Урок литературного чтения Э.Шим "Всем вам крышка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с произведением Э. Шима о зимних явлениях в природе.
  • Учить анализировать художественный текст.
  • Расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска, проектор (презентация), учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л. А. Ефросинина, раздаточный материал: конверты с иллюстрациями, клей, листы формата А 3.

Содержание урока:

Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
I. Организационный момент.

Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Мотивация. (создание эмоционального фона урока).

1 слайд: на экране зимняя картина и стихотворение.

Учитель выразительно читает стихотворение.

-Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил
Утром глянули в окно,
Там - волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала белых звёзд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В. Фетисов.

- Почему зимнее время года называют волшебным?

Предварительная работа: на предыдущих уроках составлялись красивые предложения о зиме.

- Такому волшебному времени года посвящены художественные произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного чтения.

III. Актуализация знаний.

- Что было задано на дом?

- Какие картинки нарисовал нам И. Соколов- Микитов?

На доске картинный план.

IV. Знакомство с новым произведением.

2 слайд: портрет писателя Э. Шима и обложки его книг.

- Познакомимся с ещё одним писателем и его произведением о зиме.

- Прочитайте названия книг.

- О чём пишет Э. Шим?

- Э. Шим рассказывает детям в занимательных формах, с помощью необычных образов о природе, которая нас окружает.

- Хотите прочитать такое произведение?

- Тогда слушайте!

- Э. Шим "Всем вам крышка!"

3 слайд: фамилия автора и название произведения.

- Вот так название!

- Как вы понимаете такое высказывание: "Всем вам крышка!"?

Словарная работа.

- В этом произведении встретятся такие слова: Властелин, вмиг, мальки-сеголетки, неспособно.

Значение этих слов сначала не дано, оно появляется после того, как учащиеся сами объясняют его.

-Объясните значение этих слов.

V. Постановка проблемы.

Учитель читает самое начало:

"Шёл Морозко первый раз по лесу:"

-Ребята, кто такой Морозко?

-В каких произведениях встречается?

-Каким он обычно бывает в сказках?

-Слушайте дальше.

Учитель читает 1 и 2 абзац текста до слов: "рассердился".

-Ребята, Морозко всегда такой весёлый, добрый, справедливый.

-А здесь он какой?

-Да ещё обещает: "Всем вам крышка!".

- А как вы, ребята, думаете, кому мог грозить Морозко?

- А что ещё можно предположить?

-На какой вопрос нам надо найти ответ?

5 слайд: проблемный вопрос

Кому Морозко грозит?

VI. Проверка гипотезы.

-Как мы поступим, чтобы найти ответ на этот вопрос?

6 слайд:

Кому Морозко грозит?

План.

Читать.

Наблюдать.

Рассуждать.

Вывод.

- План наших действий наметили?

Смысловое (аналитическое) чтение текста.

-Откройте учебники на стр.123.

-Прочитайте ещё раз автора и название.

-Вы, помните, почему Морозко рассердился?

-Найдите ответ в тексте.

- С этого всё и началось.

Ставится карточка с названием части сюжета.

- Зачем Морозко начал рукавицами друг о дружку похлопывать?

- Для чего?

На 6 слайде появляются замороженные лужицы.

-Дочитайте 1 часть до конца и узнаете, какое необычное происшествие случилось.

-Что же произошло?

- Как поступил Морозко?

-Каким вам представляется вам Морозко?

-Хотите узнать, что ещё сделал Морозко?

-Понравились ли вам поступки Морозко?

Дополняется схема.

-Так развивалось действие сюжета.

Учитель читает самое начало 3 главы:

"Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

-Я один тут властелин!

- Ребята, как, вы, думаете, удалось ли Морозко расправиться с жителями водоёмов?

Учитель читает следующее предложение: "И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались."

Схема дополняется.

- Кто из вас был прав?

-Как, вы, думаете, удалось ли спастись водяным жителям?

-Давайте проверим ваши версии.

-Чем всё закончилось?

VII. Выражение решения.

- Нашли ли мы ответ на наш главный вопрос?

- На кого же рассердился Морозко?

- А теперь, я, хочу задать вам такой вопрос: "Что могло произойти, если бы болота и озёра не замерзали?"

- Так ли неправильно поступил Морозко?

- Так какими мыслями хотел поделиться с вами Э. Шим?

- Э. Шим в занимательной форме рассказал детям о таком явлении природы как замерзание водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибнет зимой. Водоёмы не промерзают до самого дна. Под толщей льда жители водоёмов спокойно переживают зиму.

- В произведении Э. Шима Морозко- юмористический персонаж , а совсем не жестокий и безжалостный. А сердитый он был, потому что слякотно и сыро кругом.

- Так какая же тема урока была сегодня?

- К какому жанру относится это произведение?

- На сколько частей разделена сказка?

- А теперь, я, хочу проверить, как вы запомнили сюжет сказки.

VIII. Реализация продукта.

- Какая группа справилась с заданием?

- Почему им это удалось?

- Интересно было читать такое произведение?

- Хотите услышать его ещё раз?

Повторное выразительное чтение учителем.

IX. Рефлексия.

- Выполнили ли мы план наших действий?

- Сумели ли проследить за развитием сюжета?

- Морозко приготовил вам сюрприз: снежинки. Если вам понравилась сказка и наш урок, то на переменке можно взять себе на память снежинку.

X. Дом. задание.

Прочитать сказку, приготовить пересказ любой части по плану.

Учащиеся приветствуют гостей и занимают рабочие места.

 

 

Учащиеся вспоминают составленные предложения о зиме.

 

 

 

 

 

 

- И. Соколов-Микитов "Зима в лесу".

Пересказ по плану.

Учащиеся формулируют 3 пункта плана:

План.

Зайцы-беляки.

Охотник и следы.

Медведь-лежебока.

Пересказывают по плану.

 

 

Дети читают названия книг на слайде.

- Э. Шим пишет о природе.

 

 

 

 

- Кого-то накажут, всем вам конец.

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

-Мороз, Мороз Иванович, Дед Мороз.

- В сказочных.

- Добрым, любит детей, весёлый, дарит всем подарки, украшает деревья, разрисовывает окна домов:

 

 

-Злой, сердитый.

 

 

 

 

- Птицам, рыбам, животным, людям,

весне, насекомым.

- Кому грозит Морозко?

-Должны сначала прочитать.

- Читая, будем наблюдать.

- Обязательно порассуждаем.

- В конце сделаем вывод.

 

 

-Наметили.

 

Готовятся к чтению произведения.

Читают 1 и 2 абзац про себя, ищут ответы и зачитывают.

 

Читают вслух 3 абзац (3 предложения)

- Пошёл воду запечатывать.

 

Самостоятельно читают про себя.

- Морозко заморозил всех обитателей лужицы.

Перечитывают эту часть главы вслух.

-Плохо, безжалостно, жестоко.

- Злой, сердитый, жестокий, безжалостный.

-Хотим.

Вторую главу читают 2 ученика вслух. Один про болото, другой - про озеро.

Ответы учащихся.

Высказывают своё мнение.

Дочитывают текст до конца.

-Все остались живы и ждут прихода весны.

-Нашли.

- На обитателей водоёмов: насекомые, земноводные, рыбы.

- Все жители водоёмов замёрзли бы.

 

Ответы детей.

 

-Хотел рассказать, что всё в природе благоразумно. Хотел, чтобы все узнали как зимуют водяные жители.

- Э Шим "Всем вам крышка".

- К сказкам.

- На 3 части.

Работа в группах.

Учащиеся в группе создают картинный план. С помощью клея на листе А3 собираются разрезанные части 3 глав.

Полученные работы вывешиваются на доску.

- Внимательно читали, легко удавалось находить ответы на вопросы в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.