Цель: Углубить представление об обращении, его функциях и способах выражения.
Задачи:
- обучающая: организовать самостоятельную работу учащихся по повторению и углублению понятий об обращении; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
- развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Тип урока: проблемный.
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Методическое оснащение занятия:
1. cхема-опора
2. плакат-алгоритм
3. раздаточный материал, карточки с заданиями (приложение 1)
4. учебник "Русский язык" 8 класс /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина/
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Ребята, для того, чтобы наша работа принесла нам хорошие результаты, постараемся сейчас выяснить, что вам известно об обращении.
А поможет нам в этом игра "Интеллектуальная разминка"
2.1. "Интеллектуальная разминка".
На доске:
- колосс
- колоссальный
Что означает слово "колосс"?
Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.
2.2. Постановка проблемы
Ребята, посмотрите на схему и предложение.
На доске:
Ребята, наша команда выиграла!
Составляется схема:
Какие мысли у вас возникли?
(Обращение не является членом предложения.)
А почему к обращению нельзя поставить вопрос?
3. Изучение новой темы.
3.1. Исследование
Чтобы найти ответ на эти вопросы, постараемся пойти другим путем. Предлагаю вам провести исследование: "Почему обращение нельзя включить в схему предложения?"
(Потому что оно не отвечает ни на какой вопрос, оно не связанно грамматически ни с каким членом предложения.)
Выпишем пары слов:
На доске:
- Команда (что сделала?) - выиграла.
- Команда (чья?) - наша - согласование.
Обращение нельзя объединить в пару ни с одним словом. Следовательно, оно не связанно ни с каким словом: ни связью согласования, ни связью управления, ни связью примыкания.
Продолжаем исследование:
На доске:
1) Пограничники охраняют рубежи нашей родины.
2) Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины.
Анализируем эти предложения:
- по цели высказывания,
- по характеру грамматической основы,
- по наличию главных и второстепенных членов,
- наличию главных и второстепенных членов предложения.
Подчеркните главные члены предложения.
Чем первое предложение отличается от второго?
Почему в I предложении слово пограничники является подлежащим, а во II нельзя поставить вопрос?
Значит, обращение не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос?
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
Кто мне сможет сформулировать результат исследования?
А теперь постараемся сформулировать вывод. Для этого обратимся к учебнику на стр. 166-167.
3.2. Объяснение нового материала
Слово учителя:
Простые предложения могут быть осложнены такими словами, которые не являются членами предложения. Сегодня речь пойдет об обращении. Обращения находятся в границах простого осложненного предложения, но не являются его членами. Они не связанны грамматически с членами предложения: к ним нельзя поставить вопрос. Основная функция обращения - " звательная". Иногда обращение бывает риторическое, передающее экспрессивно-эмоциональное отношение говорящего.
3.3. Углубление темы
Самостоятельное чтение параграфа 55. Перед чтением обучающимся ставится задача: найти неизвестные им сведения об обращении.
Упражнение №342 (устно).
Анализ таблицы стр.167 (подготовка связанного рассказа об обращении).
4. Закрепление изученного
4.1. Работа с учебником
Упражнение №343 (письменно).
Чтение теоретического материала на стр.168, его обсуждение (новое в этом уроке), вывешивается плакат.
На доске:
Способы выражения обращений
Чем выражено? | Примеры |
1. Существительным 2. Частями речи, употребленными в значении существительного: А) Прилагательным Б) Причастием В) Числительным 3. Существительным или прилагательным с "О" |
Доброе утро, бабушка!
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая: Обучающиеся 8-х классов, завтра идем в поход! На первый второй рассчитайсь, первый, шаг вперёд. О мудрейший, помоги мне разрешить один вопрос! |
4.2. Тренировочные упражнения
1. Перестройте предложение так, чтобы подлежащие стали обращениями.
На доске:
1) Ветер споёт нам про дикие горы.
2) Мой друг настойчиво добивается цели
3) Не шумит рожь спелым колосом.
1. "Третье лишнее"
На доске:
4.3. Готовимся к ГИА, ЕГЭ (см. приложение №1)
5. Итоги урока
- Что узнали нового, чему научились?
- Что особенного запомнилось при изучение темы?
6. Домашнее задание
6.1 параграф 55, упр. 345
6.2 Задание на "5":
Составьте текст рекламы обращения. Сделайте это так, чтобы обращение было в каждом предложении. Верно расставьте знаки препинания.
7. Подведение итогов урока.
- Было ли трудно вам сегодня на уроке?
- С чем вы ушли с урока?
- Чему научились?
- Изобразите свое настроение.