"Брюхоногие моллюски". Открытый урок

Разделы: Биология


Цель:

  • показать особенности строения и жизнедеятельности животных относящихся к типу моллюсков.
  • научиться сравнивать между собой двустворчатые и брюхоногие моллюски.

Ход урока

Сказка Салтыкова Щедрина "Карась-идеалист". Карась лежит зарывшись в ил, и выбирает от туда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: "Да, и устроена она ракушка так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ам в зобу у тебя уже видимо невидимо ракушек лежит".

1) Каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

2) Кто встречал животных типа моллюсков?

3) Почему же такие разные моллюски отнесены в один тип ? (признаки)

4) У доски: классификация признаки двустворчатых.

5) Проверочная работа с помощью сигнальных карточек (Б, Д, Г) (отдельные дети)

1. имеется мускульный язык (Б)

2. раковина двустворчатые (Д)

3. хорошо развита голова, туловище, щупальца (Г)

4. органы дыхания - жабры (Д, Г)

5. спирально закрученная раковина (Б)

6. сложная нервная система (Г)

7. наличие вводного и выводного сифона (Д)

6) Выполнение теста (весь класс)

I вариант II вариант
Среда обитания моллюсков?

А) Суша

Б) Суша, моря, пресные воды

В) Суша, моря

Тело моллюсков состоит:

А) Голова, туловище, ноги, раковина

Б) Голова, туловище, ноги, раковина, мантия

В) Голова, туловище, раковина

Органы дыхания моллюсков:

А) Лёгкое

Б) У одних лёгкое, у других жабры

В) Жабры

Кровяная система:

А) Замкнутая

Б) Не замкнутая

Органы выделения:

А) Печень

Б) Жабры

В) Почки

Органы нервной системы:

А) Нервные узлы, нервные стволы, нервы

Б) Нервные стволы, нервные узлы

В) Нервные стволы, нервы

Способ размножения?

А) Раздельно полые

Б) Гермафродиты

В) Одни гермафродиты, другие раздельнополые

Выбери двустворчатых:

А) Виноградная улитка

Б) Мидия

В) Осьминог

Выбери двустворчатых:

А) Слизни

Б) Прудовик

В) Беззубка

Личинки каких моллюсков паразитируют на рыбах?

А) Головоногие

Б) Брюхоногие

В) Двустворчатые

Мы более подробно изучили двустворчатых моллюсков, но кроме них есть ещё брюхоногие.

Как вы думаете, почему они так называются?

В прудах, озёрах, в лесной подстилке, в сараях и огородах встречаются эти моллюски.

В нашем пруду живёт типичный представитель это брюхоногое - прудовик.

Цель:

1. Изучить строение брюхоногих

2. Побудем в роли исследователей и наблюдателей.

3. На основании выделим признаки

Слайд презентация

1 слайд: Внешнее строение

2 слайд: Особенности строения

3 слайд: Виды раковин

Лабораторная работа "Внешнее строение раковин"

Рассмотрим раковины

Подсчитайте число оборотов в завитке

Признак Катушка
Образ жизни  
Цвет  
Количество завитков  
Отделы тела  

Возьмите живую катушку поместите на предметное стекло. Согрейте стекло снизу ладонью и понаблюдайте, как улитка вытягивается из раковины голову, ногу. Рассмотрите голову

Посмотрите снизу на стекло и понаблюдайте за сокращением её мускульной ноги.

Как же устроена внутренность

По ходу презентации заполнение таблицы

Система Органы
   

4 слайд: Пищеварительная система

5 слайд: Кровеносная система

6 слайд: Выделительная система

7 слайд: Размножение

Работа с учебником:

1) дыхательная система

2) нервная система

Закрепление: Тест на компьютере

Д/з параграф 21.