Урок в 8-м классе "Обращение, его функции и способы выражения"

Разделы: Русский язык


Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.

Задачи:

  • обучающая: организовать самостоятельную работу учащихся по повторению и углублению понятий об обращении; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
  • развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
  • воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Тип урока: проблемный.

Ведущий метод обучения: частично-поисковый

Методическое оснащение занятия:

1. cхема-опора

2. плакат-алгоритм

3. раздаточный материал, карточки с заданиями (приложение 1)

4. учебник "Русский язык" 8 класс /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина/

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.

А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"

2.1. "Интеллектуальная разминка".

На доске:

  • колосс
  • колоссальный

Что означает слово "колосс"?

Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.

2.2. Постановка проблемы

Ребята, посмотрите на схему и предложение.

На доске:

Ребята, наша команда выиграла!

Составляется схема:

Какие мысли у вас возникли?

(Обращение не является членом предложения.)

А почему к обращению нельзя поставить вопрос?

3. Изучение новой темы.

3.1. Исследование

Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"

(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)

Выпишем пары слов:

На доске:

  • Команда (что сделала?) - выиграла.
  • Команда (чья?) - наша - согласование.

Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.

Продолжаем исследование:

На доске:

1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.

2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.

Анализируем эти предложения:

  • по цели высказывания,
  • по характеру грамматической основы,
  • по наличию главных и второстепенных членов,
  • наличию главных и второстепенных членов предложения.

Подчеркните главные члены предложения.

Чем первое предложение отличается от второго?

Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?

Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?

Как выделяются обращения в устной речи и на письме?

Кто мне сможет сформулировать результат исследования?

А теперь постараемся сформулировать вывод. Для этого обратимся к учебнику на стр. 166-167.

3.2. Объяснение нового материала

Слово учителя:

Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.

3.3. Углубление темы

Самостоятельное чтение параграфа 55. Перед чтением обучающимся ставится задача: найти неизвестные им сведения об обращении.

Упражнение №342 (устно).

Анализ таблицы стр.167 (подготовка связанного рассказа об обращении).

4. Закрепление изученного

4.1. Работа с учебником

Упражнение №343 (письменно).

Чтение теоретического материала на стр.168, его обсуждение (новое в этом уроке), вывешивается плакат.

На доске:

Способы выражения обращений

Чем выражено? Примеры
1. Существительным

2. Частями речи, употребленными в значении существительного:

А) Прилагательным

Б) Причастием

В) Числительным

3. Существительным или прилагательным с "О"

Доброе утро, бабушка!

 

 

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая:

Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход!

На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд.

О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос!

4.2. Тренировочные упражнения

1. Перестройте предложение так, чтобы подлежащие стали обращениями.

На доске:

1) Ветер споёт нам про дикие горы.

2) Мой друг настойчиво добивается цели

3) Не шумит рожь спелым колосом.

1. "Третье лишнее"

На доске:

4.3. Готовимся к ГИА, ЕГЭ (см. приложение №1)

5. Итоги урока

- Что узнали нового, чему научились?

- Что особенного запомнилось при изучение темы?

6. Домашнее задание

6.1 параграф 55, упр. 345

6.2 Задание на "5":

Составьте текст рекламы обращения. Сделайте это так, чтобы обращение было в каждом предложении. Верно расставьте знаки препинания.

7. Подведение итогов урока.

  • Было ли трудно вам сегодня на уроке?
  • С чем вы ушли с урока?
  • Чему научились?
  • Изобразите свое настроение.