Возможности учреждения дополнительного образования детей для формирования экологической культуры дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Собинского района Доме детского творчества г. Собинки в 1995 году по запросам родителей открыто объединение "Дошкольник".

Объединение "Дошкольник" сегодня: 2 группы - 23 ребенка старшего дошкольного возраста, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения города.

Сегодняшние дети отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они раскованы, общительны, не очень здоровы и требуют динамично изменяющейся окружающей среды. Дошкольный возраст и самоценен тем, что позволяет ребенку осуществлять разные виды продуктивной деятельности, что развивает воображение, внимание, мышление, память, чувства и нравственные качества.

Для обучения и воспитания детей разработана модифицированная программа дополнительного образования детей "Радость" на основе программы Н.А.Федосовой "Преемственность", Москва, АПК и ПРО, 2003 год.

В программе выделены основные принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • свободный выбор ребенком видов деятельности;
  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности
  • в сочетании с разумной требовательностью;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность и занимательность занятий;
  • единство обучения, воспитания, развития.

Совершенствованию образовательного процесса способствует комплексность программы дополнительного образования детей "Радость", интеграция разных видов деятельности.

Основу программы составляют следующие разделы:

"Веселый счет", "Звукобуквенное царство", "Познай себя", "Подвижные игры", "Природа - наш дом", "Музыка", "Волшебный мир книги".

Один из разделов программы "Радость" - "Природа - наш дом" (объединение "Экология", педагог дополнительного образования Онаприюк Светлана Владимировна).

Экологическое воспитание дошкольников - это познание живого, у которого есть свой "дом", в котором есть все для его жизни. Отношение к объектам природы возникает во взаимодействии интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов.

Программа дополнительного образования детей "Природа - наш дом" модифицированная на основе образовательной программы "Зеленая тропинка" Плешакова А.А, которая основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений.

Цель: создание условий для личностного и творческого развития ребенка средствами экологического воспитания.

Задачи:

  • приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;
  • удовлетворить потребность детей в ознакомлении с окружающим миром природы (растения, животные, птицы, человек);
  • побуждать детей воспринимать природу как первооснову красоты и величия;
  • научить аккуратно выполнять порученное дело и соблюдать правила техники безопасности;
  • показывать детям разнообразие форм, цветов природы, совершенство строения, заинтересованное отношение к природе, желание её оберегать и сохранять ее красоту;
  • способствовать познанию красивого в самом себе, утверждению доброты, человеческого достоинства, сопереживанию всему живому;
  • развивать инициативность, любознательность, произвольность и способности к творческому самовыражению.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности неорганизованных детей, направлено на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения ребенка. Содержание программы строится как синтез различных экологических знаний, гуманного отношения ко всему живому.

Основные аспекты организации экологического образования

  • Развитие мотивации к познанию.
  • Реализация программы дополнительного образования детей "Природа - наш дом".
  • Вариативность и эффективность занятий по экологии.
  • Совершенствование учебно- методического комплекса.
  • Отслеживание результатов деятельности детей.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Непрерывность и преемственность.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную педагогом ситуацию творческого общения при решении различных задач и заданий. С этой целью использую разнообразные формы взаимодействия с детьми:

  • Игры.
  • Интегрированные занятия.
  • Прогулки-экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Продуктивная деятельность.
  • Практические задания.
  • Диагностика уровня сформированности экологической культуры.

В настоящее время реализую на занятиях объединения следующие методические материалы, разработанные мною: познавательные дидактические игры, загадки о природе, тематические прогулки - экскурсии.

В основу подготовки детей положены наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной среде для данного возраста.

Виды наблюдений: за природной средой, за природными условиями, за социальной микросредой.

Наблюдение проводится во время занятий, прогулок- экскурсий и в основе различных видов деятельности: изобразительная деятельность, рассказы детей на основе впечатлений, добрые практические дела.

Занятие "Наблюдение в природе по дороге в Дом детского творчества"

Цель: развитие наблюдательности и детского воображения, планирование педагогом дальнейшей работы с детьми с учетом индивидуальных особенностей.

Задание:

Вспомни и нарисуй, что или кого ты видел (а) по дороге в Дом детского творчества, или утром дома.

Задание выполняется после проведения беседы о том, что или кого ребенок видел дома из окна, на улице, по дороге на занятие в МБОУДОД ДДТ.

После выполнения задания, педагог вместе с дошкольниками выясняет, что ребенок нарисовал радостно и весело, а что грустно и почему.

Рисует ребенок карандашами или фломастерами (по желанию).

Итоги беседы:

  • положительное (радостное):
    красота новогодней елки на территории ДДТ и улицах города, красивые и чистые машины на дорогах, веселая мама утром дома, кормление птиц, воспоминания о походе с родителями в лес, добрый сон и др.
  • отрицательное (грустное):
    грустные лица людей, холодная погода, на балконе от холода погиб цветок, на улице пробежала хромая собака, темная ночь, вредные выхлопные газы и др.

Вывод: в рисунках детей можно увидеть заинтересованность к данной теме доверительного разговора. Дети внимательны к объектам живой и неживой природы, при этом свои чувства выражают эмоционально.

Проводить такие беседы с детьми можно индивидуально.

Познавательные, дидактические игры

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с миром растений, птиц, животных и человека, понять насколько богата природа, расширить кругозор, научить делать выводы.

1. Времена года: "Расскажи о летнем отдыхе", "Осень", "Что растет в огороде", "Зима",

"Весна", "Лето", "Что и за чем ?".

2. Птицы и животные: "Что я вижу", "Кто это?", Что это?", "Угадай, кто я?", "Отгадай животное", "Бюро находок", "Еда для животных", " Кто и где живет", "Собери семью", "Кто как передвигается".

3. Человек: "Что полезно, а что вредно?", "Что я люблю делать?", "Ах, как вкусно", "Все профессии важны" и др.

Методическая рекомендация "Загадки о природе" составлена в соответствии с разделами программы "Природа - наш дом": явления природы, растения, животные, птицы, человек. Загадки расположены в алфавитном порядке отгадок.

При проведении на занятиях познавательных, дидактических игр, отгадывании загадок, игр на участке Дома детского творчества у детей развивается любознательность и сообразительность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и закономерности.

Одним из важнейших видов деятельности являются экскурсии и прогулки.

Во время тематических экскурсий удовлетворяются познавательные потребности ребенка, воспитываются любовь и эстетическое отношение ребенка, обеспечивается развитие коммуникативности.

Тематические прогулки-экскурсии

  • Участок Дома детского творчества:
  • "Мой любимый цветок", "Приметы осени", "Поздняя осень", "Деревья участка ДДТ", "Зимние забавы", "Стряхивание снега с лап елей", "Подкормка птиц зимой",
  • "Приметы весны".
  • Улицы города:
  • "Транспорт на улице Димитрова", "Жизнь птиц зимой", "Хвойные деревья",
  • Детская городская библиотека:
  • "Осенние сказки", "Зимние сказки".
  • Медицинская служба района:
  • "Скорая помощь", "Аптека".
  • МДОУ № 8 г. Собинки:
  • "Снегири", "Здравствуй, елка".
  • "Спорт и здоровье", стадион.
  • "Я - будущий ученик", МБОУ Собинская СОШ № 4.

1. Занятие-экскурсия "Скорая помощь"

Задачи:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • продолжить знакомить детей с учреждениями города:
  • оздоровить детей в процессе пешеходной экскурсии;
  • формировать первоначальные основы знаний о профессиях
  • медицинских работников: врач, фельдшер, санитар.

1. Подготовительная работа на занятиях.

Беседы:

  • "Самые нужные телефоны";
  • "Профессии медицинских работников";
  • "Помоги себе".

2. Напоминание детям о культуре поведения на улице и в учреждении.

Ход экскурсии

1. Дорога к скорой помощи.

Данное медицинское учреждение находится на близлежащей территории с Домом детского творчества по ул. Димитрова.

Рассматривание внешнего вида здания, сообщение детям адреса местонахождения "ОЗ".

2. Слово педагога. Беседа.

Педагог. Что же это за учреждение?

Дети. Скорая медицинская помощь.

Педагог. Дети, как вы догадались, что это здание скорой помощи?

Дети. На здании есть знаки: "+", " 03", красный цвет букв; рядом стоят машины скорой помощи, приходили с родителями в это здание.

Дети проходят в помещение " 03", где их встречает фельдшер скорой помощи.

3. Рассказ фельдшера с демонстрацией необходимых медицинских средств.

Значение медицинской службы. Правила приема вызова к больному. Телефонный разговор. Значение медикаментов, их упаковка: таблетки, капли, порошки, микстуры, ампулы. Перевязочный материал, аптечка фельдшера, медицинские приборы: фонендоскоп, термометр, шприцы, прибор для измерения давления. Действия фельдшера после звонка вызова на дом к больному.

Вопросы детей (например, Кто еще работает в скорой помощи? Как стать фельдшером? Можно ли сделать самому укол? и другие вопросы).

4. Осмотр машины скорой помощи.

Значение специального транспорта, его внешний вид, позывные "скорой".

Что находится в скорой помощи: носилки, специальные медицинские приборы, аптечка, кислородные баллоны.

5. Возвращение в Дом детского творчества. Подвижные игры на территории Дома детского творчества.

2. Занятие "Скорая помощь"

Подведение итогов экскурсии.

1. Детям предлагается вспомнить все, что они видели в "03".

Обмен впечатлениями детей об экскурсии.

2. Отгадывание загадок о человеке.

  • Не часы, а тикает (сердце).
  • Два братца живут рядом, а сойтись не могут (глаза).
  • Носить могу, а сосчитать не могу (волосы).
  • Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
  • Что на свете дороже всего? (здоровье).

3. Самостоятельная работа.

Первый вариант задания:

  • сделать зарисовки наиболее интересных, важных моментов экскурсии в скорую помощь.

Выставка рисунков и выбор лучших для подарка в скорую помощь (Презентация)

Второй вариант задания:

  • сюжетно-ролевая игра "Если я заболел:".

Когда мы вместе (педагог - дети - родители)

Гуманизация педагогического процесса устанавливает доверительные партнерские отношения педагогов с детьми и родителями. Объединение "Экология" - это часть образовательной среды Дома детского творчества, воспитывает и семья, и общение со сверстниками, телевидение и многое другое. Для обеспечения полноценного развития ребенка тесно взаимодействую с семьей, используя разнообразные формы:

  1. День открытых дверей (ежегодно, сентябрь).
  2. Родительские собрания.
  3. Анкетирование родителей (2 раза в год).
  4. Индивидуальные консультации педагога, психолога.
  5. Почта доверия.
  6. Совместная деятельность педагога, детей, родителей.
  7. Участие в реализации социального проекта "В едином стремлении".

Анкета для родителей

"Экологическое воспитание дошкольников"

Цель:

- выявить влияние семьи на экологическое воспитание дошкольников;

- оценка родителями эффективности экологического воспитания в объединении.

Вопросы:

1. Как часто Вы совершаете прогулки и экскурсии с ребенком в природу (лес, луг, парк, сквер, по улицам города, стадион)?

2. Есть ли у Вас садовый участок, дача, огород?

3. Какие объекты природы есть у Вас дома (растения, птицы, рыбы, домашние животные)?

4. Какие трудовые поручения есть у Вашего ребенка дома по уходу за объектами природы, на даче?

5. Проводите ли вы беседы с Вашим ребенком о том, что он узнал нового на занятиях по экологии?

6. Какие чувства испытывает Ваш ребенок в процессе общения с природой?

Совместная деятельность педагога, детей и родителей: традиционные праздники "Золотая осень", "Елка по - домашнему" в музее Н.Е.Жуковского, конкурсные программы, экскурсии. В текущем учебном году в Доме детского творчества проведен конкурс семейных команд "Я плюс мама моя", посвященный Дню Матери. Вагина Татьяна Юрьевна, мама Афанасия, стала победителем в номинации "Мама - умница".

В конкурсной программе семья Вагиных представила рисунки членов семьи об увлечении рыбалкой, о прогулах и походах в природу, рассказы - впечатления.

Определение реального уровня отношения детей к природе позволяет наметить основные направления экологической работы с дошкольниками, определить критерии оценки качества образования по программе дополнительного образования детей "Природа - наш дом":

Уровень сформированности экологической культуры:

- выраженность гуманного отношения;

- проявление эстетического и познавательного отношения к природе;

- понимание ответственности человека за сохранение природы.

Знания о природе:

- распознавание на рисунках и в природе изученных растений и животных, человека;

- целостное рассмотрение объектов природы, воспроизводящее содержание и структуру о них;

- степень проникновения в сущность явлений природы (глубина знаний);

- многообразие познавательных объектов (полнота знаний);

- выделение главного в объекте.

Степень усвоения трудовых навыков и умений наблюдения за живыми объектами:

- владение основными способами трудового процесса;

- качество труда;

- степень самостоятельности детей в труде.

Овладение речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний:

- стремление рассказывать о переживаниях и впечатлениях, обсудить их и передать в деятельности.

Формы демонстрации дошкольниками образовательных результатов:

занятия - экскурсии, занятия - сказки, занятия - наблюдения, занятия - праздники, игровые программы, занятия - выставки.

Высокий уровень усвоения программы "Природа - наш дом" характеризуется:

- знанием ребенка об основных признаках живого;

- умением устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий среды потребностям живого существа;

- владением основными предметными понятиями;

- использованием наблюдения как способа познавательной деятельности;

- моделированием признаков отдельных объектов;

- владением трудовыми умениями, достигая положительных результатов;

- бережным, заботливым отношением к природе, нетерпением к нарушениям правил общения с природой.

Непрерывность и преемственность в обучении обеспечивают эффективность образования. Под непрерывностью я понимаю наличие последовательной цепи задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед. Выпускники объединения продолжают образование в других объединениях Дома детского творчества: "Художник", "Начальное техническое моделирование", музыкально-театральной студии "Куликово болото", ансамбле современного танца "Сюжет", принимают участие в мероприятиях разного уровня. Педагоги дополнительного образования воспитывают у детей бережное отношение к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия.

Дополнительное образование детей в объединении "Экология" МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки осуществляется в благоприятных для развития личности ребенка условиях, с этой целью предусматривается:

  • регулярное обновление содержания программы дополнительного образования детей "Природа - наш дом" на основе современных разработок научных основ организации образовательного процесса;
  • совершенствование организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • расширение взаимосвязи основного и дополнительного образования.

Презентация.