Урок-исследование "Свойства четных и нечетных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить со свойствами четных и нечетных чисел.

Задачи урока:

образовательные:

  • отрабатывать вычислительные навыки
  • уметь находить математические закономерности

развивающие:

  • формировать умение самостоятельно применять имеющиеся знания
  • развивать память, логическое мышление
  • продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля

воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные умения
  • развивать навыки коллективной работы.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

План урока

I. Организационный момент

Класс делится на 4 группы.

II. Устный счёт

Презентация 1

Презентация 2

Приложение 1

Приложение 2

1.- К нам на урок пришёл один сказочный герой. Отгадайте загадку, тогда вы узнаете его имя. (Слайд 2):

Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки.
Он очень любопытный,
В жажде знаний ненасытный. (Знайка)

А поможет вам отгадать имя героя "волшебный квадрат".

(Слайды 3-11)

Знайка и я, мы рады встрече, друзья!
И думаем, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать сравнивать, рассуждать.

2.- Посмотрите на рисунок. Знайка приглашает нас в путешествие по Солнечному городу.(Слайд 12)

Присмотритесь внимательно, у нескольких домов пропущена нумерация. Назовите пропущенные номера домов.

(2,3,6)

- Как называются числа в верхнем ряду? (нечётные)

Как называются числа в нижнем ряду? (чётные)

Составьте из этих цифр двузначные числа, так чтобы цифры в одном числе не повторялись. Запишите их в порядке возрастания, прочтите в порядке убывания.

(23, 26, 32, 36, 62, 63 - в порядке возрастания

63, 62, 36, 32, 26, 23 - в порядке убывания)

Чётные числа подчеркните зелёным карандашом, а нечётные - синим.

- Как узнать: двузначное число чётное или нечётное? (если число оканчивается на чётную цифру или ноль, то это число чётное;если число оканчивается на нечётную цифру, следовательно, это число нечётное)

- Номера верхних домов умножьте на 10, а нижних -на 12.

(10, 30, 50, 70

24, 48, 72, 96)

3. -Решите задачу.(Слайд 13)

Знайка решил измерить периметр двора. Какой путь прошёл Знайка вдоль пятиугольного забора, если длина одной сторона составляет 4 метра, а каждая следующая сторона на 1 метр длиннее предыдущей?

Р=4+(4+1)+(5+1)+(6+1)+(7+1)=30(м)

II. Новый материал. Исследование

-Знайка сегодня к нам на урок пришёл не случайно. Он очень любит математику и старается каждый раз раскрыть секреты этой науки. Так выполняя различные математические вычисления, Знайка выявил некоторые закономерности среди чётных и нечётных чисел. Он предлагает вам провести исследование с этими числами, а потом сравнить с результатами своей работы.

Возьмите любые чётные и нечётные числа. Произведите с ними математические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Понаблюдайте и сделайте выводы: какие получаются ответы, когда вы выполняете операции с числами одной группы (чётные или нечётные), из разных групп (чётные с нечётными). Работая с каждой группой чисел, сформулируйте гипотезы, которые у вас при этом возникают. Проведите эксперимент по испытанию каждой из своих гипотез на правдоподобие. Выполнить работу вам поможет "План изложения найденной информации" (Приложение)

Исследование проходит в группах:

  • 1 группа -сложение;
  • 2 группа - вычитание;
  • 3 группа - умножение;
  • 4 группа - деление.

III. Физкультминутка

Для глаз (Слайд 14)

Подвижная (Слайд 15, гиперссылка "Зарядка")

IV. Обмен информацией

Представитель каждой группы предоставляет полученную информацию. (Шаблон представления найденной информации заполняется всей группой в ходе исследования.)Во время доказательства выдвинутой гипотезы примеры, которые служат доказательством подтверждения или опровержения данного утверждения, записываются на доске.

Выводы каждой группы отражаются в презентации. (Слайды 16-17)

1 группа (сложение)

  • чётное + чётное = чётное
  • нечётное + нечётное = чётное
  • чётное + нечётное = нечётное

2 группа (вычитание)

  • чётное - чётное = чётное
  • нечётное - нечётное = чётное
  • чётное - нечётное = нечётное
  • нечётное - чётное = нечётное

3 группа (умножение)

  • чётное  чётное = чётное
  • нечётное  нечётное = нечётное
  • чётное  нечётное = чётное

4 группа (деление)

  • чётное : чётное = чётное
  • нечётное : нечётное = нечётное
  • чётное : нечётное = чётное

V. Закреплениенового материала

- Возникает вопрос: для чего мы проводили исследования? Как вы считаете, пригодятся ли нам новые знания? (нам пригодятся эти знания, чтобы прогнозировать ответ в вычислении и избегать ошибок при счёте)

Знайкарад, что его результаты исследования и ваши получились одинаковыми и, опираясь на полученные знания, предлагает вам найти ответ примера. Ребята, обратите внимание, что цифры в примерах заменены на символические знаки. (Слайды 18-19)

 

VI. Работа в тетрадях

- Ребята, помогите Знайкераспределитьпримеры в два столбика: в первый столбик примеры, у которых результат должен получиться чётным числом, а во второй столбик - нечётным числом, а затем вычислите.

(Слайд 20)

96:16= 18·3= 48:3= 33+54= 53-24=
75:25= 14·6= 95:5= 68+27= 76-39=

VII. Итог урока. Рефлексия

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какие интересные сведения мы узнали?

- Где нам пригодятся новые знания?

- Что мне больше всего понравилось на уроке?

- Что вам удалось в выполнении исследования лучше всего? Благодаря чему?

- В чём у вас возникли трудности? Как вы их преодолели?

VШ. Домашнее задание

- Составьте два примера из четырёх известных вам действий вычисления так, чтобы значение одного выражения было чётным числом, а другого - нечётным.