Цель: изучение понятия и отработка навыков применения "обращения".
Задачи:
- познакомить с понятием "обращение", научить правильно интонировать и оформлять предложения с обращениями;
- развивать речь и орфографическую зоркость;
- воспитывать культуру общения и вежливое обращение.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Актуализация знаний.
- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. При этом, в разговоре, они часто обращаются друг к другу. И поэтому, сегодня на уроке мы поговорим об обращении. Узнаем, что такое обращение, научимся выделять обращение в письменной речи, будем заниматься развитием орфографической зоркости и речи, чтобы наша речь была грамотной, правильной.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- В схеме предложения, обращение обозначается буквой О, написание которой мы сейчас отработаем на минутке чистописания.
III. Минутка чистописания.
оОо
ооо
- Какие имена знаете на букву О? (Оксана, Ольга, Олег, Олеся, Остап)
- Запишем имена через запятую.
- Как пишутся имена? (комментированное письмо)
IV. Изложение нового материала.
- Давайте представим, что Ольга, Оксана, Олег, Олеся, Остап - это имена ваших друзей. Обратитесь к ним с какой-нибудь просьбой или вопросом. (Олег, пойдем гулять. Олеся, ты сделала уроки?)
- Хорошо, это ваши друзья. А как вы обратитесь ко взрослому человеку? (по имени и отчеству)
- Как вы обратитесь ко мне? (Марина Александровна)
- А как обратитесь к директору школы? (Виктор Владимирович)
- А как бы вы обратились к президенту, если бы встретили его? (Дмитрий Анатольевич)
- Давайте запишем.
- Внимательно посмотрите, как пишутся отчества. От каких имён они образованы? (Пишутся с заглавной буквы. Отчество образуется от имени отца.)
- О чём нужно помнить, записывая слова? (Имена и отчества пишутся с заглавной буквы.)
- Теперь обратитесь к этим людям или задайте им вопрос. (Дмитрий Анатольевич, разрешите спросить?)
- Так как выдумаете, что такое обращение? Для чего оно необходимо? (Это имена и отчества, которые нужны, чтобы один человек мог обратиться к другому.)
- Правильно. Но вот только ли именами и отчествами может быть выражено обращение?
- Давайте прочитаем предложения. (Не губи меня, девица! Смилуйся, государыня рыбка! Здравствуй, красная девица! Что, Соколко, что с тобою?) - Назовите обращения. (Девица, государыня рыбка, красная девица, Соколко)
- Как догадались, что это обращение?
- Как я выделяла их при чтении? (интонацией и паузой)
- Совершенно верно, обращению присуща особая звательная интонация - произнесение слова с более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой.
Физкультминутка.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки потянись,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками? (Бабушка, мама, дорогой, любимый)
- Запишем в тетрадь.
- Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям? (молодой человек, товарищ милиционер)
- Запишем в тетрадь.
- Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво будет говорить "Гражданин или мужчина, можно войти?" В таких случаях, лучше начинать разговор с вежливых слов. Например, "Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу".
- Давайте запишем несколько вежливых слов. (Будьте добры, прошу прощения)
- Итак, что такое обращение?
- Как выделяется обращение в устной речи? (паузой и интонацией)
- Подумайте, а как выделяется обращение в письменной речи? Давайте понаблюдаем.
Работа с учебником.
- В учебнике на с.55. прочитайте предложения.
- Какое предложение здесь "лишнее"? Почему? (в последнем предложении нет обращения)
- Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится одна запятая, а в каком - обращение с двух сторон выделяется запятыми? (Если обращение находится в начале предложения, то запятая ставиться после него. Если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним. Если обращение находится в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.)
- Итак, как выделяется обращение в письменной речи? (запятыми)
- Прочитайте предложения с нужной интонацией, выделяя обращение.
- Как выделяется обращение на письме, в зависимости от его положения в предложении?
V. Закрепление.
Самостоятельная работа.
Рабочая тетрадь, с.30.
- Прочитайте стихотворение.
- Найдите и назовите обращения. Подчеркните их.
- Правильно расставьте знаки препинания.
- Что необходимо помнить?
- Проверяем. (Один ученик работает за доской, где записан текст с обращениями.)
- Кто выполнил без ошибок?
- Какие ошибки были допущены?
VI. Итог урока.
- Ребята, что вы можете мне рассказать об обращении? (Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, ко взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека - вежливыми словами, к родственникам - ласковыми словами.)
- Как выделяется обращение в письменной речи? (Интонацией и паузой)
- А в письменной речи? (запятыми)
- Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более ко взрослым вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили.
VII. Домашнее задание.
- Учебник с.54, выучить правило, выполнить упражнение 61.