Интеллектуальная игра "Информационная математика"

Разделы: Математика, Информатика, Внеклассная работа


Цели игры:

  • Реализация принципа умственного развития учащихся.
  • Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности; развитие культуры коллективного умственного труда.
  • Формирование и развития интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.
  • Продолжение работы по воспитанию у учащихся ответственности, уважения к себе и своим соперникам.

Тип занятия: дидактическая игра (две команды по 6 человек).

Оборудование и материалы: компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации, карточки-задания, программа электронного расчета на основе MS Excel, программа рефлексии.

План проведения мероприятия

  1. Организационный момент.
    1. Цели, задачи, психологический настрой;
    2. Представление гостей.
  2. Введение. Вступление ведущих об игре "Информационная математика".
  3. 1 тур игры "Математическая эстафета".
  4. 2 тур игры "Математика и компьютерная графика".
  5. 3 тур игры "Математика и афоризмы".
  6. Конкурс болельщиков: "Математика и живопись".
  7. 4 тур игры "Турнир любознательных"
  8. Подведение итогов:
    1. Рефлексия - участники заполняют таблицу оценки мероприятия. (Приложение 8);
    2. Подведение итогов игры и вручение призов победителям и памятных подарков участникам игры.
    3. Фото ведущих и участников игры на память.

Ход игры

Преподаватель математики:

Добрый день участники нашей сегодняшней игры, болельщики и уважаемые гости! Сегодня мы с вами окажемся участниками интересной интеллектуальной игры "Информационная математика".

Девиз нашей игры " Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!" В ней участвуют две команды, которые пройдут некоторые испытания, где надо проявить свои знания по математике и информатике. А точнее можно сказать "Изучаем математику, используя информатику".

  • "Между духом и материей посредничает математика".
    Хуго Штейнхаус
  • "Подобно тому, как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике".
    Джордж Сантаяна
  • "Машины должны работать. Люди должны думать".
    Девиз компании "IBM"
  • "Компьютерная программа делает то, что вы приказали ей сделать, а не то, что вы хотели, чтобы она сделала".
    Третий закон Грира

Преподаватель информатики:

Исходя из этих высказываний, можно сказать, что математика одна из древнейших наук и в то же время очень современная и важная наука. А информатика молодая наука, и развитие информационного общества невозможно без нее. Каждому молодому человеку важно не только уметь работать с компьютером и в интернете, но и обладать математической логикой мышления, т.е. уметь думать. Поэтому сегодняшнюю игру мы посвящаем математике и информатике.

Проводить игру нам помогут ведущие: представление ведущих мероприятия.

А также руководитель вычислительного центра: представление руководителя вычислительного центра, который будет заносить полученные командами баллы в электронную таблицу, подсчитывать итоги и сообщать данные игры. Приложение 7 (электронная таблица "Итоги")

Итак, начинаем!

Ведущая:

"Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться игра".

Ведущий:

"Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!"

Приложение 1 (Презентация "Информационная математика")

Ведущие читают афоризмы о математике и информатике с экрана (Приложение 1).

Ведущая:

Сегодня в нашей игре участвуют две группы.

Представляем команды (Список участников на экране)

Остальные учащиеся тоже могут активно участвовать в нашей игре в качестве болельщиков и помогать своим командам набирать баллы для победы.

Ведущий:

Игра состоит из 4 туров - 1 тур - Математическая эстафета, 2 тур - Математика и компьютерная графика, 3 тур - Математика и афоризмы, 4 тур - турнир любознательных.

И два конкурса для болельщиков - тур "Живопись и математика" и музыкальный конкурс "Угадай мелодию".

1 ТУР ИГРЫ "Математическая эстафета"

Приложение 2 (Презентация "Математическая эстафета")

Ведущая:

Итак, 1 тур нашей игры называется "Математическая эстафета":

"Не из учебника задача,
А потрудней открылся шифр.
Ребята поняли, что значит
Простые с виду 10 цифр."

Ведущий:

"Да, путь познания не гладок.
Но знайте вы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет"

Ведущие комментируют примеры с экрана. В конце спрашивают полученные результаты у команд и сравнивают с результатом на экране. ( Победившая команда получает 5 баллов)

2 Тур ИГРЫ "Математика и компьютерная графика"

Ведущая:

Внимание на экран. Переходим ко 2 туру нашей игры "Математика и компьютерная графика"

Приложение 3 (Презентация "Математика и компьютерная графика")

Ведущий:

"Я видел картину
На этой картине
Стоит пирамида
В песчаной пустыне"

Ведущая:

"Все в пирамиде
Необычайно
Какая-то есть в ней
Загадка и тайна"

Задание 2 тура: (выполняют по 3 представителя команд)

Используя компьютерную графику вычертить следующие геометрические фигуры:

  1. Конус.
  2. Цилиндр.
  3. Параллепипед.
  4. Пирамида четырехугольная.
  5. Куб.

Ведущие раздают карточки с задание командам. Оценивается конкурс по 5-ти бальной системе.

3. ТУР ИГРЫ "Математика и афоризмы"

Приложение 4 (Презентация "Математика и афоризмы")

Ведущая:

Этого ученого называли королем математики. Попробуйте назвать имя этого математика? (вопрос болельщикам)

Ведущий:

Это известный немецкий математик 19 века Карл Гаусс (на экране его портрет)

Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками.

Ведущая:

А в 10 лет, пока учитель диктовал задание, чтобы подольше занять ретивых учеников, он сложил все числа от1 до 100 и получил правильный ответ - 5050.

Задание 3 тура: (выполняют по 3 представителя команд)

Из полученных на карточках слов составьте самое известное высказывание Карла Гаусса, и, используя его, попробуйте сделать рекламу математике в виде презентации.

Конкурс болельщиков

Приложение 5 (Презентация "Математика и живопись")

Ведущий:

А теперь болельщикам мы предлагаем конкурс " Математика и живопись".

Но сначала послушайте притчу.

Ведущая:

"Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли.

Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко.

- Ты слышал крики, выстрелы?- спросил его магараджа.- ты видел, как тебя пугали?

- Нет, повелитель, я смотрел на молоко.

Ведущий:

Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы, проверим, насколько внимательны, наши болельщики.

Итак, каждый правильный ответ принесет вашей команде 1 балл.

В конце конкурса командам предлагается сдать выполненные задания по 2 и 3 турам игры.

4. ТУР ИГРЫ "Турнир любознательных"

Приложение 6 (Презентация "Турнир любознательных")

Ведущая:

"Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин,
Взмахнул разбойничьим мечом."

Ведущий:

"Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но, знают все, кто был убит."

Ведущая:

Один из величайших математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: "Отойди, не трогай моих чертежей!"

Ведущий:

Это греческий ученый - математик Архимед, основатель гидростатики, создатель катапульт, кранов. Он определил приближенное значение числа ?.

Приложение 7 (Интеллектуальная игра)

Ведущая:

4 этап - "Турнир любознательных" попробует открыть "архимедов" нашего учебного заведения.

Данный конкурс состоит из 2 раундов.

В первом раунде игроки команд по очереди выбирают № столбца (математика или информатика) и номер вопроса. Всего каждая команда имеет право открыть по 6 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Во втором раунде турнира команды также выбирают по 6 вопросов, называя номер строки (математика или информатика) и номер вопроса. На вопрос предлагается 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Приложение 1 (Презентация "Информационная математика")

Ведущая:

А завершить сегодняшнюю игру, мы хотим отрывком из стихотворения С.В. Ковалевской " Если ты в жизни:"

(на экране портрет Ковалевской)

(Ведущие читают медленно с выражением)

"Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы в решенье своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю, ты встреть и померься с грозой:"

Ведущий:

"Лживые призраки, злые виденья
Сбить тебя будут пытаться с пути;
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти;
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль, врагам уступая,
Дашь ты похитить её невзначай!"

А теперь посмотрим, как Вам понравилась игра "Информационная математика".

К компьютерам приглашаются по 2 представителя: участник команды и болельщик.

Приложение 8 ("Подумай и оцени")

Для этого Вам необходимо заполнить электронную таблицу "Подумай и оцени".

На экране приложение 9 (электронная таблица "Итоги")

Подведение итогов и вручение призов.