Программное содержание:
- Уточнить и расширить знания детей о времени года зима. Закрепить представления о зиме, признаки зимы, народные приметы.
- Закрепить знания о предложении, умение делить слова на слоги. Дифференцирование звука "с", определять наличие звука "с" в словах.
- Обогащать и активизировать словарь, развивать зрительное внимание и восприятие. Упражнять в подборе глаголов, имен прилагательных, существительных, в умении громко и четко произносить слова.
- Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержание знакомых произведений и репродукции картин. Продолжаем учить детей составлять рассказ по картине, по схеме, из личного опыта.
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями в природе, рассматривание картин, иллюстраций о зиме, чтение худ. литературы.
Материал: снежинки, вырезанные из бумаги, картина "В зимнем парке", схема по картине "В зимнем парке", мяч.
Литература:
- О.С. Ушакова "Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада".
- Программа "Детство" В.И. Логинова
- С. Шанина "Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка".
Ход деятельности
Дети входят в группу. На ковре лежат снежинки.
Воспитатель: Ребята, что это такое?
- А чтобы это значило, снежинки к нам в группу залетели?
Ответы детей.
Воспитатель: Снежинки прилетели узнать, что вы знаете о зиме.
Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения:
На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит на снежинках
Опустилась к нам зима.
- О каком времени года говорится в стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот сейчас мы побеседуем с вами о зиме, как о прекрасном времени года.
- Но вначале поиграем с язычком. Послушайте скороговорку:
"Заморозила зима и заборы, и дома".
Скажите с начало тихо - громко, медленно - быстро.
- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы видели изменения в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: Да ребята, пришла зима и окутала деревья пушистым инеем. Они стоят, как будто выточены из чистейшего хрусталя. Зима - красивое время года.
- А вы любите зиму? В чём красота зимы?
Ответы детей.
Воспитатель: Действительно ребята погода зимой морозная, снежная, вьюжная, холодная. Что можно сказать о снеге, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Как называются 1,2,3 месяцы зимы?
Ответы детей.
В народе говорят "декабрь год кончает зиму начинает."
- А вы какие приметы зимы можете вспомнить?
Ответы детей.
1."Галки вьются в воздухе - к снегопаду"
2."Если январь холодный - июль будет жаркий и сухой"
3."У февраля 2 друга - метель да вьюга"
4."Если в декабре большой иней, много снега, это к урожаю"
5."Февраль зиму выдувает, а март ломает"
- Ребята, как вы думаете, кто больше всех рад зиме?
- Какие зимние забавы вы знаете?
- На чём дольше любят кататься дети?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько слогов в слове сани, снеговик, снег?
Ответы детей.
На какой звук начинаются эти слова?
Придумайте предложения с этими словами.
Ответы детей.
- А сейчас повторите чистоговорку так, чтобы слышать звук "с".
ес-ес-ес- сыпет, сыпет снег с небес
ес-ес-ес- спит под снегом зимний лес.
Воспитатель: Да ребята зиму любят все - поэты и художники. Поэты в своих стихах описывают красоту зимы. Давайте вспомним некоторые из них и расскажем.
Дети по очереди рассказывают стихотворения.
- "Зима" (И.Суриков)
- "Первый снег" (Е.Прутнева)
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
Есть один такой цветок
Не вплетём его в венок
Дунем на него слегка
Был цветок и нет цветка!
Ответы детей. (снежинка!)
- Молодцы ребята, очень много знаете о зиме, и теперь немножко встанем и отдохнём.
Физкультминутка: " Мы во двор гулять ходили".
Мы во двор гулять ходили,
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
А потом с горы скатились,
А потом в снегу валялись.
Все домой в снегу пришли.
Съели суп и спать легли.
Движения выполняются по тексту.
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, как художники отразили в своих картинах это чудесное время года.
Рассматривание картины "В зимнем парке".
- Какое время года изображено на картине?
- Деревья какие? Что ещё есть на картине?
- Что делают дети? Как они одеты? Почему?
- Как вы думаете, детям нравится в зимнем парке, а какое настроение было у художника ,когда он рисовал эту картину.
Ответы детей.
- А сейчас придумайте свой рассказ о зиме по картине.
Рассказы 2-3 детей.
- А кто ещё хочет рассказ из своего личного опыта, как он гуляет в зимнем парке?
Рассказы детей.
- А сейчас попробуйте рассказать рассказ по схеме.
Воспитатель выставляет схему.
Рассказ по схеме. (1 ребёнок)
Игра "Один - много".
сосулька, снежок, льдинка, снежинка, снеговик, сугроб, мороз, метель.
Вы помните ребята, что за чудеса произошли у нас в группе?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята среди этих снежинок была одна волшебная, в которой есть весточка, снежинка приглашает вас на новогодний праздник.