Цели:
- формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова.
- способствовать развитию орфографического навыка
- развивать умение аргументировать свою точку зрения уместными примерами.
- активизировать мыслительную, познавательно - языковую деятельность учащихся.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом. Сейчас вас ожидают новые знания. И я надеюсь, что у вас есть желание научиться новому на уроке
Возьмите за руки друг друга - почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите добрые слова друг другу. Успехов вам и удач!
2. Актуализация опорных знаний.
Прочитайте слова и определите лишнее: зеленеет, город, дождь, улыбка
Что объединяет эти слова? (орфограмма в корне слова)
Чем они отличаются? (разные орфограммы в корне слова)
Прочитайте следующую группу слов:
ЛЕСНОЙ, ТЕТРАДКА, УЛЫБКА, ДОЖДЬ
Какое слово лишнее? Почему?
Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных в корне слова)
3. Оформление тетрадей.
4. Минутка чистописания.
Прочитайте буквы.
По какому принципу сгруппированы буквы
б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с
Сядьте правильно, положите тетради с наклоном. Запишите красиво пары согласных по звонкости / глухости. Следите за правильным написанием, высотой, наклоном.
5. Постановка целей урока.
Чему бы вы хотели научиться на уроке?
Каких целей мы должны достичь на уроке?
Закончите предложения
Я НАУЧУСЬ:.
Я СУМЕЮ:..
Я УЗНАЮ:..
6. Работа над темой урока.
Произношение каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением?
Работа по учебнику.
Стр.91, упр.56
Объясните по таблице, как можно проверить правописание парных согласных
Какие способы проверки парных согласных мы знаем?
- изменение по числам (постановка в единственное или множественное число)
- подобрать однокоренное слова
Проверяемые слова | Проверочные слова | |||
Изменение числа | Однокоренные слова | |||
Существительное | Глагол | Прилагательное | ||
Моро.. Ры..ка Ска..ка |
Морозы - - |
Морозец Рыбак сказочка |
Морозить Рыбачить Сказать |
Морозный Рыбный Сказочный |
Обратите внимание, можно ли проверить правописание согласного в середине слова изменением числа
7. Развитие навыка применения правила проверки.
Прочитайте слова
д б ж
т п ш
:- ло.ка :- ша.ка :. -ло.ка
:-ули.ка :- оши.ка : - ча.ка
:-гря.ка : - тря.ка : - кру.ка
Над каждым столбиком показан выбор букв. Как вы будете действовать, чтобы его обосновать? Запишите слова:
1 ряд -1 столбик,
2 ряд - 2 столбик,
3 ряд - 3 столбик.
В каждый столбик запишите еще по одному слову. Какой способ проверки согласных использовали? Почему?
Проверка.
8. Работа по картине "Зимние развлечения" (из серии "Развитие речи", 2 класс).
-Рассмотрите картину.
-Какое время года изображено на картине?
-Назовите слова с парными согласными. (Снег, легкий, сугроб, след, гладкий, избушка, холод, скользкий, дуб)
-Разделите слова на 2 группы.
-По какому принципу делили? (парные согласные в конце слова и в середине слова)
- Что нужно делать, чтобы при записи не допустить ошибку в словах?
-Как проверить парные согласные?
- Обратите внимание, можно ли проверить правописание парного согласного в середине слова изменением числа.
Запишите слова: 1 вариант - с парными согласными в конце слова
2 вариант- с парными согласными в середине слова
Взаимопроверка.
9. Письмо с "окошками".
Поучись писать с "окошками". Покажи с их помощью орфограмму парные согласные в корне
Прочитайте текст и отметьте орфограммы: _ или.
Выпал снег. Ударил мороз. Замерзли пруд и река. Иней украсил сад. Теперь вместо зарядки я беру коньки и бегу на пруд. На улице меня ждет друг.
Запишите предложения в тетрадь, оставляя "окошки" на месте орфограмм парных согласных: вместо буквы ставьте точку.
Выбери нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в окошки.
Проверка. Какой способ проверки использовали?
10. Итог урока.
- Как вы думаете, решили мы задачи, поставленные в начале урока?
- Пополнился ли ваш багаж знаний?
- Какие задания были трудными?
11. Домашнее задание.
12. Рефлексия.