Одной из задач нашего дошкольного образовательного учреждения является необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка, а именно преодоление речевого недоразвития, которое осуществляется через преемственность в работе всего педагогического коллектива. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, присуще отставание в развитии двигательной деятельности. Оно характеризуется плохой общей координацией движений, мелкой моторики руки, снижением скорости и ловкости выполнения движений со словесными инструкциями, обнаруживается замедленность. Детям-логопатам необходима частая смена, чередование деятельностей. Игра позволяет ребенку проявить собственную активность, развиваются познавательные способности (использование схем), внимание, память, воображение.
Интеграция образовательных областей (физическое воспитание и речевой развитие) способна решать в комплексе как коррекционно-развивающие задачи, так и образовательно-воспитательные.
- Обогащать и активизировать словарный запас, совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения, учить согласовывать движение и речь.
- Систематизировать и углублять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, формировать навыки учебной деятельности, наблюдательность, внимание.
- Сохранять и укреплять здоровье дошкольников, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, пространственные представления.
В одну сюжетную линию деятельности включены различные игровые задания и упражнения: дидактические и игровые; упражнения на развитие пальчиковой моторики, координации речи с движением; загадки, стихотворения; упражнения на развитии дыхания; двигательные упражнения с предметами, динамическая разминка; подвижные игра; конструктивная деятельность. Особую привлекательность для дошкольников имеет использование мультимедийной системы демонстрации дидактического материала занятия. В деятельности присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.
Интегрированную деятельность рекомендуется проводить 2 раза в месяц. В результате систематической физкультурно-речевой деятельности происходят всесторонние приспособительные изменения в организме у воспитанников, которые постепенно расширяют функциональные возможности и способствуют поступательному росту физических способностей, повышению защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям средствами технологий оздоровительной направленности.
На интегрированных мероприятиях мы используем разнообразные развивающие настольные и специальное оборудование. К ним относятся следующие.
- Комплект мягких модулей (разноцветные поролоновые фигуры различных форм и размеров).
- Парашют (разноцветный матерчатый круг для выполнения движений группой).
- Схемы (условные обозначения знаков ориентировки в пространстве).
- Мультимедийная система (демонстрация дидактического материала).
Интегрированная физкультурно-речевая деятельность для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи "Путешествие в осенний лес".
Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей, практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Познавательные:
- конкретизировать и обобщить знания детей о диких животных (названия, действиях, которые они совершают, названия детенышей).
Коррекционно-развивающие:
- обогатить и активизировать словарный запас по теме "Дикие животные";
- совершенствовать грамматический строй речи, словообразование существительных в родительном падеже, закреплять навык образования притяжательных прилагательных;
- развивать координацию речи с движением; выразительность речи;
- развивать мелкую моторику рук, речевое дыхание;
- развивать речевое дыхание;
- развивать ловкость в ползанье на четвереньках и прокатывании мяча одной рукой, быстроту реакции и координацию движений в совместной двигательной деятельности, пространственные представления, совершенствовать конструктивную деятельность;
- активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к представителям класса диких животных; установку на природоохранное отношение к природе;
- обогатить практику толерантного отношения к ответам сверстникам и взаимодействия в коллективе.
Место проведения: спортивный зал детского сада.
Оборудование: канат, гимнастические скамейки, обручи, парашют, мячи среднего диаметра (по количеству детей), мягкие игрушки (по количеству детей), ориентиры, комплект мягких модулей, дидактические карточки, мультимедийная система, музыкальное сопровождении.
Ход мероприятия
Дети строятся в шеренгу.
Инструктор по ФК. - Ребята, мы сейчас совершим прогулку в лес. А какой лес вы знаете? (условные знаки хвойного, смешанного и лиственного лесов. А какие животные могут нам встретиться на нашем пути?
Ходьба по залу в колонне по 1.
Воспитатель
- Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек?
Дети: Белка.
Логопед: Назовите признаки белке - окрас шубки, действия ее.
Дети: рыжая, быстрая, ловкая, прыгунья, маленькая.
Физрук: Белка по веточке идет, и орешек в дупло несет. Ходьба боком приставным шагом по канату, руки вперед.
Физрук: Белочки в густом лесу перешагивают через пенечки и корни деревьев - ходьба с перешагиванием кубов.
Воспитатель
- Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Дети: Медведь
Логопед: Назовите признаки медведя - окрас меха, действия его.
Ответы детей.
Физрук:
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Переправляемся по мостику на другой берег реки.
Ходьба по скамье на носочках, руки в стороны.
Воспитатель -
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Дети: Лось
Логопед: Назовите признаки лося - окрас меха, действия его в лесу.
Физрук: По болоту перейти мы сможем, прыгая с кочки на кочку- прыжки на двух ногах из обруча в обруч.
Воспитатель
- По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
Дети: Заяц
Логопед: Назовите признаки зайца - окрас меха, действия его в лесу.
Физрук: Бег с горы в быстром темпе, а в гору медленно - бег в колонне по 1 со сменой темпа бега по сигналу.
Воспитатель
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж
Логопед: Назовите признаки ежа - какой он, действия его в лесу.
Физрук: ходьба в полном приседе, руки вперед.
Воспитатель
- Только к лесу подошли
Обнаружили следы.
То не заяц, не сохатый
Это мишка косолапый.
Появляется медведь - переодетый в наряд логопед (музыкальное сопровождение).
Медведь - У, у, у!
Физрук
- Погодите, медведь не ревите
Лучше скажите, чего вы хотите?
Медведь - Я вам расскажу, а вы мне помогите.
(выполнение пальчиковой игры)
1-2-3-4-5!
Мишка в лес шел погулять,
Пробежался по тропинке,
Наклонился за грибами,
Потянулся за рябинкой,
И брусничкой угостился.
А потом я заблудился
И домой не возвратился.
Медведь - Вы мне помогите найти мою берлогу.
Воспитатель
- Чтобы медведю помочь
Надо сильным, ловким быть.
Физрук - А поможет нам в этом зарядка, но не простая, а звериная гимнастика.
Выполнение ОРУ с парашютом "Звериная гимнастика".
1."Бельчата запасаются"
I- И.п. - парашют вверх,
II - И.п. Повторить 6 раз.
2. "Ловкие лисички"
И.п. - стоя левым боком к парашюту, правая рука в сторону,
I- наклон влево к парашюту, правая рука над головой вверх,
II- наклон вправо, левой рукой поднять парашют вверх.
Смена рук. Повторить по 4 раза.
3. "Прятки медвежат"
I - присесть, парашют поднять до уровня головы - "спрятались"
II - И.п. Повторить 6-8 раз.
4. "У оленя дом большой"
I- И.п. - сед на пятках, парашют в руках,
II - встать на колени, руки с парашютом вверх, поставить вперед ногу перед коленом.
III-IV тоже с другой ногой. Повторить по 4 раза.
5."Ежики на лужайке"
И.п. - лежа на спине головой к центру парашюта, руки вдоль туловища, попеременно сгибать и выпрямлять ноги вверх - вперед.
6."Зайцы прыгуны"
И.п. - стоя друг за другом, в левой руке парашют, правая рука на поясе - прыжки на двух ногах с продвижением. Повторить по 10 раз.
7.Дыхательное упражнение.
Парашют вверх - ВД, опустить - ВЫД. Повторить 6 раз.
Медведь - (плачет) Как же мне быть, мне скоро спать, а я еще не нашел свой дом.
Воспитатель - Ты что маленький?
Медведь - Нет, я уже подрос, был медвежонком, а стал медведем. А вы знаете, что у диких животных выросли детеныши? Помогите назвать детенышей диких животных.
Медведь - Чтобы детеныши не потерялись, надо назвать всю семью (медведь, медведица, медвежонок).
Медведь - Молодцы, друзья! Но мне дальше нужно искать берлогу.
Воспитатель
- Мы по лесу все пойдем
И берлогу мы найдем.
Физрук - Медвежата запасливые ребята собирают шишки, грибочки в берлогу - стоя на четвереньках прокатывать мяч правой (левой) рукой до ориентира, мяч не отпускать от руки. Фронтальный способ выполнения упражнения.
Медведь - Молодцы, грибочки и шишки можно носить разными способами. Покажите свой способ (зажимая коленями и прыгая с продвижением вперед, держа на животе передвигаясь способом "каракатица" и др.)
Воспитатель - все животные в лесу готовятся в зиме: кто-то спит в берлоге, кто-то обустраивает гнездо, дупло. Но в нашем лесу случилась беда: малыши играли и ушли слишком далеко от дома. Река сильно разлилась, и не все животные умеют плавать. Они могут погибнуть без помощи.
Медведь - А медведи очень хорошие пловцы. Друзей из беды надо выручать, поможем?
Физрук - Переплывем речку и поможем детенышам переправиться к нам. Игра-эстафета "Переправа" бег до скамейки, подтягивание руками, лежа на скамейке на животе, бег до мягкой игрушки, с игрушкой в руках бег по скамье на старт.
Воспитатель - Какие вы молодцы - выручили слабых, оказали им помощь. Ребята, а кто помогает лесным жителям? (ответы детей)
Медведь - А мне кто сможет помочь?
Физрук - Мишка, ты не переживай, мы с ребятами построим тебе берлогу и ты сможем зимовать в своем доме. Из модулей смастерим дом, помогайте друг другу, не забудьте продумать, где он будет входить в берлогу, чтоб снег не мочил.
Медведь - Спасибо вам друзья мои!
Теперь мне спать пора!
Увидимся весной, до встречи!