Урок физики по теме "Сообщающиеся сосуды"

Разделы: Физика


Цели:

  • Образовательные:
    • ввести понятие сообщающих сосудов;
    • рассмотреть примеры сообщающих сосудов;
    • разобрать принцип действия  таких сосудов.
  • Воспитательная: способствовать формированию  понятия о необходимости знаний материала по данной теме в повседневной  жизни.
  • Развивающая: посредством нестандартных методов урока  развивать навыки самостоятельного и рационального изучения нового материала.

Оборудование: компьютерный класс, презентация 1 для учителя, презентация 2 для учащихся

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (Презентация 1 – слайд 2)

2. Проговаривается тема урока  и пути ее изучения Презентация 1 – слайды 2, 3.

Класс разбивается на 3-5 группы. Каждая группа получает задание.

Задание 1 группы.

Учащиеся этой группы изучают тему с использованием Презентации 2 самостоятельно (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но умеющие работать в программе PowerPoint).

Задание 2 группы.

Учащиеся этой группы изучают тему посредством учебника [1] (параграф 39) (это могут быть учащиеся разного уровня обучаемости, но не умеющие работать в программе PowerPoint).

Задание 3 группы.

Учащиеся этой группы работают под руководством учителя: изучают понятия,  проводят опыты,  приводят свои примеры, делают выводы (учащиеся с низким уровнем обучаемости, не умеющие работать самостоятельно).

Задание 4-5 группы

По любому из выше предложенных вариантов.

Все группы  изучают материал по следующей схеме:

  • Понятие
  • Примеры
  • Зависимость уровня жидкости в сосудах от её однородности  (в одно колено залита одна жидкость, в другое – другая, они имеют разные плотности и не смешиваются)

3. Проверка и закрепление изученного материала по вопросам:

– Какие сосуды называют сообщающимися? (Сосуды, соединенные в нижней части)
– Привести примеры. (Чайник, кофейник, лейка)
– Одинаковое ли давление оказывают жидкости на дно и стенки сосуда?
– В сосуды налито  две жидкости. В одном – вода, а в другом – нефть. В каком сосуде уровень жидкости будет выше? (В том, где налита нефть, т.к. плотность нефти меньше плотности воды, а давление они должны оказывать одинаковое)

4. Применение принципа сообщающихся сосудов:

  • Шлюз. Прежде чем обсуждать принцип действия шлюза, необходимо предложить каждой группе подумать о назначении этого сооружения, т.е. о том, чем вызвана необходимость его применения. Если ученики не могут дать ответ, следует объяснить им, что шлюзы служат для беспрепятственного прохождения судами тех мест судоходных рек, в которых имеются плотины и пороги, а также , если  отдельные участки канала лежат выше или ниже  уровня рек,  которые соединяет  канал. Презентация 1 – слайд 4.
  • Водомерная трубка. Вода в трубке стоит на том же уровне, что и в баке.  Презентация 1 –  слайд 5.

5. Решение задачи (для закрепления).

Задание 9.3  [1].  В два сосуда налита вода. В каком сосуде давление на дно больше и на сколько, если h1 =  40 см, а h2 = 10 см? В каком направлении до каких пор будет переливаться вода, если открыть кран (рисунок  в учебнике [1] стр.96)?

Дано:

h1 = 40 см
h2 = 10 см
g = 9,8  Н/кг
ρ = 1000 кг/м3
_________________
p1 – ?
p2 – ?

СИ
0,4 м
0,1 м

Решение:

p = ρgh
p1 = 1000 · 9,8 · 0,4 = 3920 (Па)
р2 =  1000 · 9,8 · 0,1 = 980 (Па)
р1 – р2 = 3920 – 980 = 2940 (Па)
2940 Па = 2,94 кПа

Ответ: в левом сосуде давление больше на 2,94 кПа; вода будет переливаться из левого сосуда в правый, пока уровень жидкости не станет равным.

6. Творческое практическое задание (дополнительное задание на уроке, если осталось время при выполнении всех запланированных этапов урока или задание на  дом).

Из подручных средств, имеющихся в классе (дома) изготовьте модель фонтана. Презентация 1 – слайд 7.

7. Итог урока

Вопросы: 

– Назовите те рисунки (Презентация 1 – слайд 6), на которых изображены сообщающиеся сосуды? (На раздаточном материале  или на слайдах показать несколько рисунков)
– Продемонстрировать электрический чайник с использование принципа сообщающихся сосудов.
– Покажите, где в этом чайнике имеются сообщающиеся сосуды?
– Перечислить сообщающиеся сосуды, с которыми ознакомились на уроке.

8. Домашнее з адание: § 39 [1],  перечислить сообщающиеся сосуды, не рассмотренные на уроке.   

Литература:

1. А.В. Перышкин. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2006, 190с.
2. С.А. Хорошавин. Физический эксперимент в средней школе. – М.: Просвещение, 1988,175с.
3.  Под редакцией Г.С. Ландсберга . Элементарный учебник физики.  Механика. Теплота. Молекулярная физика. Том 1.  – М.:Наука, 1975, 655с.
4. Е.Г.Гутник, Е.В.Рыбакова. Физика 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина. – М.:Дрофа, 2002, 95с.
5. http://s48.radikal.ru/i122/0905/ab/b4e2a5f244cf.jpg