Цели урока:
- научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;
- показать особенности построения текста сравнительного характера;
- обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
- ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.
Техническое обеспечение:
- Использование средств ИКТ:
- Программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.
- Презентация Microsoft PowerPoint
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчествеН.С. Лескова
В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. (слайд № 2) Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой "За завтраком", созданной в 1914 году. (слайд№ 3)
О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? (Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)
Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.
Задача нашего урока не только описать картину-портрет и изображённых на ней героев, но и произвести их сравнительную характеристику.
Что же такое сравнение и сравнительная характеристика?
Сравнение - одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами.
Сравнительная характеристика - выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения. (слайд № 4)
2. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках) (слайд № 5)
1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? (Да, это родные люди.Это дети художницы.)
2. По каким признакам вы определили, что это родные?( Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане.У них практически одинаков цвет глаз, овал лица.)
3. Что объединяет этих детей? (Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать)
4. На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?
Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.
Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их дома, связанных единым действием - они завтракают.(слайд № 6)
5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой).
6. Кто из детей старше? ( Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины.Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру).
7. Опишите этого мальчика.(слайд № 8) (Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.)
8. А теперь посмотрите на второго мальчика.(слайд № 9) Чем он отличается от старшего? (Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.)
9. А их младшая сестра? (слайд № 10) Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. (Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев).
Итак, мы убедились, что дети, изображённые на картине, имеют общие черты, а с другой стороны, разные. Можно их сгруппировать по общим признакам? Для того, чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте составим таблицу, в которой выделим черты сходства и различия наших героев.(слайд №11)
Младший брат и девочка | Старший мальчик | |
Поза | Повернули голову к зрителю, сидят в пол-оборота, мальчик держит ложку, а девочка положила руку на тарелку, другой держится за стул | Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол |
Лицо | Тонкие черты лица, выразительное, яркое | Бледное, правильные черты |
Глаза | Карие, большие, широко раскрыты, живые, блестящие | Прищуренные, опущены вниз |
Взгляд | Обращен к зрителю, внимательный, выразительный, любознательный | Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии |
Нос | Маленький, курносый | Прямой, острый, средний по величине |
Рот, губы | Изящный, маленький, "бантиком"; яркие, алые | Небольшой; тонкие, ярко-красные, вытянуты "ниточкой" |
Волосы | Каштановые, прямые, непослушные | Русые, короткие, аккуратно уложены |
Характер | Добрый, покладистый | Мечтательный |
Одежда | Темно-синее платье и белый, с кружевами фартук; темно-синяя в тонкую белую полоску рубашка | Тёмно-синяя домашняя рубашка |
10. Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).
3. Словарно-орфографическая работа
Как вы понимаете следующие словосочетания (слайд №12)
- мирная сцена (спокойная, налаженная жизнь);
- активное состояние детей (их неподвижность, различные действия);
Вставьте пропущенные буквы в слова(слайд №13): жёлтый кувшин, суповая миска, очаровательныедети, белоснежная скатерть, домашняя традиция
Задание на дом: написать сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е Серебряковой "За завтраком".