свежем воздухе, катаются на лыжах". Делают отметку в оценочную таблицу.

Коммуникативные.

Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с целью поиска нужных строчек.

Смыслообразование: проблема чуткого отношения к живой природе (здесь - к диким животным), а также проблема здоровьесбережения.

11. Работа с загадкой

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
[1], с. 55, внизу, марка "Вопросительный знак". Что обозначает эта марка?

Прочитайте загадку соседу по парте и подумайте, какая же здесь отгадка. Почему вы так думаете?

Дети: "Загадка".

 

Дети читают загадку в парах и отвечают: "Это ёлка, потому что она зелёная и зимой, и летом". Делают отметку в оценочную таблицу.

Коммуникативные.

Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с целью поиска нужных строчек.

11. Итоги урока

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают о трудностях, учатся публично проговаривать вопросы. Например: "Почему в тексте "Затеи Деда Мороза" дятел мёрзнет, утята и телята мёрзнут, а дети рады морозу? Или: "Что такое "дрезина"? Дети могут поискать ответы дома в Интернете или в словаре с помощью родителей.

Задание, в котором допущена ошибка Знак ошибки: +, - Проверил(а)
Я сам(а) Сосед(ка)
1. Конструирование буквы З, з      
2. Чтение слогов по заданным схемам      
3. Чтение слогов и слов в столбике      
4. Чтение текста без названия, насыщенного именами      
4. Чтение слов под маркой "Волшебная палочка"      
5. Чтение текста "Затеи Деда Мороза"      

Список литературы.

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник.
  2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
  3. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.