Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон
Мы живём в быстро меняющемся мире. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня становится повседневностью. И для того чтобы не стать только потребителями новых достижений человеческого ума, а оставаться страной учёных, изобретателей, мыслителей, необходимо уже в школе ставить задачу формирования научного мышления у детей. В связи с этим в современном школьном уроке увеличивается роль научной составляющей. Это находит отражение и в методическом наполнении урока - в школьной практике прочно закрепляется метод проекта, вовлекающий учащихся в исследовательскую деятельность, и в его содержании - больше внимания уделяется теории, междисциплинарным связям.
На первый взгляд, физкультура не самый подходящий предмет для постановки научных проблем. Однако мы знаем, что люди, и в первую очередь учёные, издревле ценили физические упражнения, спорт как основу "соразмерности, красоты и здоровья" (Платон) и не только не отделяли её от науки, но и находили в них точки соприкосновения. "Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие" - говорил Альберт Эйнштейн. И если Эйнштейн сравнивает науку со спортом, то мы поставили перед собой задачу провести обратную параллель и помочь детям увидеть тесную связь физкультуры с наукой. Осуществлением замысла стал интегрированный урок в десятом классе по теме "Основные приёмы игры волейбол с обоснованием законами механики".
Цели урока:
1) показать учащимся, как знание законов физики помогает добиться успехов в физических упражнениях;
2) формирование исследовательских навыков;
3) повышение мотивации к обучению.
Задачи:
1)формирование системных знаний по комплексному освоению учебного материала на уроке физкультуры с учётом междисциплинарных связей;
2) повторение техники нападающего удара с учётом законов механики;
3) совершенствование прямой подачи сверху и подачи снизу, формирование нового научного взгляда на уже известные детям приёмы игры;
4) Практическое применение новых знаний в процессе самостоятельной работы.
Основные виды деятельности учащихся на уроке:
1) сообщение новых знаний;
2) решение исследовательских задач на теоретическом уровне;
3) опытная проверка теоретических выводов;
4) анализ и подведение итогов практической работы.
Помогла подготовить урок замечательный учитель физики Дербеко Тамара Борисовна.
В основной части урока ребята под руководством учителя повторяли технику нападающего удара и отрабатывали подачу сверху и подачу снизу, а затем выполняли практическую работу: "Определение начальной скорости, времени движения волейбольного мяча в двух позициях: 1) подача сверху 2) нападающий удар"
При помощи решения задач на свободное падение учащиеся измеряли дальность полёта, высоту подачи; вычисляли скорость и время полёта мяча. Результатом этого теоретического исследования стал прогноз: скорость нападающего удара больше скорости подачи мяча сверху.
На следующем этапе урока ребята сравнивали сделанные ими выводы и результаты опыта, выполняя упражнения с мячом. Результаты опыта прогноз подтвердили.
Практическая ценность данного исследования заключается в следующем: учащиеся поняли, как, учитывая влияние траектории (угла вылета) и силы удара на полёт мяча, отправить мяч на сторону противника в нужном игроку направлении, а теоретическое обоснование, научность и самостоятельность сделанных ребятами открытий, несомненно, способствовали прочности усвоения новых знаний.
Общеучебная ценность интегрирования предметов в том, что для лучшего усвоения знаний по физике это было наглядное повторение пройденного материала. Кроме того, на основе проделанной работы учитель поставил перед ребятами новую проблему для изучения следующей темы: "Перспективы движения тела под действием нескольких сил".
Для овладения навыками физической культуры ребятам наглядно была продемонстрирована межпредметная связь, показано, как знания законов физики влияет на достижение результата в физических упражнениях.
Тема: основные приёмы игры волейбол с обоснованием законами механики
Цель:
1) показать учащимся, как знание законов физики помогает добиться успехов в физических упражнениях;
2) формирование исследовательских навыков;
3) повышение мотивации к обучению.
Задачи:
1) формирование системных знаний по комплексному освоению учебного материала на уроке физкультуры с учётом междисциплинарных связей
2) повторение техники нападающего удара с учётом законов механики
3) совершенствование прямой подачи сверху, подачи снизу
4) формирование нового научного взгляда на уже известные приёмы игры
5) использование практических навыков самостоятельной работы
Место проведения: большой спортивный зал гимназии №87
Продолжительность урока: 45 мин.
Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи, набивные мячи, шагомер, рулетка
Части урока | Частные задачи | Содержание материала | Дозировка | Методические указания |
Вводная часть | Организовать внимание учащихся
Подготовка организма к работе
Повышение эмоциональности
|
Построение, сообщение задач урока. Презентация: - история развития игры волейбол (доклад ученицы). - физические основы тактики игры волейбол (доклад двух учеников) - Ходьба и бег - ОРУ проводит ученица Учитель: 1. Передвижение в упоре на руках, партнёр удерживает ноги за голеностоп 2. Сгибание и разгибание кистей, держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе. 3. Перемещения с бросками и ловлей набивных мячей. 5. Игра "Салки" с передвижением приставными шагами на сильно согнутых ногах. 6. Перемещение от лицевой линии к сетке, остановка и имитация приёма мяча сверху двумя руками. Бег к лицевой линии от сетки, остановка и имитация приёма мяча снизу. 7. Ловля и передача набивного мяча, бросаемого на различные расстояния от занимающегося в парах через сетку. |
2 мин
2 мин 5 мин
5-7мин
14-15 мин |
Напомнить о правильной осанке
Не прогибаться в пояснице
Мяч подбрасывать достаточно высоко
|
Основная часть | СФУ
Повторение
Практическая работа
|
Индивидуальные передачи сверху, снизу, в стену - сверху, в стену - снизу по 10 - 20 раз Имитация нападающего удара на месте в прыжке Имитация нападающего удара с разбега Выполнение нападающего удара с подачи учителя, ученика класса Повторение подач прямой сверху и прямой снизу. Практическая работа: "определение начальной скорости, времени движения волейбольного мяча в четырёх позициях: 1. подача сверху 2. подача снизу Проводит ученик Затем: нападающий удар рядом с сеткой нападающий удар с середины площадки Проводит ученица Измеряем дальность полёта нападающего удара Вычисляем скорость и (время) полёта Цель: сравнить прогноз игрока и результата опыта Прогноз: Скорость прямой подачи сверху выше, чем прямой подачи снизу и скорость нападающего удара у сетки выше, чем с середины площадки. |
5мин
5 мин 5 мин
5 мин
5-7мин
26 мин |
Нападающий удар - резкий , мощный, неожиданный: |
Заключительная часть |
Восстановить пульс, подготовить детей к следующему уроку |
Учебная игра
Анализ и подведение итогов практической работы |
5мин.
1 - 2 мин. 6-7мин |
Всего 41 - 45 мин. |