Цели урока:
- Обучающая: познакомить с правописанием разделительного твердого знака.
- Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы, самостоятельно оценивать результат своих действий; развитие критического мышления.
- Воспитательные: содействие воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности через использование информационных технологий.
- Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация "Разделительный твердый знак", таблица "Разделительный ь. Разделительный ъ", круги для самооценки, учебник "Русский язык" 2 класс автор Р.Н. Бунеев, Е.В., дидактический материал Л.Ю. Комисарова.
При разработке урока использованы приемы ТРКМ: корзина идей, кластер.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
I. Организационный момент. | |||||
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату, проговорите орфограммы. | Дети записывают дату в тетрадях, один ученик проговаривает орфограммы, остальные проверяют. | ||||
II. Минутка чистописания. | |||||
Прочитайте слова на доске: печка,
отъезд, теплица, поезд. Назовите букву, которая
не обозначает звука. Пишем в тетрадях: показы ъ. |
Дети читают слова: печка, отъезд,
теплица, поезд. - Это твёрдый знак. Дети пишут ъъ ъъ ъъ съ дъ |
||||
III. Стадия вызова. | |||||
1. Выведение темы и сообщение целей
урока.
- Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока? Слайд № 2. 2. Активизация опорных знаний. - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что мы знаем о нем? - Да, сегодня мы будем говорить о разделительном ъ, учиться писать слова с этим знаком. 3. Корзина вопросов. - Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме? (На слайде № 3 наполняется корзина идей.) |
- Да, разделительный твёрдый знак.
- Разделительный мягкий знак, он пишется после согласных в корне перед гласными второго ряда.
- Какую работу выполняет разделительный ъ? - В каких словах пишется ъ? - Где в словах пишется ъ? - Как отличить разделительные ь и ъ? |
||||
IV. Стадия осмысления. | |||||
Проблемная задача. - Ребята, давайте попробуем ответить на первый вопрос нашей корзины идей: Какую работу выполняет разделительный ъ? - Прочитайте четверостишие. Слайд № 4.
- Из какой сказки эти слова? - Назовите героев этой сказки. - Сегодня Маша будет помогать нам на уроке. - Найдите в стихотворении слова, которые имеют 1 различие в написании и 2 различия в произношении. - Объясните эти различия, сделав звукобуквенный анализ слов. - Сделаем вывод, составив кластер, какую же работу выполняет ъ? (По ходу ответов на слайде № 5 появляется кластер). - Мы ответили на первый вопрос корзины идей? - Где же пишется разделительный ъ? - Прочитайте слова на доске. - Какие части слова есть в словах? - Чем отличаются приставки в 1 столбике от приставок во 2 и 3 столбиках? - Понаблюдайте за первой гласной в корнях слов. - Сделаем вывод о написании разделительного ъ. (Вывод появляется после ответов в виде таблицы на доске. ┐ Ъ е, ё, ю, я - Проверим себя по учебнику с. 122. - Запишите слова третьего столбика в строку через запятую, орфограммы, части слова выделите. Как поняли задание? - Какие приставки, оканчивающиеся на согласную букву вы знаете? По ходу ответов приставки появляются на доске. - Запишите их в тетрадь. |
Дети читают.
- Русская народная сказка "Маша и медведь". - Машенька, медведь.
- Сесть, съесть.
Сесть - [с'эс'т'] Съесть - [сй'эс'т'] - В слове сесть нет ъ, а в слове съесть - есть. В слове сесть первый звук мягкий и в нем нет звука [й'], а в слове съесть - первый звук твердый и есть звук [й']. - Разделительный ъ предупреждает, что в слове есть звук [й'], разделяет согласный звук и согласный звук [й']. - Да, ответили. - Дети читают столбики слов.
- Приставка, корень. - Приставки в 1 столбике заканчиваются на гласную, во 2 и 3 столбике - на согласную. - Корни начинаются на гласную первого или второго ряда. - Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед гласными второго ряда е, ё, ю, я. Дети читают правило написания разделительного твердого знака в учебнике. Дети записывают слова. - Под, в, с, об, без, от. |
||||
V. Физминутка. | |||||
Первичное закрепление. - Упражнение на слайде № 6. - На какие группы можно разделить эти слова? - Молодцы, ребята, ответили и на 2 вопрос. 3. Проблемная задача. - Как отличить разделительные ь и ъ знаки? - Найдите сходства и различия. - По ходу ответов вывод-кластер появляется на слайде № 7. - Приведите примеры слов. |
- В 1 группу пойдут слова с приставками, во 2 - без приставок. - Но в словах везде приставки. - Значит, с ъ и без ъ. Письмо в тетрадях. - Сходства: разделительные ь и ъ пишутся после согласных перед гласными второго ряда (кроме буквы и при письме ъ) - Отличия: разделительный ь пишется в корне слов, а разделительный ъ - после приставки на согласную. Дети называют слова с разделительными ь и ъ. |
||||
VI. Рефлексия. | |||||
1. Вопросы на рефлексию. - Что нового узнали на уроке? Чему учились? - Составим кластер о разделительном ъ.
Открывается по ходу ответов кластер на слайде № 8 или на доске в виде табличек с напечатанными словами. - На следующем уроке мы с вами будем продолжать учиться писать слова с разделительным ъ, учиться отличать его от разделительного ь. 2. Самооценка. - Если вы очень хорошо поработали - поднимите зеленый круг. - Если поработали хорошо, но могли бы лучше - поднимите синий круг. - Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете - поднимите желтый круг. |
- Узнали о разделительном ъ, учились
писать слова с ъ, учились отличать
разделительные ь и ъ.
Дети оценивают свою работу. |
||||
VII. Домашнее задание. | |||||
С. 86 упр. 198 (д.м.), записать 5 слов с разделительным ъ. | Запись детьми домашнего задания. |