Цели:
- Образовательные:
- ввести понятие сообщающих сосудов;
- рассмотреть примеры сообщающих сосудов;
- разобрать принцип действия таких сосудов.
- Воспитательная: способствовать формированию понятия о необходимости знаний материала по данной теме в повседневной жизни.
- Развивающая: посредством нестандартных методов урока развивать навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала.
Оборудование: компьютерный класс, презентация 1 для учителя, презентация 2 для учащихся
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (Презентация 1 – слайд 2)
2. Проговаривается тема урока и пути ее изучения Презентация 1 – слайды 2, 3.
Класс разбивается на 3-5 группы. Каждая группа получает задание.
Задание 1 группы.
Учащиеся этой группы изучают тему с использованием Презентации 2 самостоятельно (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но умеющие работать в программе PowerPoint).
Задание 2 группы.
Учащиеся этой группы изучают тему посредством учебника [1] (параграф 39) (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но не умеющие работать в программе PowerPoint).
Задание 3 группы.
Учащиеся этой группы работают под руководством учителя: изучают понятия, проводят опыты, приводят свои примеры, делают выводы (учащиеся с низким уровнем обучаемости, не умеющие работать самостоятельно).
Задание 4-5 группы
По любому из выше предложенных вариантов.
Все группы изучают материал по следующей схеме:
- Понятие
- Примеры
- Зависимость уровня жидкости в сосудах от её однородности (в одно колено залита одна жидкость, в другое – другая, они имеют разные плотности и не смешиваются)
3. Проверка и закрепление изученного материала по вопросам:
– Какие сосуды называют сообщающимися? (Сосуды,
соединенные в нижней части)
– Привести примеры. (Чайник, кофейник, лейка)
– Одинаковое ли давление оказывают жидкости на
дно и стенки сосуда?
– В сосуды налито две жидкости. В одном –
вода, а в другом – нефть. В каком сосуде уровень
жидкости будет выше? (В том, где налита нефть,
т.к. плотность нефти меньше плотности воды, а
давление они должны оказывать одинаковое)
4. Применение принципа сообщающихся сосудов:
- Шлюз. Прежде чем обсуждать принцип действия шлюза, необходимо предложить каждой группе подумать о назначении этого сооружения, т.е. о том, чем вызвана необходимость его применения. Если ученики не могут дать ответ, следует объяснить им, что шлюзы служат для беспрепятственного прохождения судами тех мест судоходных рек, в которых имеются плотины и пороги, а также , если отдельные участки канала лежат выше или ниже уровня рек, которые соединяет канал. Презентация 1 – слайд 4.
- Водомерная трубка. Вода в трубке стоит на том же уровне, что и в баке. Презентация 1 – слайд 5.
5. Решение задачи (для закрепления).
Задание 9.3 [1]. В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1 = 40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран (рисунок в учебнике [1] стр.96)?
Дано: h1 = 40 см |
СИ |
Решение: p = ρgh Ответ: в левом сосуде давление больше на 2,94 кПа; вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровень жидкости не станет равным. |
6. Творческое практическое задание (дополнительное задание на уроке, если осталось время при выполнении всех запланированных этапов урока или задание на дом).
Из подручных средств, имеющихся в классе (дома) изготовьте модель фонтана. Презентация 1 – слайд 7.
7. Итог урока
Вопросы:
– Назовите те рисунки (Презентация
1 – слайд 6), на которых изображены
сообщающиеся сосуды? (На раздаточном материале
или на слайдах показать несколько рисунков)
– Продемонстрировать электрический чайник с
использование принципа сообщающихся сосудов.
– Покажите, где в этом чайнике имеются
сообщающиеся сосуды?
– Перечислить сообщающиеся сосуды, с которыми
ознакомились на уроке.
8. Домашнее з адание: § 39 [1], перечислить сообщающиеся сосуды, не рассмотренные на уроке.
Литература:
1. А.В. Перышкин. Физика 7 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2006,
190с.
2. С.А. Хорошавин. Физический эксперимент в
средней школе. – М.: Просвещение, 1988,175с.
3. Под редакцией Г.С. Ландсберга .
Элементарный учебник физики. Механика.
Теплота. Молекулярная физика. Том 1. – М.:Наука,
1975, 655с.
4. Е.Г.Гутник, Е.В.Рыбакова. Физика 7 класс.
Тематическое и поурочное планирование к
учебнику А.В.Перышкина. – М.:Дрофа, 2002, 95с.
5. http://s48.radikal.ru/i122/0905/ab/b4e2a5f244cf.jpg