Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
- презентация "Жизнь древних славян",
- учебники,
- карточки для работы по группам,
- доклады детей,
- тесты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.
- Какой раздел мы закончили изучать? ("Страницы всемирной истории".) (на доске)
- Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.
- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (один работает у доски.)
Первая эпоха - Первобытная история, вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время (прикрепить карточки к "Ленте времени").
Обобщение по теме: "Страницы всемирной истории".(слайд№ 2)
Тест
1. Какая эпоха в истории человечества
была самой длинной? А) История Новейшего времени Б) История Древнего мира В) Первобытная история |
5. В Средневековье буддизм возник: А) в Европе Б) в Индии В) на Ближнем Востоке |
2. В глубине пещер человек изображал: А) животных Б) людей В) растительность |
6. В Средневековье воина на коне,
закованного в латы, в шлем с мечом и щитом
называли: А) рыцарь Б) ковбой В) оруженосец |
3. На берегах какой реки возникло
Египетское государство? А) Нил Б) Дон В) Нева |
7. Какой материк называют Новым Светом? А) Африка Б) Америка В) Антарктида |
4. Кто, согласно легенде, основал город
Рим? А) Рем Б) Ромул В) Марс |
8. Это техническое изобретение ХХ века А) паровоз Б) автомобиль В) компьютер |
III. Работа над новой темой урока.
Слово учителя:
- На прошлом уроке, вы получили задание
- Найти значение слов: предки, современники, потомки. Объясните значения этих слов (слайд№3):
Предки - это люди, которые жили перед нами.
Современники - это люди, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.
Потомки - это люди, которые будут жить после нас.
- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.
- Начинаем изучать раздел "Страницы истории Отечества".
Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.
- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия "славяне".
Одно из них: название "славяне" образовано от слова "слава" и означает "славный, хвалимый".
Расселение славян.
Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. (Слайд №4.) Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.
- Перед вами карточка № 1, с отрывком из "Повести временных лет", в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
": Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."
- Название, каких вы встретили в тексте?
- Рассмотрите карту (с. 35 учебника).
Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря.
- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)
- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян.)
- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам)
- Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 5 )
Места, где жили славяне.
- Не всё было все так гладко и хорошо. Люди соперничали между собой, обустраивались.
- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне? (слайд № 6 )
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах - куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!"
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. (слайд № 7.) Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Отсюда появилось выражение: "Выйти за околицу".
Дом славян. (слайд № 8.)
В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. (Слайд с домом славян.) жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.
Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. (слайд № 9)
Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую семью-род. Образуйте новые, однокоренные слова. (РОДители, РОДина, РОДственник, РОДной, РОДник и другие)
- А как выглядели древние славяне нам расскажет :..(Доклад) (слайд № 10)
Одежда древних славян.
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях - во время праздников и свадебных обрядов.
IV. Физминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас - зелёный луг. (Поворот.)
Слева находится лес. (Поворот.)В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)
V. Продолжение изучения нового материала.
Занятия мужчин и женщин ( слайд № 12).
Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Каждый день их был полон трудовых забот. Чем же занимались наши предки. Рассмотрите внимательно слайд и дайте ответ на этот вопрос.
Кем были мужчины? (рыболовы, охотники, бортники-собиратели дикого меда)(слайд №13.)
Чем занимались женщины? (готовили пищу, пряли, шили, занимались огородами, многие из них занимались врачеванием - собирали лекарственные травы.)(слайд №14-16.)
Чем занимались сообща? (земледелием)
Земледелие-главное занятие для древних славян.
У вас на партах лежит текст "Как древние славяне вели хозяйство". В группах самостоятельно прочитайте этот текст и ответьте на вопросы к нему.
"Как древние славяне вели хозяйство".
"Земледельческие работы древних славян очень мало походили на современные.
Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого ещё зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нем лес. Оставшиеся пни - корчевали. Зимний месяц, в течении которого рубили лес, так и назвали "СЕЧЕНЬ", от слова "СЕЧЬ", "РУБИТЬ".
Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назвали "СУХИЙ" и "БЕРЕЗОЛ". Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, а затем сеяли семена.
Основными зерновыми растениями были просо, пшеница, ячмень и рожь.
Перед наступлением осени, созревшие злаки сначала жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались - "СЕРПЕНЬ", "ВРЕСЕНЬ" (от слова "ВРЕЩИ" - МОЛОТИТЬ).
Вопросы 1 группа:
- Как подготавливали землю для посева?
- Что делали со срубленным лесом? Как называли следующие месяцы?
- Какие зерновые культуры выращивали древние славяне?
Вопросы 2 группа:
- Как назывался месяц, в течении которого рубили деревья? Почему его так назвали?
- Как обрабатывали землю весной?
- Что делали с созревшими злаками перед наступлением осени? Как называли осенние месяцы?
- А сейчас, предлагаю вам послушать доклад о том, чем ещё занимались Древние славяне.
"Семейные занятия славян".
Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.
Каждая семья изготавливала для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах -домницах - из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте
Верования славян (боги). ( слайд № 17-18.)
- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Наши далекие предки жили в дружбе с природой. Они поклонялись силам природы, представляя их в виде живых существ - богов.
- Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило.
- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
- Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Он считался главным богом древних славян. Славяне поклонялись Перуну как богу грома и молнии. По всему небу развевается его одежда и борода, ветер и буря - его дыхание. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь. Он бог земледелия: как Перун грозой вспахивает облачное небо, сеет дождь, так и человек возделывает пашню. Перун считался покровителем кузнечного дела: как он гремит своей палицей, так и кузнец стучит молотом. Перун был также богом воинского дела.
Духи, божества природы. (слайд №19.)
- Родной, привычный мир славяне населяли разными фантастическими существами. Верили, что дом охраняет Домовой, в лесу водится Леший, в болоте живет Водяной, а в речках Русалки.
- Сообщения о домовом, лешем, водяном.(Доклады.) (слайд № 20-22).
Домовой.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств.
Леший. (слайд№23-24)
"Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Водяной. (слайд№25.)
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячьими" и это сохранилось в названии многих источников.
Славянские праздники. (слайд № 26).
- Чтобы боги были добры к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.
Уже накануне нового года, а потом поворота солнца на весну начинался праздник Коляды. (слайд№27) Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.
Другой крупный праздник, совпадающий с природными явлениями, отмечался в марте. (слайд №28.) То был день весеннего равноденствия. Славяне славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны, начиналась масленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гулянья, катания на санях, разные потехи. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины - символ Солнца.
1-2 мая славяне убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимися листьями свои дома, снова славили бога солнца, отмечали появление первых весенних всходов. (слайд№29-30.) Этот праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. Он считался девичьим праздником, назывался семик - неделя перед Троицей. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни.. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко - той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
- Во время праздников славяне любили поиграть.
Иванов день. (слайд№31-32)
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. На этот день приходился летний солнцеворот. Накануне этого дня, по представлениям славян, русалки выходили на берег из воды - начиналась "русальная неделя" Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?
- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?
Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
Книжная выставка - рекомендуемая литература.
- Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке. А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.
Тест. (слайд№33)
1.Русские, украинцы, белорусы произошли
от: а) восточных славян; б) западных славян; в) южных славян. |
4. Свои дома славяне строили: а) из камня; б) кирпича; в) столбов деревьев. |
2.Древние славяне жили: а) в одиночку; б) семьями; в) племенами |
5. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка. |
3. Богом грома и молнии у древних славян
был: а) Зевс; б) Перун; в) Марс. |
- А теперь проверка. На доске ответы.
VI. Домашнее задание.
Прочитать текст на стр. 34-39.ответить на вопросы, задание № 1, 3 (устно).