Цели игры:
- Реализация принципа умственного развития учащихся.
- Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
- Формирование и развития интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.
- Продолжение работы по воспитанию у учащихся ответственности, уважения к себе и своим соперникам.
Тип занятия:
дидактическая игра (две команды по 6 человек).Оборудование и материалы:
компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации, карточки-задания, программа электронного расчета на основе MS Excel, программа рефлексии.План проведения мероприятия
- Организационный момент.
- Цели, задачи, психологический настрой;
- Представление гостей.
- Введение. Вступление ведущих об игре "Информационная математика".
- 1 тур игры "Математическая эстафета".
- 2 тур игры "Математика и компьютерная графика".
- 3 тур игры "Математика и афоризмы".
- Конкурс болельщиков: "Математика и живопись".
- 4 тур игры "Турнир любознательных"
- Подведение итогов:
- Рефлексия - участники заполняют таблицу оценки мероприятия. (Приложение 8);
- Подведение итогов игры и вручение призов победителям и памятных подарков участникам игры.
- Фото ведущих и участников игры на память.
Ход игры
Преподаватель математики:
Добрый день участники нашей сегодняшней игры, болельщики и уважаемые гости! Сегодня мы с вами окажемся участниками интересной интеллектуальной игры "Информационная математика".
Девиз нашей игры " Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!" В ней участвуют две команды, которые пройдут некоторые испытания, где надо проявить свои знания по математике и информатике. А точнее можно сказать "Изучаем математику, используя информатику".
- "Между духом и материей посредничает
математика".
Хуго Штейнхаус - "Подобно тому, как все искусства тяготеют к
музыке, все науки стремятся к математике".
Джордж Сантаяна - "Машины должны работать. Люди должны думать".
Девиз компании "IBM" - "Компьютерная программа делает то, что вы
приказали ей сделать, а не то, что вы хотели, чтобы
она сделала".
Третий закон Грира
Преподаватель информатики:
Исходя из этих высказываний, можно сказать, что математика одна из древнейших наук и в то же время очень современная и важная наука. А информатика молодая наука, и развитие информационного общества невозможно без нее. Каждому молодому человеку важно не только уметь работать с компьютером и в интернете, но и обладать математической логикой мышления, т.е. уметь думать. Поэтому сегодняшнюю игру мы посвящаем математике и информатике.
Проводить игру нам помогут ведущие: представление ведущих мероприятия.
А также руководитель вычислительного центра: представление руководителя вычислительного центра, который будет заносить полученные командами баллы в электронную таблицу, подсчитывать итоги и сообщать данные игры. Приложение 7 (электронная таблица "Итоги")
Итак, начинаем!
Ведущая:
"Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться игра".
Ведущий:
"Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!"
Приложение 1 (Презентация "Информационная математика")
Ведущие читают афоризмы о математике и информатике с экрана (Приложение 1).
Ведущая:
Сегодня в нашей игре участвуют две группы.
Представляем команды (Список участников на экране)
Остальные учащиеся тоже могут активно участвовать в нашей игре в качестве болельщиков и помогать своим командам набирать баллы для победы.
Ведущий:
Игра состоит из 4 туров - 1 тур - Математическая эстафета, 2 тур - Математика и компьютерная графика, 3 тур - Математика и афоризмы, 4 тур - турнир любознательных.
И два конкурса для болельщиков - тур "Живопись и математика" и музыкальный конкурс "Угадай мелодию".
1 ТУР ИГРЫ "Математическая эстафета"
Приложение 2 (Презентация "Математическая эстафета")
Ведущая:
Итак, 1 тур нашей игры называется "Математическая эстафета":
"Не из учебника задача,
А потрудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значит
Простые с виду 10 цифр."
Ведущий:
"Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет"
Ведущие комментируют примеры с экрана. В конце спрашивают полученные результаты у команд и сравнивают с результатом на экране. ( Победившая команда получает 5 баллов)
2 Тур ИГРЫ "Математика и компьютерная графика"
Ведущая:
Внимание на экран. Переходим ко 2 туру нашей игры "Математика и компьютерная графика"
Приложение 3 (Презентация "Математика и компьютерная графика")
Ведущий:
"Я видел картину
На этой картине
Стоит пирамида
В песчаной пустыне"
Ведущая:
"Все в пирамиде
Необычайно
Какая-то есть в ней
Загадка и тайна"
Задание 2 тура: (выполняют по 3 представителя команд)
Используя компьютерную графику вычертить следующие геометрические фигуры:
-
Конус.
- Цилиндр.
- Параллепипед.
- Пирамида четырехугольная.
- Куб.
Ведущие раздают карточки с задание командам. Оценивается конкурс по 5-ти бальной системе.
3. ТУР ИГРЫ "Математика и афоризмы"
Приложение 4 (Презентация "Математика и афоризмы")
Ведущая:
Этого ученого называли королем математики. Попробуйте назвать имя этого математика? (вопрос болельщикам)
Ведущий:
Это известный немецкий математик 19 века Карл Гаусс (на экране его портрет)
Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками.
Ведущая:
А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, чтобы подольше занять ретивых учеников, он сложил все числа от1 до 100 и получил правильный ответ - 5050.
Задание 3 тура: (выполняют по 3 представителя команд)
Из полученных на карточках слов составьте самое известное высказывание Карла Гаусса, и, используя его, попробуйте сделать рекламу математике в виде презентации.
Конкурс болельщиков
Приложение 5 (Презентация "Математика и живопись")
Ведущий:
А теперь болельщикам мы предлагаем конкурс " Математика и живопись".
Но сначала послушайте притчу.
Ведущая:
"Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли.
Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко.
- Ты слышал крики, выстрелы?- спросил его магараджа.- ты видел, как тебя пугали?
- Нет, повелитель, я смотрел на молоко.
Ведущий:
Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы, проверим, насколько внимательны, наши болельщики.
Итак, каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.
В конце конкурса командам предлагается сдать выполненные задания по 2 и 3 турам игры.
4. ТУР ИГРЫ "Турнир любознательных"
Приложение 6 (Презентация "Турнир любознательных")
Ведущая:
"Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин,
Взмахнул разбойничьим мечом."
Ведущий:
"Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но, знают все, кто был убит."
Ведущая:
Один из величайших математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: "Отойди, не трогай моих чертежей!"
Ведущий:
Это греческий ученый - математик Архимед, основатель гидростатики, создатель катапульт, кранов. Он определил приближенное значение числа ?.
Приложение 7 (Интеллектуальная игра)
Ведущая:
4 этап - "Турнир любознательных" попробует открыть "архимедов" нашего учебного заведения.
Данный конкурс состоит из 2 раундов.
В первом раунде игроки команд по очереди выбирают № столбца (математика или информатика) и номер вопроса. Всего каждая команда имеет право открыть по 6 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Во втором раунде турнира команды также выбирают по 6 вопросов, называя номер строки (математика или информатика) и номер вопроса. На вопрос предлагается 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Приложение 1 (Презентация "Информационная математика")
Ведущая:
А завершить сегодняшнюю игру, мы хотим отрывком из стихотворения С.В. Ковалевской " Если ты в жизни:"
(на экране портрет Ковалевской)
(Ведущие читают медленно с выражением)
"Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы в решенье своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю, ты встреть и померься с грозой:"
Ведущий:
"Лживые призраки, злые виденья
Сбить тебя будут пытаться с пути;
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти;
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль, врагам уступая,
Дашь ты похитить её невзначай!"
А теперь посмотрим, как Вам понравилась игра "Информационная математика".
К компьютерам приглашаются по 2 представителя: участник команды и болельщик.
Приложение 8 ("Подумай и оцени")
Для этого Вам необходимо заполнить электронную таблицу "Подумай и оцени".
На экране приложение 9 (электронная таблица "Итоги")
Подведение итогов и вручение призов.