Цель: познакомить со свойствами четных и нечетных чисел.
Задачи урока:
образовательные:
- отрабатывать вычислительные навыки
- уметь находить математические закономерности
развивающие:
- формировать умение самостоятельно применять имеющиеся знания
- развивать память, логическое мышление
- продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля
воспитательные:
- воспитывать коммуникативные умения
- развивать навыки коллективной работы.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
План урока
I. Организационный момент
Класс делится на 4 группы.
II. Устный счёт
1.- К нам на урок пришёл один сказочный герой. Отгадайте загадку, тогда вы узнаете его имя. (Слайд 2):
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки.
Он очень любопытный,
В жажде знаний ненасытный. (Знайка)
А поможет вам отгадать имя героя "волшебный квадрат".
(Слайды 3-11)
Знайка и я, мы рады встрече, друзья!
И думаем, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать сравнивать, рассуждать.
2.- Посмотрите на рисунок. Знайка приглашает нас в путешествие по Солнечному городу.(Слайд 12)
Присмотритесь внимательно, у нескольких домов пропущена нумерация. Назовите пропущенные номера домов.
(2,3,6)
- Как называются числа в верхнем ряду? (нечётные)
Как называются числа в нижнем ряду? (чётные)
Составьте из этих цифр двузначные числа, так чтобы цифры в одном числе не повторялись. Запишите их в порядке возрастания, прочтите в порядке убывания.
(23, 26, 32, 36, 62, 63 - в порядке возрастания
63, 62, 36, 32, 26, 23 - в порядке убывания)
Чётные числа подчеркните зелёным карандашом, а нечётные - синим.
- Как узнать: двузначное число чётное или нечётное? (если число оканчивается на чётную цифру или ноль, то это число чётное;если число оканчивается на нечётную цифру, следовательно, это число нечётное)
- Номера верхних домов умножьте на 10, а нижних -на 12.
(10, 30, 50, 70
24, 48, 72, 96)
3. -Решите задачу.(Слайд 13)
Знайка решил измерить периметр двора. Какой путь прошёл Знайка вдоль пятиугольного забора, если длина одной сторона составляет 4 метра, а каждая следующая сторона на 1 метр длиннее предыдущей?
Р=4+(4+1)+(5+1)+(6+1)+(7+1)=30(м)
II. Новый материал. Исследование
-Знайка сегодня к нам на урок пришёл не случайно. Он очень любит математику и старается каждый раз раскрыть секреты этой науки. Так выполняя различные математические вычисления, Знайка выявил некоторые закономерности среди чётных и нечётных чисел. Он предлагает вам провести исследование с этими числами, а потом сравнить с результатами своей работы.
Возьмите любые чётные и нечётные числа. Произведите с ними математические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Понаблюдайте и сделайте выводы: какие получаются ответы, когда вы выполняете операции с числами одной группы (чётные или нечётные), из разных групп (чётные с нечётными). Работая с каждой группой чисел, сформулируйте гипотезы, которые у вас при этом возникают. Проведите эксперимент по испытанию каждой из своих гипотез на правдоподобие. Выполнить работу вам поможет "План изложения найденной информации" (Приложение)
Исследование проходит в группах:
- 1 группа -сложение;
- 2 группа - вычитание;
- 3 группа - умножение;
- 4 группа - деление.
III. Физкультминутка
Для глаз (Слайд 14)
Подвижная (Слайд 15, гиперссылка "Зарядка")
IV. Обмен информацией
Представитель каждой группы предоставляет полученную информацию. (Шаблон представления найденной информации заполняется всей группой в ходе исследования.)Во время доказательства выдвинутой гипотезы примеры, которые служат доказательством подтверждения или опровержения данного утверждения, записываются на доске.
Выводы каждой группы отражаются в презентации. (Слайды 16-17)
1 группа (сложение)
- чётное + чётное = чётное
- нечётное + нечётное = чётное
- чётное + нечётное = нечётное
2 группа (вычитание)
- чётное - чётное = чётное
- нечётное - нечётное = чётное
- чётное - нечётное = нечётное
- нечётное - чётное = нечётное
3 группа (умножение)
- чётное чётное = чётное
- нечётное нечётное = нечётное
- чётное нечётное = чётное
4 группа (деление)
- чётное : чётное = чётное
- нечётное : нечётное = нечётное
- чётное : нечётное = чётное
V. Закреплениенового материала
- Возникает вопрос: для чего мы проводили исследования? Как вы считаете, пригодятся ли нам новые знания? (нам пригодятся эти знания, чтобы прогнозировать ответ в вычислении и избегать ошибок при счёте)
Знайкарад, что его результаты исследования и ваши получились одинаковыми и, опираясь на полученные знания, предлагает вам найти ответ примера. Ребята, обратите внимание, что цифры в примерах заменены на символические знаки. (Слайды 18-19)
VI. Работа в тетрадях
- Ребята, помогите Знайкераспределитьпримеры в два столбика: в первый столбик примеры, у которых результат должен получиться чётным числом, а во второй столбик - нечётным числом, а затем вычислите.
(Слайд 20)
96:16= 18·3= 48:3= 33+54= 53-24= 75:25= 14·6= 95:5= 68+27= 76-39=
VII. Итог урока. Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какие интересные сведения мы узнали?
- Где нам пригодятся новые знания?
- Что мне больше всего понравилось на уроке?
- Что вам удалось в выполнении исследования лучше всего? Благодаря чему?
- В чём у вас возникли трудности? Как вы их преодолели?
VШ. Домашнее задание
- Составьте два примера из четырёх известных вам действий вычисления так, чтобы значение одного выражения было чётным числом, а другого - нечётным.