Цели:
- Развивающая: совершенствование коммуникативно-речевых умений через чтение и письмо.
- Обучающая: обучение приемам создания комплимента, его употребления и отклика (ответного комплимента).
- Воспитывающая: дать установку на правдивую оценку коммуниканта, воспитывать навык умения работать в паре, в группе.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.
Дидактический материал: учебник, тетради, таблицы, плакаты, высказывания.
1) Технология Федоренко И.Т. "Методика быстрого чтения" (в начале урока в системе) 10 секунд - скороговорки глазами
- 1 минута - чтение вслух с карандашом,
- 1 минута - глазами,
- 1 минута - жужжащее чтение.
2) Разминка (речевая) №1
- Глубокий вдох, считаем до 10, выдох
- До 10 по возрастающей - "Мы в зоопарке!" без добора воздуха
- Хоботок
- Язык змеи
- По 5 уколов в щёку
Не запутайтесь в звуках!
- Спиной - спинной,
- Но синий - нос синий!
Не сломайте язык!
- Все бобры для своих бобрят добры.
- Колпак на колпаке, над колпаком колпак.
- Во многословии без пустословия.
3) Проверка домашнего задания:
Дома вы повторили всё о тексте. Так что же вы знаете о тексте? Проверим? ("Мозговой штурм", ответы сидя):
А) Что такое текст? (сочетание предложений связанных по смыслу)
Б) Что соединяет все части текста? (тема)
В) Что такое тема? (то, о чём говорится в тексте)
Г) Что значит основная мысль текста? (то, что хотел сказать автор)
Д) Понять текст = понять смысл
Е) Каким может быть заголовок? (тематическим или смысловым) Что это значит? (Я говорю о берёзе, о собаке)
Ё) Какие сильные позиции текста вы знаете? (заголовок, первое предложение, опорные слова, конечное предложение)
Ж) Из каких частей состоит текст? (из микротем)
З) Что такое микротема? (узкая тема, часть текста)
И) Что обозначает микротема? (новая мысль автора)
Й) Как ещё мы называем микротему (абзац)
К) Чему подчиняются микротемы? (общей теме, раскрывают её)
Л) Что значит первичный текст? (авторский)
М) Что значит вторичный текст? (созданный на основе первичного)
Н) Какие виды первичных текстов вы знаете? (рассказ, поэма, стихотворение, басня:)
О) Как мы их ещё называем? (литературные жанры)
П) Какие вторичные тексты вы знаете? (Пересказ, рецензия, отзыв, контекст, план, инсценирование:)
Р) А что такое текст о тексте? (Читатель задаёт вопросы автору и сам на них отвечает, он становится вдумчивым читателем, собеседником автора, это монолог)
С) Чем отличаются литературные жанры от речевых жанров? (Литературные - создаёт автор, речевые - создаём мы в повседневной жизни ,и они имеют свои особенности)
Т) Какая отличительная черта у речевых жанров (Коммуникативная задача)
У) Что называется вербальным общением? (Словесное)
Ф) А невербальным? (Язык жестов, мимики)
Х) Что важно при общении коммуникантов? (Поза, взгляд, жест, мимика)
Ц) А пообщайтесь со мной невербально
Молодцы! Спасибо! Встали!
Речевая разминка №2
- Глубокий вдох ртом - с добором воздуха. Мы сейчас услышим звуки:
- Самолёт:
- Мотоцикл:
- Кукушка, эхо:
- Поросёнок:
- Петух:
- Поезд:
- Как смеётся клоун?...
4) Новая тема: (стадия вызова на "поверхность" имеющейся информации)
Ребята, мне кажется, что сегодня праздник. Вы так хорошо настроились на урок, вы сегодня такие красивые, серьёзные, торжественные!
- Вам нравятся слова, которые я вам сказала?
- А что я вам сказала? (похвалили, комплимент)
Итак, мы сегодня знакомимся с новым речевым жанром - "Комплимент"
- А что это такое?
- А когда он употребляется?
- А как он строится?
Этого мы не знаем. А как вы думаете, комплимент - это что такое? (Когда хвалят, одобряют:.)
Ребята, возьмите таблица№1 и запишите всё, что вы знаете о комплименте и графически изобразите. (Работа в парах)
Стадия осмысления: (методом активного чтения, риторического анализа, решения риторических задач.)
Ребята, а теперь откройте стр.51(Риторика). возьмите карандаши и вдумчиво прочитайте текст. В ходе чтения отмечайте карандашом:
- если узнали что-то новое- ставьте + на полях .
- что-то хотите узнать - ?
- что-то знали уже -
(Заполняют, советуются)
А теперь возьмите таблицу№2 и давайте допишем всё, что мы узнали о комплименте.
Скажите, ребята, так каким же должен быть комплимент? А вам когда-нибудь говорили комплименты? Это какие слова? (Приятные, хорошие, красивые:)
А комплимент всегда должен быть правдивым? А почему? (Нельзя обманывать, лицемерить:) Да, это главное условие комплимента - правдивость.
Давайте прочитаем басню И.А.Крылова "Кукушка и петух" (По ролям)
Вам понравилась басня? А что не понравилось? (Похвала лживая, льстивая, неправдивая)
Слово - лесть: Что такое лесть? Как вы себе представляете? (Возьмите ручки и напишите, что такое лесть). А теперь откройте стр.54 и прочитайте текст. Карандашом отмечайте, что нового вы узнали
- о льстивых словах;
- о лестных словах.
Так что же мы узнали? Чем отличаются лестные слова от льстивых? Давайте допишем кратко:
лестные слова - это:
льстивые слова -это:
Так с какой же целью хвалят друг друга Кукушка и Петух? (Чтобы получить льстивые комплименты). Хорошо. Прочитайте стихотворение А.Барто "Если вы ему нужны" на стр.56 (вслух 1 ученик)
Слова внука можно назвать комплиментом? (Нет, он требует платы, преследует свои цели, он неискренний:) Посмотрите на него, какое у него выражение лица? (Угодливое)
Что нового вы для себя открыли? ( Настоящий комплимент всегда правдивый, искренний, он не требует платы, он бескорыстный. А льстивые слова преследуют выгоду.) Запишите это в таблицу.
Какие вы ещё знаете примеры лести? ("Ворона и лиса", "Волк на псарне").
Ребята, а как надо говорить комплименты? Можно сказать комплимент, глядя в сторону, на расстоянии? (Нет, нужно подойти и смотреть на коммуниканта)
А как вы обратитесь к людям уважаемым, любимым, старшим? Которых вы любите, уважаете? (Дорогой, уважаемый, милый:)
А какую коммуникативную цель вы преследуете? (Я хочу выразить: Я хочу похвалить: Мне хочется сделать вам комплимент:)
А какие оценочные слова вы употребили бы? (: добры, умны, красивы: Я восхищаюсь! Мы восхищаемся!...)
Итак, какие языковые средства мы употребили, чтобы создать комплимент? (Обращение, начальные слова, оценочные слова с восклицанием).
Ребята, теперь заполните таблицу№3, при этом надо помнить, что комплимент - это правдивые, искренние слова! (Учитель помогает)
Разминка №3.
- Руки вытянули.
- Песню под такт шагов.
- Считалка в паре.
Ребята, скажите, если вам скажут комплимент, что вы ответите? (Спасибо, благодарю:).
Откройте стр.52 и внимательно прочитайте. Подчеркните карандашом новую информацию. Что вы узнали? (Ответный комплимент). Что это значит? (Ответы уащихся)
Да. Напишите в таблице №2 - под "?" ответный комплимент.
Ну что ж, вы теперь знаете, как нужно грамотно построить комплимент, используя таблицы. Перед вами конкурс на лучший комплимент. В жюри - сказочные герои - они будут судить вас. (Класс делится на 4 группы)
Золушка \ Баба-яга \ Кащей Бессмертный \ Емеля \ (даётся 1 минута - подготовить комплимент. (От каждой группы - озвучивает героев и говорит ответный комплимент один ученик. На экране сказочные герои ).(Примерный комплимент:" Дорогая Баба Яга! Вы такая мудрая,быстрая.Без Вас сказки были бы неинтересны.Мы Вас очень любим!")
- Спасибо, ребята!
- А теперь пусть выскажется жюри. Понравились вам комплименты? Ребята правильно их построили? (Героев озвучивают учащиеся).
- Спасибо, сказочные герои. А вам, ребята, ответные комплименты понравились? (Примерный ответный комплимент Бабы-Яги:"Спасибо,спасибо, дорогие ребята, за добрые слова.Вы тоже сегодня мне очень понравились-все такие активные,красивые , умные:")
Риторический анализ:
- Ребята, подумайте, какую роль играет комплимент в следующих ситуациях? (Класс делится на 4 группы).
1 группа: Ваш друг отдыхал на море. Вырос, окреп, загорел. Вы его случайно встретили на улице. Поприветствуйте его.(Привет,Саша!Ты так загорел и окреп!Море тебе пошло на пользу!)
2 группа: У твоего друга поломался скутер, а его отец уехал в командировку. Твой папа только что отремонтировал тебе твой скутер. Обратись к папе за помощью с просьбой.(Папа, ты так хорошо разбираешься в технике!Не мог бы ты помочь моему другу подремонтировать велосипед:У него отец в командировке:)
3 группа: Бабушка связала красивые, теплые носки. Отблагодари её.(Бабушка,ты такая мастерица, мне так нравятся твои носочки.Спасибо тебе, дорогая бабуля.)
4 группа: Сестра испекла вкусный пирог - поблагодари её . (Аня,ты настоящий кулинар!Такой вкусный пирог испекла.Спасибо тебе большое!)
(Не забудьте сказать комплимент.)
- Спасибо, молодцы,ребята!
- Ребята, скажите, какую роль играют комплименты в этих ситуациях?
- Комплимент может быть составной частью приветствия, благодарности, просьбы? (Да, может)
Впишите в таблицу№2 своё открытие (Комплимент является составной частью приветствия, просьбы, благодарности).
5) Стадия "Рефлексия":
Ребята, попытайтесь отобразить новую информацию по теме "Комплимент" графически, т.е. построить кластер (4 группы, одна из групп идёт к доске. Время-3 минуты).
А теперь по одному от каждой группы отвечайте, что же нового вы узнали о речевом жанре "Комплимент"? (Что это такое, лестный, льстивый, как создаётся, когда употребляется, является составной частью приветствия, благодарности, просьбы, для чего говорят, комплимент бескорыстный, правдивый:)
Спасибо! Молодцы! Возьмите таблицу №1 и сравните с кластером. Есть ли разница? А в чём вы видите разницу? (Объясняют. В начале урока кластер имел несколько ветвей, а в конце урока целое плетение ветвей- куст)
Ребята, комплимент - это красивое слово, он приносит радость, ощущение счастья? Так составьте красивый синквейн! (4 группы, 3 минуты, одна группа у доски) (Примерно:О,комплимент! Правдивый, уместный!Радует,восхищает,озаряет!Ты неожиданна всегда,похвала!)
- Спасибо, ребята. Ваши кластеры и синквейны, действительно, отражают основной смысл темы сегодняшнего урока.
- Скажите, комплимент помогает сделать общение более успешным? (Да)
- Комплимент должен быть уместным, необычным, искренним, добрым, тёплым? (Да)
- Вы научились говорить комплименты? (Да)
Так в чём же дело?
Давайте говорить друг другу комплименты!
Встаньте, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и левая сторона говорит комплимент правой стороне, и вы обязательно услышите ответный комплимент (20 сек. на подготовку.На экране включается слайд - шоу - цветы под тихую нежную мелодию). (Примерно: Лена,ты сегодня такая торжественная. У тебя такая красивая прическа:)
- Прекрасно!
- Ребята, а кому мы сегодня ещё можем сказать комплимент? (Гостям)
- Правильно, а наши гости - женщины! Кому доверим слово? (Мальчикам)
- Вам слово, мальчики, постарайтесь сделать комплимент составной частью поздравления по поводу наступающего праздника - 8 марта. (После поздравлений-комплиментов под слайд-шоу дарятся розы каждому гостю) (Милые дамы; дорогие женщины; любимые учителя; уважаемые гости:оставайтесь такими же молодыми и красивыми)
Наша встреча подходит к концу, дома подумайте: в чём различие слов "похвала" и "похвальба".
Вы сегодня большие молодцы, умницы! Все работали на "отлично"! И давайте всегда, каждый день -
: восклицать! Друг другом восхищаться!
Давайте говорить друг другу комплименты!
Ведь это всё любви прекрасные моменты!
Урок окончен. До следующей встречи! До свидания!