Урок русского языка "Что такое обращение"

Разделы: Начальная школа


Цель: изучение понятия и отработка навыков применения "обращения".

Задачи:

  • познакомить с понятием "обращение", научить правильно интонировать и оформлять предложения с обращениями;
  • развивать речь и орфографическую зоркость;
  • воспитывать культуру общения и вежливое обращение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Актуализация знаний.

- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. При этом, в разговоре, они часто обращаются друг к другу. И поэтому, сегодня на уроке мы поговорим об обращении. Узнаем, что такое обращение, научимся выделять обращение в письменной речи, будем заниматься развитием орфографической зоркости и речи, чтобы наша речь была грамотной, правильной.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- В схеме предложения, обращение обозначается буквой О, написание которой мы сейчас отработаем на минутке чистописания.

III. Минутка чистописания.

оОо

ооо

- Какие имена знаете на букву О? (Оксана, Ольга, Олег, Олеся, Остап)

- Запишем имена через запятую.

- Как пишутся имена? (комментированное письмо)

IV. Изложение нового материала.

- Давайте представим, что Ольга, Оксана, Олег, Олеся, Остап - это имена ваших друзей. Обратитесь к ним с какой-нибудь просьбой или вопросом. (Олег, пойдем гулять. Олеся, ты сделала уроки?)

- Хорошо, это ваши друзья. А как вы обратитесь ко взрослому человеку? (по имени и отчеству)

- Как вы обратитесь ко мне? (Марина Александровна)

- А как обратитесь к директору школы? (Виктор Владимирович)

- А как бы вы обратились к президенту, если бы встретили его? (Дмитрий Анатольевич)

- Давайте запишем.

- Внимательно посмотрите, как пишутся отчества. От каких имён они образованы? (Пишутся с заглавной буквы. Отчество образуется от имени отца.)

- О чём нужно помнить, записывая слова? (Имена и отчества пишутся с заглавной буквы.)

- Теперь обратитесь к этим людям или задайте им вопрос. (Дмитрий Анатольевич, разрешите спросить?)

- Так как выдумаете, что такое обращение? Для чего оно необходимо? (Это имена и отчества, которые нужны, чтобы один человек мог обратиться к другому.)

- Правильно. Но вот только ли именами и отчествами может быть выражено обращение?

- Давайте прочитаем предложения. (Не губи меня, девица! Смилуйся, государыня рыбка! Здравствуй, красная девица! Что, Соколко, что с тобою?) - Назовите обращения. (Девица, государыня рыбка, красная девица, Соколко)

- Как догадались, что это обращение?

- Как я выделяла их при чтении? (интонацией и паузой)

- Совершенно верно, обращению присуща особая звательная интонация - произнесение слова с более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки потянись,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

- Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками? (Бабушка, мама, дорогой, любимый)

- Запишем в тетрадь.

- Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям? (молодой человек, товарищ милиционер)

- Запишем в тетрадь.

- Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво будет говорить "Гражданин или мужчина, можно войти?" В таких случаях, лучше начинать разговор с вежливых слов. Например, "Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу".

- Давайте запишем несколько вежливых слов. (Будьте добры, прошу прощения)

- Итак, что такое обращение?

- Как выделяется обращение в устной речи? (паузой и интонацией)

- Подумайте, а как выделяется обращение в письменной речи? Давайте понаблюдаем.

Работа с учебником.

- В учебнике на с.55. прочитайте предложения.

- Какое предложение здесь "лишнее"? Почему? (в последнем предложении нет обращения)

- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится одна запятая, а в каком - обращение с двух сторон выделяется запятыми? (Если обращение находится в начале предложения, то запятая ставиться после него. Если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним. Если обращение находится в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.)

- Итак, как выделяется обращение в письменной речи? (запятыми)

- Прочитайте предложения с нужной интонацией, выделяя обращение.

- Как выделяется обращение на письме, в зависимости от его положения в предложении?

V. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь, с.30.

- Прочитайте стихотворение.

- Найдите и назовите обращения. Подчеркните их.

- Правильно расставьте знаки препинания.

- Что необходимо помнить?

- Проверяем. (Один ученик работает за доской, где записан текст с обращениями.)

- Кто выполнил без ошибок?

- Какие ошибки были допущены?

VI. Итог урока.

- Ребята, что вы можете мне рассказать об обращении? (Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, ко взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека - вежливыми словами, к родственникам - ласковыми словами.)

- Как выделяется обращение в письменной речи? (Интонацией и паузой)

- А в письменной речи? (запятыми)

- Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более ко взрослым вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили.

VII. Домашнее задание.

- Учебник с.54, выучить правило, выполнить упражнение 61.