Интегрированный урок физической культуры для учащихся 10-го класса

Разделы: Физика, Спорт в школе и здоровье детей


Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области науки и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон

Мы живём в быстро меняющемся мире. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня становится повседневностью. И для того чтобы не стать только потребителями новых достижений человеческого ума, а оставаться страной учёных, изобретателей, мыслителей, необходимо уже в школе ставить задачу формирования научного мышления у детей. В связи с этим в современном школьном уроке увеличивается роль научной составляющей. Это находит отражение и в методическом наполнении урока - в школьной практике прочно закрепляется метод проекта, вовлекающий учащихся в исследовательскую деятельность, и в его содержании - больше внимания уделяется теории, междисциплинарным связям.

На первый взгляд, физкультура не самый подходящий предмет для постановки научных проблем. Однако мы знаем, что люди, и в первую очередь учёные, издревле ценили физические упражнения, спорт как основу "соразмерности, красоты и здоровья" (Платон) и не только не отделяли её от науки, но и находили в них точки соприкосновения. "Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие" - говорил Альберт Эйнштейн. И если Эйнштейн сравнивает науку со спортом, то мы поставили перед собой задачу провести обратную параллель и помочь детям увидеть тесную связь физкультуры с наукой. Осуществлением замысла стал интегрированный урок в десятом классе по теме "Основные приёмы игры волейбол с обоснованием законами механики".

Цели урока:

1) показать учащимся, как знание законов физики помогает добиться успехов в физических упражнениях;

2) формирование исследовательских навыков;

3) повышение мотивации к обучению.

Задачи:

1)формирование системных знаний по комплексному освоению учебного материала на уроке физкультуры с учётом междисциплинарных связей;

2) повторение техники нападающего удара с учётом законов механики;

3) совершенствование прямой подачи сверху и подачи снизу, формирование нового научного взгляда на уже известные детям приёмы игры;

4) Практическое применение новых знаний в процессе самостоятельной работы.

Основные виды деятельности учащихся на уроке:

1) сообщение новых знаний;

2) решение исследовательских задач на теоретическом уровне;

3) опытная проверка теоретических выводов;

4) анализ и подведение итогов практической работы.

Помогла подготовить урок замечательный учитель физики Дербеко Тамара Борисовна.

В основной части урока ребята под руководством учителя повторяли технику нападающего удара и отрабатывали подачу сверху и подачу снизу, а затем выполняли практическую работу: "Определение начальной скорости, времени движения волейбольного мяча в двух позициях: 1) подача сверху 2) нападающий удар"

При помощи решения задач на свободное падение учащиеся измеряли дальность полёта, высоту подачи; вычисляли скорость и время полёта мяча. Результатом этого теоретического исследования стал прогноз: скорость нападающего удара больше скорости подачи мяча сверху.

На следующем этапе урока ребята сравнивали сделанные ими выводы и результаты опыта, выполняя упражнения с мячом. Результаты опыта прогноз подтвердили.

Практическая ценность данного исследования заключается в следующем: учащиеся поняли, как, учитывая влияние траектории (угла вылета) и силы удара на полёт мяча, отправить мяч на сторону противника в нужном игроку направлении, а теоретическое обоснование, научность и самостоятельность сделанных ребятами открытий, несомненно, способствовали прочности усвоения новых знаний.

Общеучебная ценность интегрирования предметов в том, что для лучшего усвоения знаний по физике это было наглядное повторение пройденного материала. Кроме того, на основе проделанной работы учитель поставил перед ребятами новую проблему для изучения следующей темы: "Перспективы движения тела под действием нескольких сил".

Для овладения навыками физической культуры ребятам наглядно была продемонстрирована межпредметная связь, показано, как знания законов физики влияет на достижение результата в физических упражнениях.

Тема: основные приёмы игры волейбол с обоснованием законами механики

Цель:

1) показать учащимся, как знание законов физики помогает добиться успехов в физических упражнениях;

2) формирование исследовательских навыков;

3) повышение мотивации к обучению.

Задачи:

1) формирование системных знаний по комплексному освоению учебного материала на уроке физкультуры с учётом междисциплинарных связей

2) повторение техники нападающего удара с учётом законов механики

3) совершенствование прямой подачи сверху, подачи снизу

4) формирование нового научного взгляда на уже известные приёмы игры

5) использование практических навыков самостоятельной работы

Место проведения: большой спортивный зал гимназии №87

Продолжительность урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи, набивные мячи, шагомер, рулетка

Презентация.

Части урока Частные задачи Содержание материала Дозировка Методические указания
Вводная часть Организовать внимание учащихся

 

Подготовка организма к работе

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение эмоциональности

 

 

 

 

 

 

Построение, сообщение задач урока.

Презентация:

- история развития игры волейбол

(доклад ученицы).

- физические основы тактики игры волейбол (доклад двух учеников)

- Ходьба и бег

- ОРУ проводит ученица

Учитель:

1. Передвижение в упоре на руках, партнёр удерживает ноги за голеностоп

2. Сгибание и разгибание кистей, держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе.

3. Перемещения с бросками и ловлей набивных мячей.

5. Игра "Салки" с передвижением приставными шагами на сильно согнутых ногах.

6. Перемещение от лицевой линии к сетке, остановка и имитация приёма мяча сверху двумя руками. Бег к лицевой линии от сетки, остановка и имитация приёма мяча снизу.

7. Ловля и передача набивного мяча, бросаемого на различные расстояния от занимающегося в парах через сетку.

2 мин

 

2 мин

5 мин

 

 

5-7мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14-15 мин

Напомнить о правильной осанке

 

 

 

 

 

Не прогибаться в пояснице

 

 

 

 

Мяч подбрасывать достаточно высоко

 

 

 

 

 

 

 

  

Основная часть СФУ

 

Повторение

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные передачи сверху, снизу, в стену - сверху, в стену - снизу по 10 - 20 раз

Имитация нападающего удара на месте в прыжке

Имитация нападающего удара с разбега

Выполнение нападающего удара с подачи учителя, ученика класса

Повторение подач прямой сверху и прямой снизу.

Практическая работа: "определение начальной скорости, времени движения волейбольного мяча в четырёх позициях:

1. подача сверху

2. подача снизу

Проводит ученик

Затем:

нападающий удар рядом с сеткой

нападающий удар с середины площадки

Проводит ученица

Измеряем дальность полёта нападающего удара

Вычисляем скорость и (время) полёта

Цель: сравнить прогноз игрока и результата опыта

Прогноз: Скорость прямой подачи сверху выше, чем прямой подачи снизу и скорость нападающего удара у сетки выше, чем с середины площадки.

5мин

 

5 мин

5 мин

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7мин

 

26 мин

 

 

Нападающий удар - резкий , мощный, неожиданный:

Заключительная

часть

 

 

Восстановить пульс, подготовить детей к следующему уроку

Учебная игра

 

Анализ и подведение итогов практической работы

5мин.

 

1 - 2 мин.

6-7мин

 

 

 

 

 

Всего 41 - 45 мин.