Цели:
- Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
- Учить анализировать художественный текст.
- Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: конверты с иллюстрациями, клей, листы формата А 3.
Содержание урока:
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I. Организационный момент. Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке. II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока). 1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение. Учитель выразительно читает стихотворение.
- Почему зимнее время года называют волшебным? Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме. - Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения. III. Актуализация знаний. - Что было задано на дом? - Какие картинки нарисовал нам И. Соколов- Микитов? На доске картинный план. IV. Знакомство с новым произведением. 2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг. - Познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме. - Прочитайте названия книг. - О чём пишет Э. Шим? - Э. Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает. - Хотите прочитать такое произведение? - Тогда слушайте! - Э. Шим "Всем вам крышка!" 3 слайд: фамилия автора и название произведения. - Вот так название! - Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"? Словарная работа. - В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно. Значение этих слов сначала не дано, оно появляется после того, как учащиеся сами объясняют его. -Объясните значение этих слов. V. Постановка проблемы. Учитель читает самое начало: "Шёл Морозко первый раз по лесу:" -Ребята, кто такой Морозко? -В каких произведениях встречается? -Каким он обычно бывает в сказках? -Слушайте дальше. Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился". -Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый. -А здесь он какой? -Да ещё обещает: "Всем вам крышка!". - А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко? - А что ещё можно предположить? -На какой вопрос нам надо найти ответ? 5 слайд: проблемный вопрос Кому Морозко грозит? VI. Проверка гипотезы. -Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос? 6 слайд: Кому Морозко грозит? План. Читать. Наблюдать. Рассуждать. Вывод. - План наших действий наметили? Смысловое (аналитическое) чтение текста. -Откройте учебники на стр.123. -Прочитайте ещё раз автора и название. -Вы, помните, почему Морозко рассердился? -Найдите ответ в тексте. - С этого всё и началось. Ставится карточка с названием части сюжета. - Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать? - Для чего? На 6 слайде появляются замороженные лужицы. -Дочитайте 1 часть до конца и узнаете, какое необычное происшествие случилось. -Что же произошло? - Как поступил Морозко? -Каким вам представляется вам Морозко? -Хотите узнать, что ещё сделал Морозко? -Понравились ли вам поступки Морозко? Дополняется схема. -Так развивалось действие сюжета. Учитель читает самое начало 3 главы: "Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает. -Я один тут властелин! - Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов? Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались." Схема дополняется. - Кто из вас был прав? -Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям? -Давайте проверим ваши версии. -Чем всё закончилось? VII. Выражение решения. - Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос? - На кого же рассердился Морозко? - А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?" - Так ли неправильно поступил Морозко? - Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим? - Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму. - В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом. - Так какая же тема урока была сегодня? - К какому жанру относится это произведение? - На сколько частей разделена сказка? - А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки. VIII. Реализация продукта. - Какая группа справилась с заданием? - Почему им это удалось? - Интересно было читать такое произведение? - Хотите услышать его ещё раз? Повторное выразительное чтение учителем. IX. Рефлексия. - Выполнили ли мы план наших действий? - Сумели ли проследить за развитием сюжета? - Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вам понравилась сказка и наш урок, то на переменке можно взять себе на память снежинку. X. Дом. задание. Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану. |
Учащиеся приветствуют гостей и
занимают рабочие места.
Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.
- И. Соколов-Микитов "Зима в лесу". Пересказ по плану. Учащиеся формулируют 3 пункта плана: План. Зайцы-беляки. Охотник и следы. Медведь-лежебока. Пересказывают по плану.
Дети читают названия книг на слайде. - Э. Шим пишет о природе.
- Кого-то накажут, всем вам конец.
Ответы учащихся.
-Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз. - В сказочных. - Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:
-Злой, сердитый.
- Птицам, рыбам, животным, людям, весне, насекомым. - Кому грозит Морозко? -Должны сначала прочитать. - Читая, будем наблюдать. - Обязательно порассуждаем. - В конце сделаем вывод.
-Наметили.
Готовятся к чтению произведения. Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают.
Читают вслух 3 абзац (3 предложения) - Пошёл воду запечатывать.
Самостоятельно читают про себя. - Морозко заморозил всех обитателей лужицы. Перечитывают эту часть главы вслух. -Плохо, безжалостно, жестоко. - Злой, сердитый, жестокий, безжалостный. -Хотим. Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро. Ответы учащихся. Высказывают своё мнение. Дочитывают текст до конца. -Все остались живы и ждут прихода весны. -Нашли. - На обитателей водоёмов: насекомые, земноводные, рыбы. - Все жители водоёмов замёрзли бы.
Ответы детей.
-Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители. - Э Шим "Всем вам крышка". - К сказкам. - На 3 части. Работа в группах. Учащиеся в группе создают картинный план. С помощью клея на листе А3 собираются разрезанные части 3 глав. Полученные работы вывешиваются на доску. - Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте.
Ответы детей.
|