Цели:
развивающая: совершенствование
навыков правильного определения грамматической
основы предложения, формирование умения
применять правило в письменной речи;
Оборудование: презентация, видеопроектор, карточки.
Методические приёмы: объяснение учителя ,словарная работа, работа у доски, индивидуальная работа, конструирование предложений, тестирование.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. (Урок сопровождается презентацией).
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Учитель: Кто автор этих стихов и о чём они? К кому обращается автор?
Мы не случайно сегодня говорим об этом. 19 октября исполнилось 200 лет Царскосельскому лицею. И сегодня я предлагаю вам совершить заочную экскурсию в музей лицея, который находится в г. Пушкине под Санкт-Петербургом.
Итак, мы остановились около старинного здания. Перед главным входом каменное крыльцо, обнесённое металлической решёткой. Юным дарованиям, поступившим сюда, предстояло стать государственными деятелями. Истинным гением среди них был А .С. Пушкин.
2. Проверка ЗУН.
Учитель: Чтобы попасть в музей, надо приобрести входной билет. Плата за вход - знание правил русского языка.
Работа по карточкам (Приложение 1) у доски.
Класс выполняет задание " Повторяем теорию":
- Музыкальный диктант. (охарактеризовать сказуемые)
- Какие сказуемые встретились в муз. фрагменте?
- Каких сказуемых вы не услышали?
3. Изучение нового материала.
Учитель: Итак, билеты приобретены, все справились - можно смело отправляться в музей. По старинной лестнице мы поднимаемся на третий этаж. Здесь находятся учебные классы, в которых проходили занятия.
Словарная работа. Здесь лицеистам предстояло воплотить заветы учителей, выразить мысли словами, осуществить мечты.
СЛОВАРЬ:
Воплотить- Выразить в конкретной, реальной форме.
Выразить - Воплотить, обнаружить во внешнем проявлении.
Осуществить - Привести в исполнение, воплотить в действительность.
- Как вы думаете, выделенные слова близки по значению?
- Как называются слова, близкие по значению?( запись слов в тетрадь)
- А нам предстоит углубить наши знания о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке. (запись темы урока)
- Вспомним, что мы уже знаем о тире. (Сообщение ученика)
Учитель: Рассмотрим примеры предложений с тире . Для этого определите в предложениях грамматические основы и сделайте вывод.
1. Царскосельский дворец - архитектурное чудо своего времени.
2. Пятью пять - двадцать пять.
3. Четырнадцать - номер комнаты Пушкина в лицее.
4. Крепить лицейское братство - помнить об идеалах Лицея.
5. Жить "для общей пользы" - завет выпускников Лицея.
6. Дружба - вот непреходящая и непререкаемая ценность.
7. Девятнадцатое октября - это День лицея.
Учитель: Однако в русском языке есть случаи, когда предложение не подчиняется общему правилу. Определите в предложениях грамматические основы и сделайте вывод.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Человек неученый что топор неточеный.
- Они друзья с детства. Дальнее расстояние не помеха для дружбы.
4. Закрепление нового материала.
Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию и поднимаемся на четвёртый этаж лицея.
В длинном коридоре расположены комнаты воспитанников. Здесь лицеисты отдыхали, закрепляли учебный материал, готовились к занятиям.
- Попробуем и мы закрепить новые знания о тире. Распределите по вариантам:
1. Поэзия Пушкина мудра.
2. Богатство добыть братство забыть.
3. Ученье свет, а неученье тьма.
4. С другом и горе не беда.
5. Пятнадцать хороший возраст!
6. Знания в юности это мудрость в старости.
7. Друзья прямые что братья родные.
8. Он преемник Державина.
- Проверка.
5. Отработка ЗУН.
Учитель: Мы продолжаем нашу экскурсию в библиотеке лицея, где воспитанники могли соприкоснуться с творчеством известных писателей и поэтов, найти ответы на многие вопросы. Я тоже предлагаю вашему вниманию познакомиться со стихотворением Н. Лаздана.
Я не учёный. Я поэт.
Поэзия - моя судьба и сила.
Поэма, ода и сонет - вот лирики могучие светила.
Светить - задача мудреца.
Понятно всем, как дважды два - четыре.
Слагать стихи - нести свой крест
Творца. Поэт не Бог.
Он - светофор.
Регулировщик - Лира:
- Какова тема стихотворения? Чем необычно стихотворение? Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства. - Спишите, расставляя недостающие знаки. Выделите грамматические основы. - Определите, какими частями речи выражены главные члены. Объясните, руководствуясь правилом, употребление или неупотребление тире. (Самостоятельная работа с последующим самоконтролем. Проверочная карточка проецируется на экран): -Есть ли в стихотворении авторские знаки?
Учитель: А сейчас мы находимся в саду лицея. Здесь Пушкин с друзьями любовались природой, играли.
Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире: (письменно с проверкой)
1. Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды.
2. Любимым занятием лицеистов было катание на коньках по озеру.
3. Тридцать два года просуществовал Царскосельский лицей.
6. Подведение итогов: Что нужно знать, чтобы правильно употребить тире между подлежащим и сказуемым?
7. Домашнее задание выбери сам:
1. Написать сочинение-рассуждение "Зачем нужно тире?"
2. Эссе "Дружба - это:"
8. Учитель: А сейчас мы входим в лицейский зал. Здесь на переводном экзамене Александр Пушкин января читал свои стихи. Мы тоже устроим себе небольшой экзамен и выполним тест (Приложение 2)